В.В. Кузьмин – ученик Л.С. Вивьена и последователь творческого метода Н.П. Акимова. Для творчества Кузьмина будет характерно тяготение «к яркой зрелищности, так необходимой юношескому театру, пристрастие к праздничной, эмоциональной форме», сценическая выразительность, глубокий интерес к психологической драме.
В. Кузьмин хорошо знал творческую программу театра прошлых десятилетий. Задумываясь над тем, каким должен быть театр 60-х годов, В.В. Кузьмин говорил: «Театр для юношества… Он ведь должен воспитывать, так? Но воспитывать сегодняшнего зрителя все сложнее и сложнее... чем же мы должны отличаться от ТЮЗа прошлых лет? Что нового появилось в нашей ориентации? Показать героику прошлого, героику наших дней! Надо! Но как? Сегодня зрителя интересует в театре не только сам факт, пускай правдиво, убедительно воспроизведенный артистами. Героический поступок сам по себе, конечно, способен волновать. Но показывать одни только факты – задача кинохроники. Перед нами иная цель – показать причины, породившие взлет человеческого духа, показать современные характеры в их стремительном развитии».
Мир после Второй мировой войны стремительно менялся: росли большие города, в жизнь внедрялась научно-техническая революция, набирало интеллектуальный рост новое поколение. Подросток 60-х, по данным психофизиологии, медицины и антропометрии, был крепче и способнее к большему интеллектуальному и эмоциональному напряжению, что привело к закреплению тенденции «овзросления» творческой позиции деятелей Новосибирского ТЮЗа. Практически ТЮЗ становится театром рабочей молодежи и студенчества.
В этот период на сцене ТЮЗа идут пьесы о жизни молодого современника, которые значительно расширили репертуар театра для старшеклассников. Среди названий тех лет особой любовью у молодежи пользовались такие спектакли, как «Друг мой, Колька!» А. Хмелика, «В дороге» В. Розова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Алкины песни» А. Иванова, «Московские каникулы» А. Кузнецова, «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина.
Театр расширяет репертуарные поиски, прежде всего, в области классики, где и происходит основная реализация творческого потенциала театра в создании ярких художественных образов актерами разных поколений. На сцене ТЮЗа идут «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1963), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1966), «Чайка» А. Чехова (1966), «На дне» М. Горького (1968), «Горячее сердце» А. Островского (1969). Вводя классику в репертуар театра, В.В. Кузьмин решал и важную творческую задачу – давал труппе материал, отвечавший опыту и мастерству ведущих артистов ТЮЗа.
Каждый сезон в афише ТЮЗа 60-х годов появляются новые названия для ребят младшего и среднего школьного возраста: «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Именем революции» М. Шатрова, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Юность отцов» Б. Горбатова, «Пузырьки» А. Хмелика, «Коко делает фокусы» К. Воденичаровой и другие.
В спектаклях успешно работают актрисы Г. Аверьянова, Т. Анохина, Э. Гарина, Н. Демина, М. Золотарева, З. Лисятина, М. Малахова, К. Осипова, В. Широнина, занятые в ролях травести, а также несшие основную нагрузку во «взрослом репертуаре». Коллектив ТЮЗа тех лет составляли в основном ученики новосибирской театральной школы: А. Дорожко, В. Бирюков, В. Наймушин, Г. Мамлеева, С. Петухов, Г. Шустер. Скоро они станут ведущими актерами ТЮЗа, а позже и других театров города.
В 1967 году В. Кузьмин набирает курс в Новосибирском театральном училище, открывшемся в 1960 году. Среди его студентов: В. Кузьмина, И. Петрова, Т. Седельникова – молодые героини спектаклей ТЮЗа 70-х годов.