Алексей Теплов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Алексей Теплов фотографии

Теплов Алексей Федорович

23.09.1911 - 16.02.1978

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

23 сентября 1911 - 16 февраля 1978

Заслуженный артист РСФСР (1953).
Народный артист РСФСР (1968).

Родился в Петропавловске, но вскоре семья переехала в Омскую область, потом — в Барнаул, в 1919 году — в Омск. С 4-го класса Теплов начал играть в театр, в 8-м классе впервые участвовал в массовых сценах спектакля "Рельсы гудят" Киршона, поставленного режиссером Б.Г. Артаковым в городском театре. В 1930 году Теплов поступает на курсы актеров вспомогательного состава, открывшиеся при Омском театре. И скоро начинает выходить на сцену в эпизодических ролях, которые требовали разнообразной внешней характерности, воспитывали подвижность, пластичность, свободу импровизации. Природное чувство юмора, искренняя вера в предлагаемые обстоятельства, азарт и трудолюбие в творческом процессе формировали Теплова как мастера виртуозной комедийной техники.
В 1931-1933 гг. в Симферопольском драматическом театре, в 1935-1937 и в 1940-1950 гг. в Омском драматическом театре, в 1937-1940 гг. в Калужском театре, в 1950-1956 гг. в Кировском драматическом театре, в 1956-1959 гг. в Астраханском театре.
С 1958 года - ведущий актер Омского театра.

театральные работы

Вайнонен («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, 1936)
Бурят («Терентий Иванович» Ю. М. Свирина, 1937)
Форлипополи («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, 1941)
Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1943)
Карандышев («Бесприданница» А. Н. Островского, 1947)
Голутвин («На всякого мудреца довольно простоты», 1945)
Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты», 1955)
Царь Федор («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого)
Робинзон («Бесприданница» А. Н. Островского)
Шмага («Без вины виноватые» Островского)
Фаюнин («Нашествие» Л. М. Леонова)
Антонио («Суббота, воскресенье, понедельник» Э. Де Филиппо)
Двоеточие («Дачники» М. Горького)
Крутояров («Верность» по «Черным птицам» Н. Ф. Погодина)
Захарьин-Юрьев («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого)
Матвей Орлов («Всего три дня» Н. П. Анкилова)
Брюхатый («Энергичные люди» В. М. Шукшина)
Протасов («Живо́й труп» Л. Н. Толстого)
Юсов («Доходное место» А. Островского)
Полоний («Гамлет» Шекспира)
Монахов («Варвары» М. Горького)
Эзоп («Лиса и виноград» Г. фигейреду)
Буденный («Первая конная» В. Вишневского)
Хуттартэм («Добежать, отдышаться...» Е. Чебалина, последняя роль)

театр

фотографии

публикации

  • ...В 40-е годы он выходит на ведущие роли. Художественный руководитель Омского театра Л.С.Самборская назначает его на роль Хлестакова в "Ревизоре" Гоголя, потом — на роль Карандышева в "Бесприданнице" Островского, в судьбе и характере которого переплелись смешное и трагическое. Трагикомедия — так всегда казалось Теплову — точно передает многие стороны человеческого бытия. В ней он и раскрылся наиболее полно как актер. Так, в спектакле "Суббота, воскресенье, понедельник" де Филиппо он сыграл Антонио, уставшего от жизни, но не желающего из нее уходить. Трагикомичны, каждый по - своему, были и его Двоеточие из горьковских "Дачников", и Крутояров в "Верности" Погодина — его Теплов играл не тривиальным подлецом, оклеветавшим друга, а человеком, верившим в идеи Сталина и поздно прозревшим. В трагикомическом ключе он решал Робинзона в "Бесприданнице", Шмагу в "Без вины виноватые" Островского, Фаюнина в "Нашествии" Леонова. Драматизмом были насыщены такие сценические образы Теплова, как Захарьин - Юрьев в "Смерти Иоанна Грозного" Толстого, Матвей Орлов в "Беседах при ясной луне" Шукшина, Матвей Орлов в спектакле "Всего три дня" Анкилова, Хуттартэм в "Добежать, отдышаться..." Чебалина (последняя роль актера). В этих его работах покоряли полнокровность, объем, правда духовной жизни, диалектика развития характеров. Как в роли Брюхатова в сатирической комедии "Энергичные люди" Шукшина восхищали блеск комедийных приемов, фантазия и азарт. А.Ф.Теплов умел оправдать любую ситуацию пьесы, наполнить роль содержательностью, придать ей масштаб. Как бы ни менялись эстетические требования, Теплов всегда был необходим театру как актер современный. В высшей степени естественный человек, он шел в одном потоке с жизнью, познавая и принимая новое.

    В памяти зрителей А.Ф. Теплов остался крупным самобытным актером, а в памяти коллег по театру — еще и светлым, жизнерадостным человеком, душой театра, его совестью. Всего на сцене Теплов проработал 48 лет. Он играл в театрах Симферополя, Калуги, Кирова, Астрахани, но всегда возвращался в Омский драматический, которому отдал 38 лет.

    28 мая 1999 года в память о А.Ф. Теплове на фасаде дома, где он жил (дом № 10а по пр. Маркса), была установлена мемориальная доска.
    Валерий Алексеев:

    "Корифей омской сцены народный артист РСФСР Алексей Федорович Теплов на «производственном» спектакле после тягостной сцены собрания говорил по роли такие слова: «Сейчас приму валидол, пойду домой, проветрю комнату и лягу спать». Перед каждым спектаклем артист, шутя, обещал: «Выйду и скажу: «Приму пурген». Все смеялись. Но однажды на спектакле Теплов начал: «Сейчас приму пурген…» Пауза. Партнеры замерли в ожидании. Понимая, что «залетел», Теплов продолжил: «Проветрю комнату… и… пойду…» Зал грохнул от смеха."

  • Светлана Яневская. «Алексей Теплов» (серия «Мастера сцены»)
  • Народный артист России Алексей Федорович Теплов — один из мощных стариков омской драмы, ушедший из жизни в 1978 году, память о нем жива не только в театре, славном сохранением традиций, но и в городе. Актер-легенда отдал омской драме 35 лет, в юности работал также в театрах Симферополя, Калуги, Кирова, Астрахани.

    Книга уникальна и по-настоящему увлекательна. Она скомпонована из блистательных воспоминаний самого артиста, записанных и обработанных С.Яневской, из интереснейших рассказов о нем родственников, коллег, знакомых - свидетелей его славы, из статьи составительницы и огромного количества разнообразных фотографий, рассматриванию которых можно отдать часы — так они роскошны. Здесь не только фотографии самого Теплова разных лет: в жизни — начиная с 20-го, на сцене - с 30-го, но и сцены из спектаклей разных театров, наглядно показывающие, как менялась во времени театральная картинка, лица знаменитых провинциальных артистов, с которыми привелось работать молодому Теплову, — колоритнейшие свидетельства разных эпох. По ним можно проследить, как менялась мизансценическая культура, приемы создания характеров, гримы, парики. Словом, перед нами целая документальная история Театра.

    У Теплова лицо талантливого человека, которое изменяется, в зависимости от роли, до неузнаваемости. Кажется, на 183 страницах собралась целая толпа живых людей разных ворзрастов, социальных слоев, времен и национальностей: Вайнонен («Оптимистическая трагедия», 1936) ничем не похож на Бурята («Терентий Иванович», 1937), Форлипополи («Хозяйка гостиницы», 1941) - на Хлестакова («Ревизор», 1943), а Карандышев («Бесприданница», 1947) — на Голутвина («На всякого мудреца довольно простоты», 1945) или Мамаева (1955). Протасов, царь Федор Иоаннович, Юсов, Полоний, Двоеточие, Монахов, Эзоп, Буденный... Породистый герой, печальный простодушный мудрец, взнервленный неврастеник, гротесковый комик, простак-крестьянин, интеллектуал — это все он, Теплов.

    У Теплова явно был литературный талант: о жизни и театре он рассказывает языком метким, цепким, втягивающим в историю. Памятливый рассказчик, для воссоздания времени он использует точные детали, его проза создает эффект присутствия, он талантливый и доброжелательный портретист — описываемые люди встают перед глазами как живые. Когда же сталкивается с чем-то отталкивающим (нравственность для него не пустое слово), превращается в афористичного остроумца.

    Воспоминания Теплова и рассказы о нем создают образ крупной, одаренной личности.

    Есть в книге собранный по афишам и программкам примерный репертуарный лист Теплова, впечатляющий количеством и качеством работ. Есть ссылки на книги и статьи, посвященные артисту, среди авторов — В.Калиш, А.Хайкин, Е.Цейтлин.

    В книге звучат живые голоса режиссеров Ефима Хигеровича, Изяслава Борисова, Льва Дурасова, прославленных артистов, таких как Ножери Чонишвили, и простых артистов, причастных к общему служению омской драме, дочери Теплова Елены Батуриной - первого диктора Новосибирского телевидения, педагогов, концертмейстера, простых работников театра. Большое счастье, что книга дала возможность их услышать.

    Лапина Анна

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение