Анатолий Добкевич

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Анатолий Добкевич фотография

Добкевич Анатолий Иванович

1896 - 2.1942

Артист фронтовой бригадыАртист фронтовой бригады

биография

1896 - 1942

В 1913 году окончил Московское филармоническое училище.
Был актером Московского театра Корша (с 1913), театров
Харькова, Киева, Одессы, Казани, Новосибирска. В 1931 году вступил в труппу Симферопольского драматического театра, где играл до конца жизни. Основное место в творчестве занимала работа над образом современного советского героя.
Во время Великой Отечественной войны выезжал со
спектаклями и концертами в части Красной Армии, часто выступал на
общегородских митингах интеллигенции с призывами к защите Родины.

Заслуженный артист РСФСР (1940).

Погиб в феврале 1942 года в гестаповских застенках.
Прототип главного героя фильма "Они были актерами" (На предложение оккупантов возглавить театр, которое фактически означало сотрудничество с захватчиками, ответил категоричным отказом: «Человеком надо быть даже на краю пропасти». Был расстрелян).
По другой версии казнен за отказ стать городским головой Симферополя (...Дул холодный северный ветер, неся по пустынным улицам обрывки афиш, стуча ветвями деревьев в окна домов, донося обрывки лающей, грубой речи. Тяжело опускался на город вечер, начинал моросить дождь. По улицам мчался огромный крытый «зауэр», останавливаясь то у одного дома, то у другого, и кто попадал а него, уже не возвращался. Остановился он и у дома Александры Федоровны Перегонец - ведущей актрисы театра. Зловеще заскрипели тормоза, застучали кованные сапоги, раздался стук в дверь. Сердце замерло. «Хорошо, что нет дома Санечки, - подумал, наверное, тогда муж актрисы Анатолий Иванович Добкевич, - мало ли что может случиться»». И случилось. Ему предложили выйти, сесть в машину. Нет, его не схватили так, как хватали людей, неугодных фюреру. Ему именно предложили поехать в гестапо, надеясь на сотрудничество. А немецкая пропаганда уже вовсю твердила, что бывший дворянин, заслуженный артист РСФСР Добкевич добровольно перешел на их сторону, став городским головой. Но разве мог советский гражданин, всей душой, всем сердцем преданный советской власти, стать предателем? Нет, один из любимейших актеров симферопольской публики не стал фашистским прихвостнем, предпочтя тяжелую смерть в застенках гестапо).

театральные работы

Шадрин ("Человек с ружьем")
Годун ("Разлом")
Алексей ("Оптимистическая трагедия")
Гайдай ("Гибель эскадры")
Платон ("Платон Кречет")
Борис Годунов
Несчастливцев
Сатин

театр

фотографии

публикации

  • АКТРИСА АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК
  • ...В сезон 1924—1925 годов в Казани организовали филиал Московского театра комедии (бывший Корша), куда вошли наиболее одаренные актеры среднего поколения и многообещающая молодежь. Именно здесь состоялась встреча Александры Перегонец и Анатолия Добкевича.

    Анатолий Иванович полюбил Александру Федоровну с первого взгляда, поначалу — без надежды на взаимность. Но постепенно его благородство, душевная красота и искренность завоевали ее сердце. В 1925 году Перегонец пригласили в Большой драматический театр, Добкевич последовал за ней в Ленинград. Когда ему не удалось устроиться туда же, он стал играть в разовых постановках, лишь бы быть рядом.

    Судьба подарила Александре Федоровне любовь удивительного человека, но, измученная невзгодами прежних лет, она не сразу решилась ответить на его чувство.

    В ноябре 1927-го она сообщила брату: «Что будет — не знаю. Я ведь не из увлекающихся особ, мне трудно менять свою жизнь… Слишком уж давно я одна и самостоятельна…».

    А уже год спустя, летом 1928-го, Перегонец пишет о Добкевиче: «Теперь так не любят. Этот человек — романтик… его все любят, все уважают и ценят. Он умный, интересный и очень добрый».

    В Ленинграде актриса надолго не задержалась. Несмотря на явные творческие удачи в спектаклях «Мятеж» и «Продавцы славы», Александра Федоровна покинула БДТ.

    В 1931 году судьба привела А. Перегонец и ставшего ее мужем Добкевича в Крым: сначала в Севастополь, а весной 1932 года — в Симферополь — в драматический театр им. М. Горького. В то время здесь царила удивительно творческая атмосфера, шли лучшие произведения русской и мировой классики, ставились пьесы советских драматургов...

    Летом 1941 года театр гастролировал в Севастополе. Вечером 21 июня шел спектакль «Кремлевские куранты». Возвращаясь в гостиницу после спектакля, Перегонец с Добкевичем последний раз любовались морем. А ночью их разбудили взрывы… Так ворвалась в их жизнь война. Объявленный на 22 июня спектакль «Машенька» с Перегонец в главной роли уже не состоялся. Поступил приказ дирекции немедленно возвращаться в Симферополь.

    За первые два с половиной месяца войны театр дал свыше 100 выездных концертов в военных частях и госпиталях, шли спектакли на стационаре.

    В конце октября 1941 года, когда фронт уже был прорван и Крым оказался отрезанным от Большой земли, часть коллектива сделала попытку эвакуироваться, но уже было поздно. В Симферополь вошли гитлеровцы. Началось страшное время оккупации. В декабре расстреляли одного из ведущих актеров труппы Якова Смоленского. В феврале в гестаповский застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич...

    Людмила КАСЬЯНЕНКО,
    заслуженный работник культуры Украины,
    заслуженный деятель искусств АРК,
    лауреат Премии АРК

  • Блестки истории
  • ...Вспомним теперь фамилию из иркутского буклета — А.И.Добкевич. Анатолий Иванович Добкевич — муж Александры Федоровны. Их отношения окончательно оформились и окрепли именно в Иркутске. Между Сибирью и Крымом прошла большая творческая жизнь незаурядных мастеров театра. Были пережиты сложные идеологические «подвижки», становление коллективов, смена городов, ролей, партнеров. К моменту начала войны они были уже оседлыми симферопольцами, ведущими актерами крупного театра, любимцами публики. Оба были заслуженными артистами РСФСР. С началом войны много выступали в концертах и на антифашистских митингах. Эвакуироваться не успели.

    Когда в Крыму воцарился фашистский режим, администрация в лице гауптштурмфюрера Кристмана (Лев Гинзбург изобразил этого палача в романе «Бездна») придумала иезуитский план. Найти примитивного предателя на роль бургомистра города труда не представляло — такие находились всегда. Интересней было навязать эту роль человеку известному, любимому в городе. Выбор пал на актера Добкевича. Его забрали в гестапо, началась обработка. Александре Федоровне приказывали повлиять на мужа, разрешили написать письмо. Поняв, чего от нее ждут, она убежала из гестапо, в ужасе осознав, что последует дальше. Она не ошиблась. Позже стало известно, в каких муках умирал Добкевич. Ему выкололи глаза, отрезали язык...

    Наталия Флорова,
    специально для «Байкальских вестей».

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение