Александр Ширвиндт

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Александр Ширвиндт фотографии
автор фото: Л. Шерстенников

Ширвиндт Александр Анатольевич

19.07.1934 - 15.03.2024

Фильмография: 135 работ в 126 проектах

биография

19 июля 1934, Москва - 15 марта 2024, Москва

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

Окончил Театральное училище имени Б.В.Щукина.

В 1956 году был принят в Театр им. Ленинского комсомола.
В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года.
С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры.
С 2000 года — художественный руководитель Театра Сатиры.

Член Союза театральных деятелей (1961), член Союза кинематографистов (1978), действительный член Российской киноакадемии, действительный член Американской Пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба, президент и действительный член Академии юмористических авторитетов, член Общественного совета ГУВД города Москвы.

театральные работы

Театр им. Ленинского комсомола
«Трудовой хлеб» А.Н. Островского
«Ночь ошибок» Оливера Голдсмита
«Первая Конная» Всеволода Вишневского. Режиссёр: Б. Н. Норд
«Первая симфония» А. К. Гладкова (10 июля 1957 - ввод), реж. Александр Аронович Рубб
«Товарищи-романтики» Марка Соболя
«До свидания, мальчики!» Бориса Балтера
«Колесо счастья» братьев Тур
«Вам 22, старики!» Эдварда Радзинского
«Когда цветёт акация» Николая Винникова
«Чемодан с наклейками» Дмитрия Угрюмова
«Центр нападения умрет на заре» А. Куссани
«О Лермонтове» О. Ремез и Т. Чеботаревская
«Святая Иоанна» Б. Шоу
«Чайка» А. П. Чехов (реж. А. Эфрос) — Тригорин
«Мольер» М. А. Булгаков (реж. А. Эфрос) — Людовик
«Каждому своё» С. Алешин (реж. А. Эфрос) — Гудериан
«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (реж. А. Эфрос) — Феликс
«Снимается кино» Эдварда Радзинского (реж. А. Эфрос) — Нечаев

Театр на Малой Бронной
«Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова
«Ромео и Джульетта» Шекспира

Театр Сатиры
1970 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Режиссёр: В. Н. Плучек — граф Альмавива
1970 — «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского — Родион
1971 — «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — Министр-администратор
1982 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Добчинский
1972 — «Таблетку под язык» А. Макаенка — Ломтев
1973 — «Чудак-человек» В. Азерникова — Заводское руководство
1973 — «Клоп» В. Маяковского — Президент репортажа
1975 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — Гектор
1976 — «Клеменс» К. Сая — Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник
1976 — «Горе от ума» А. Грибоедова — Молчалин
1979 — «Ее превосходительство» С. Алёшина
1980 — «Чудак» Н. Хикмета — Ахмет Рыза
1982 — «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта — Роберт Пила
1983 — «Крамнэгел» Л. Устинова — Мервин Шпиндельман
1985 — «Бремя решения» Ф. Бурлацкого — Пьер Селинджер
1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ — Негриш
1995 — «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского — Михалев
1997 — «Счастливцев — Несчастливцев» Г. Горина — Несчастливцев
1999 — «Привет от Цюрупы!» Ф. Искандера — Думающий о России
2001 — «Орнифль» Ж. Ануя — Орнифль
2001 — «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта
2013 — «Мольер»(«Кабала святош») — Мольер

Режиссёрские и сценарные работы в театре
1970 — «Проснись и пой!» М. Дьярфаша (с Марком Захаровым)
1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина (с Андреем Мироновым), и роль Отца
1974 — «Нам — 50» (сценарий совместно с Г. Гориным, постановка с М. Микаэлян)
1978 — «Недоросль» Д. Фонвизина
1979 — «Ее превосходительство» С. Алёшина
1982 — «Концерт для театра с оркестром» (сц. с Г. Гориным)
1985 — «Молчи, грусть, молчи…», сц. и реж.
1988 — «Страсти Черноморья» Ф. Искандера
1992 — «Спартак» (Мишулин) — «Зритель» (сборная), сц. и реж.
2001 — спектакль «Андрюша» (сц. с А. Аркановым)
2003 — «Слишком женатый таксист» Р. Куни
2004 — «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку
2007 — «Женщины без границ» Ю. Полякова
«Кошмар на улице Лурсин» Э. Лабиша
8 ноября 2012 — «Средства от наследства» Ю. Ряшенцева и Г. Полиди
20 апреля 2013 - премьера «Дураки» Нила Саймона

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004).
Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года).
Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74».
Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»).
Награждён премией «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру».
Чеховская медаль (2010).
Почётный знак «Общественное признание».
Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2005).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III-й степени (2014).

фрагменты: «Алиса в Стране чудес». Отрывок

театр

фотографии

публикации

  • Детство прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович (Теодор Гдальевич), был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: В. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая. Л. Утёсов...

    Дядя (родной брат отца) — первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1891—1958). Другой дядя (брат-близнец отца) — педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук Борис Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1896—1966), старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

    В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А.Н. Островского и «Ночь ошибок» О. Голдсмита.

    Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».

    Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году.

    Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей.

    В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года.

    С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер.

    С декабря 2000 года — художественный руководитель театра Сатиры.

    Первая роль в Театре сатиры — граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970).
    С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Неоднократно выступал в качестве автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам — 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) — «Зритель» (сборная) (1992).

    Всего за время работы в Театре сатиры поставил более 10 спектаклей.

    Автор и режиссёр-постановщик юбилейных вечеров актёров Театра сатиры Татьяны Пельтцер, Георгия Тусузова, Валентина Плучека, Георгия Менглета, Ольги Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу идущего на сцене обозрения «Молчи, грусть, молчи...».

    Особое место в творчестве Александра Ширвиндта занимает эстрада. Как автор и режиссёр работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым; придумал популярный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.

    На эстраде работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым.
    Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников».
    В кино дебютировал в 1956 году в роли Ухова в картине «Она вас любит».

    Работы на телевидении: циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок»; «Театральные встречи» из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева — телепрограммы о М.И. Жарове, Л.О. Утёсове, Н.В. Богословском.
    Принимал участие в бенефисах В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссёром Е. Гинзбургом.

    С 1958 года преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года — профессор).

    Член Союза театральных деятелей (1961), член Союза кинематографистов (1978), действительный член Российской киноакадемии, действительный член Американской Пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба, президент и действительный член Академии юмористических авторитетов, член Общественного совета ГУВД города Москвы.
    В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».

    В 1994 году вышла в свет книга «Былое без дум», написанная А.А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Борисом Поюровским, в 2006 году — «Schirwindt, стёртый с лица земли. Книга воспоминаний».

    Жена (с 1957 года) — архитектор Наталья Николаевна Белоусова (род. 1935), племянница химика Б. П. Белоусова; сын — телеведущий Михаил Ширвиндт.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости