Модрис Тенисон

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Модрис Тенисон (Modris Tenisons) фотографии

Модрис Тенисон

Modris Tenisons

19.03.1945 - 16.09.2020

Фильмография: 4 работы в 4 проектах

биография

Родился 19 марта 1945 года в Риге.
Латвийский художник, актер и режиссер.

Окончил школу прикладного искусства в Риге, учился и работал в «Ригас пантомима» у Роберта Лигерса.

В 1966 году создал в Литве первую в СССР профессиональную труппу пантомимы. Параллельно с уроками пантомимы и хореографии, репетициями спектаклей вел с актерами занятия по рисунку, живописи, скульптуре, устраивал совместные прослушивания и обсуждения музыкальной классики.

В 1972 году после увольнения с занимаемой должности вернулся в Латвию, где некоторое время занимался режиссурой и сценографией.

Работал как художник, проводил семинары. В 2013 году поставил спектакль "Король Миндаугас: создание государства", премьера которого состоялась в Киеве. В спектакле играли литовские и латышские актёры.

Ушёл из жизни 16 сентября 2020 года.

театральные работы

«Ecce Homo» ("Вот Человек"), Каунасский театр пантомимы, 1967;
«Фуга», Каунасский театр пантомимы;
"Сны Снов", Каунасский театр пантомимы, 1968;
"Берегите бабочку", Каунасский театр пантомимы, 1969;
"Каприччио XX века", Каунасский театр пантомимы, 1970;
""Коллаж", Каунасский театр пантомимы, 1971;
"Загонщики огня", Валмиерский театр драмы ,1975;
“Король Миндаугас: создание государства”, 2013.

призы и награды

Орден Великого литовского князя Гядиминаса (2003).

театр

фотографии

публикации

  • Модрис И ГИТИС

    По главному проспекту Вильнюса (в тот момент он назывался Ленинским) примерно в середине 60-х годов прошлого века нередко прохаживался высокий, светлоглазый молодой человек в большом «ренессансном» бархатном черном берете, черном же узком и длинном пальто. Барышни и дамы, как по команде, с интересом смотрели ему вслед. Неудивительно: у местных светских львиц, как это обычно бывает в городах с не очень большим населением, каждая харизматическая мужская особь всегда на учете. Каково же было мое удивление, когда, приехав в Каунас по приглашению Гедрюса на спектакль «Ecce homo» (мы только недавно с ним познакомились, это была наша вторая встреча), в дверях театра я столкнулась с тем самым загадочным незнакомцем. Через пару минут выяснилось, что он непосредственный «шеф» Гедрюса, руководитель Ансамбля пантомимы Модрис Тенисон. Этот латвийский художник, актер и режиссер собрал из актеров вильнюсского Молодежного театра небольшую труппу пантомимы (в нее был принят и Гедрюс), которую затем взял к себе на баланс Каунасский драматический театр.

    Подопечные Тенисона не были профессиональными мимами (у большинства вообще не было актерского образования), мастерству учились, как говорится, на ходу. Модрис, по возрасту почти ровесник своих артистов, оказался великолепным учителем. За плечами у него самого была Школа рижской пантомимы, имевшая известность в Союзе и за рубежом. Параллельно с уроками пантомимы и хореографии, репетициями спектаклей Модрис вел с актерами занятия по рисунку, живописи, скульптуре, устраивал совместные прослушивания и обсуждения музыкальной классики. Этот опыт воспитания актеров впоследствии использовал Гедрюс в своем Театре пластической драмы.

    Пантомима – специфический жанр, интерес публики к нему может вспыхнуть на несколько лет, а затем угаснуть на десятилетия. В шестидесятых – начале семидесятых годов выступления артистов, выходящих на сцену в черных трико и цилиндрах, с набеленными лицами, как у Чаплина или Марсо, пользовались неизменным успехом. Как правило, представлялись небольшие пантомимические новеллки – комические или грустные, но непременно с неким философским подтекстом.

    Модрис Тенисон претендовал на большее – постановку полноценных пантомимических спектаклей. В то время на всю Европу гремели Вроцлавский театр пантомимы Генрика Томашевского и его последняя постановка – «Apokalipsis cum figuris». Следуя примеру польского коллеги, Модрис назвал первый спектакль каунасской труппы тоже по-латыни: «Ecce homo» – «Вот человек». Эту фразу, по свидетельству древних историков, произнес Понтий Пилат, указав народу на Христа в терновом венце, – так прокуратор якобы надеялся вызвать у толпы жалость к страждущему. Значительно позднее (в 1888 году) так же, «Ecce homo», озаглавил свое последнее произведение Фридрих Ницше, не забыв сделать приписку: «…с цинизмом, который станет всемирно-историческим, я рассказываю самого себя».

    Постановка Тенисона на Первом фестивале ансамблей пантомимы Прибалтики была признана лучшей философской пантомимой.

    Потом были «Сны снов», «Берегите бабочку», «Каприччио ХХ века», «Коллаж». Публику, особенно интеллектуальную молодежь – в Литве ее почему-то называют академической – завораживали невнятные сюжеты, сложная и холодноватая эстетика этих спектаклей, безупречная техника актеров, их телесная красота.

    из книги "Преодоление"

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение