Ныне он один из самых узнаваемых отечественных киноактеров. При этом по-настоящему харизматичен и резко возвышается над серой «сериальной волной». За что спасибо не только счастливой внешней фактуре и типажу «сердцееда», но и мастерской лепке характеров, сложных и загадочных.
Всему этому нельзя научиться в крошечном захолустье по имени Октябрьск, где имел честь родиться наш герой. Наверное, так и подумает какой-нибудь избалованный столичный мажор, но только не земляки артиста. Самарская почва щедра и благодатна для подроста и выдачи готовых талантов. Владимир Симонов – лишь очередное тому свидетельство. Потому что все, ныне радующее миллионы поклонников, задалось как раз там – в «депрессивном» городке Октябрьске, соседе-спутнике Сызрани, прославленной своим театром со славными традициями и звездными питомцами.
Единственное, что требовалось для покорения театрального небосклона Союза, – завоевать Москву, которая слезам не верит. Что юный волжанин и сделал, без слез, но с искрами в брутальном взгляде. К началу московской Олимпиады-80 за его плечами было Театральное училище имени Б. Щукина. После чего Владимир Александрович со своим однокурсником Сергеем Маковецким отыграл два сезона в Театре имени Е. Вахтангова. Потом 6 лет – на престижной сцене МХАТа, придавленной «режиссерским диктатом» и, наконец, расколотой надвое. Ввиду чего амбициозный актер предпочел Вахтанговскую сцену, где играл и по четным, и по нечетным, быстро добравшись до почетных премьерных афиш.
По писаному все выходит гладко, но были ведь и «кляксы». Мама у мальчишки работала секретарем горкома партии по идеологии, она-то и привила сыну любовь к чтению. С «ночных забав» Володя возвращался с томиком «Всемирной литературы» под мышкой, не афишируя, как в кругу сверстников предавался «приключенческой экзотике» с «каплей портвейна». А поскольку папа будущего кумира водил электровоз, то железнодорожный профиль оставил особо яркий след в его отроческой биографии.
– Мы в детстве под идущими поездами «гасали». Чем быстрее поезд идет, тем круче, если проскочишь под колесами вагона, – вспоминал актер.
Однажды едва не погиб, причем без всякого озорного умысла. Просто зазевался: при входе в электричку двери заклинили ступню, и паренька поволокло по перрону навстречу парапету и столбам. Спасло, что обут был в сабо – нога выскользнула через «отсутствие задника».
Выпадали и морские авантюры: «Моя бабушка жила прямо в центре Ялты, работала главным бухгалтеров в Ливадийском дворце. Вторую половину лета я всегда проводил у нее. Там, где океанские лайнеры швартуются, крабов ловил. За это меня в милицию приводили, и бабушке приходилось платить штраф — 5 рублей».
В детстве мечтал стать клоуном, во дворе его так и звали. Но однажды приехав с мамой в Ленинград, девятиклассник из Октябрьска посетил три спектакля в БДТ и Пушкинском театре. Уже после первого мальчик был, «неизлечимо болен». После школы махнул, не глядя, в «Щукинское». Провалился, подал документы в Куйбышевский институт культуры, где пристрастился к студенческим спектаклям. В 1976-м году со второй попытки взяли в «Щуку». Под стать вывеске, Володя демонстрировал невероятную гибкость: его паковали в чемодан и дразнили «Перочинным ножом». Это при росте метр девяносто пять!
За долгие годы Народному артисту РФ Владимиру Симонову улыбнулось поработать с выдающимися мастерами театра и кино: Олегом Ефремовым, Михаилом Швейцером, Анатолием Эфросом, Иваном Дыховичным, Петром Фоменко. Но первооткрывателем своего истинного предназначения сам актер считает Римаса Туминаса.
Сейчас одного из самых популярных актеров страны с удовольствием ждут зрители Театра Наций, Театра им. К.С. Станиславского, Театра «Et cetera» и др. На счету актера Симонова премии «Чайка» (три года подряд) и премия «Фигаро».
Первый опыт в кино связан с Андроном Михалковым-Кончаловским, пригласившим новичка в эпическую «Сибириаду» (1978). «И пошла потеха»: «Дядя Ваня», «Сашка», «Одиноким предоставляется общежитие», «Криминальный талант»... Это при Советах. После хлеще: «Каменская», «Дети Арбата», «Ермоловы», «Самара», «Русский шоколад», «Достоевский», «Огни большого города», «Граница. Таежный роман», «Виола Тараканова», «Ключ от спальни»… Всего более 120 проектов.
Однажды в Октябрьске…
Владимир Плотников. "Самарские тайны Российского кино-2"
20 января 2025
26 июля 2024
3 апреля 2024