Ефим Хигерович

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

биография

Родился 18 июня 1922 года в Москве, в семье служащих.

В старших классах школы занимался в молодёжной студии под руководством драматурга А.Н.Арбузова и режиссера В.Н.Плучека.

Во время Великой Отечественной войны служил в танковой части и полевом госпитале на Дальневосточном фронте.

К концу войны оказался в Хабаровске, в ансамбле песни и пляски Забайкальско-Амурского военного округа, в качестве чтеца - ведущего и инспектора ансамбля.
После демобилизации в Хабаровске был чтецом в филармонии, актёром, ассистентом режиссёра и режиссёром театра музыкальной комедии, режиссёром драматического театра.
Затем работал режиссёром драматического театра Пензы.

В 1959 году был приглашён в качестве режиссёра в Омский драматический театр.
После удачных спектаклей он поступил на Высшие режиссёрские курсы, возглавляемые Р.Н.Симоновым, и успешно окончил их. Занимался в творческой лаборатории Г.А.Товстоногова.

В 1963-1966 годах работал главным режиссёром Омского драматического театра.
В 1966-1970, 1973-1974 годах был главным режиссёром Русского театра драмы Литовской ССР в Вильнюсе, в 1971-1972 — режиссёром театров Куйбышева, Таллина.

С 1974 по 2013 гг. проживал в ГДР, затем в объединенной Германии.
Режиссёр театров в городах Эрфурт и Айзенах, также ставил спектакли в г. Веймар и Рула.
В 2014-2018 гг. проживал в г. Бейт-Шеан (Израиль).

Скончался 4 августа 2018 года в возрасте 96 лет в г. Афула (Израиль).

театральные работы

Пензенский драмтеатр:
«Нора» Г. Ибсена

Омский драмтеатр:
«Океан» А. Штейна
«Верность» Н. Погодина
«Каменное гнездо» Х. Вуолийоки
«Три сестры» А. Чехова
«Дачники» М. Горького
«Ермак» М. Бударина
«Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо
«Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта
«Много шума из ничего» Шекспира
«Дневник женщины» К. Финна

Русский театр Литвы:
«Стеклянный зверинец» Т. Уильямса

призы и награды

Медаль «За победу над Японией».

театр

фотографии

публикации

  • "Из жизни директора провинциального театра"
  • Шестидесятые... Ефим Хигерович

    Ефим Робертович Хигерович пришел в профессию как раз из актеров... тонкая организация психики, особое восприятие мира привели его в режиссуру и обеспечили успех. Появившись в Омске в 1959 году, для первой постановки он выбрал "Каменное гнездо" по пьесе "Хозяйка Нискавуори". Хигеровичу - режиссеру была присуща редкая для провинциального театра того времени манера работы — разбор мотивов, психологическое оправдание поступков, тщательная разработка внешнего рисунка роли. Первый спектакль получился в жанре психологической драмы и быстро завоевал успех у зрителя. Хигерович любил "открывать" актеров. Именно он открыл Омску Георгия Яшунского и Римму Солнцеву, Л.Лепорскую и А.Теплова, С.Филиппова. Ефим Робертович не столько наблюдал и помогал, сколько раскрывал для самого актера его творческие особенности. Совместная кропотливая работа давала высокие результаты, спектакли становились событиями театральной жизни, а талант актеров расцвечивался новыми красками. Время требовало от художников подстраиваться под официальную политику государства. Ставил такие спектакли и Ефим Робертович, но все постановки были освещены особым светом его таланта. С 1963 года Хигерович становится художественным руководителем театра. К этому времени мы уже были друзьями. Это была редкая дружба без расплаты участием в творческой судьбе друг друга. Вместе отмечали все семейные события, гуляли по набережной. Ефим Робертович увлекался фотографией и оставил на память много своих работ. Мы много спорили. Ефим прекрасно умел находить аргументы в свою пользу. Он фантазировал о возможной реакции зрителей на ту или иную сцену своего спектакля и, что важно, практически всегда угадывал. Выбирал пьесу с таким расчетом, чтобы представить актеров в новом для всех ракурсе, высветить нечто особенное... Но в 1966 году, по причинам, не связанным с театром и творчеством, Ефим Робертович Хигерович уехал в Вильнюс, затем в Германию, где и живет по сей день. До сих пор жалею о несостоявшемся проекте совместной работы для Омска в 1986 году. За все эти годы мы с ним так больше и не встретились.
    ...Как художник, Хигерович исповедовал идею театра гражданственного, стремился с театральных подмостков размышлять о наболевшем, выступать против косности, несправедливости, зла. "Океан" Штейна и "Верность" Погодина раскрывали психологические стороны общественной перестройки, оттепели, наступившей после XX съезда КПСС. "Каменное гнездо" Вуолийоки ставил как интеллектуальную драму. "Три сестры" Чехова — как тонкий акварельный спектакль. В "Дачниках" Горького он показывал людей, нещадно наигрывающих в жизни. В "Ермаке" Бударина актеры жили в атмосфере легенды, седой старины, народной былинности. Пьесу де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник" решал как притчу, спектакль поэтический. А в спектакле "Матушка Кураж и ее дети" Брехта предложил актерам ежесекундную раздвоенность сценической жизни — между наглядной фабулой и философичными зонгами. Изучая все скрытые пружины действия в пьесе, характер взаимоотношений сталкивающихся людей, их внутренний мир и темперамент, выявляя сверхзадачу, в решении спектаклей Хигерович никогда не повторял себя. Методологически он опирался на индивидуальность актера. Сотворчество режиссера с актером давало неоценимые результаты, формируя мастеров омской, российской сцены: А.Ф.Теплова, Б.М.Каширина, Л.Б. Лепорскую, Г.М. Яшунского, Е.Н.Романенко.

    Мигдат Ханжаров

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение