Недавно исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, ветерана смоленской сцены Сергея Арсеньевича Чередникова. Почти четверть века нет с нами этого человека, но он живёт в воспоминаниях коллег и зрителей, его лепта ощутима в таком феномене, как «смоленская актёрская школа». Более 45 лет отдал С.А. Чередников сцене, из них 35 - смоленской.
...Родился Сергей Арсеньевич в г. Калинине (ныне Тверь), учился в школе, потом работал на текстильной фабрике «Пролетарка», участвовал в самодеятельности. Всегда мечтал об актёрской профессии и, когда увидел объявление о наборе в театральное училище, рискнул - пришёл поступать на актёрское отделение и сразу был принят. По окончании работал в Калининском ТЮЗе. Сразу же после войны получил приглашение в Смоленский государственный драматический театр. Уже первая его роль Прохора в «Угрюм-реке» В. Шишкова свидетельствовала о том, что в труппу пришёл артист яркого таланта, способный донести до зрителя трагедийный накал происходящего, передать «аромат правды» на сцене, настоящий актёр русской школы переживания.
Позже С.А. Чередников был приглашён в Свердловский драматический театр, играл там много и плодотворно. Но... тянул к себе древний Смоленск - и Чередников вернулся. Теперь уже навсегда. О нём говорили, что это был актёр от бога. Во всех сыгранных ролях он шёл не от внешних эффектов, а от сути характера, глубокого знания биографии своего героя. Отсюда - органичность и достоверность образов, слов, жестов и неповторимость их. Журнал «Театральная жизнь» (театровед Е. Полежаева) писал о его полковнике Берёзкине из «Золотой кареты» Л. Леонова: «Берёзкин-Чередников будто не говорит, а сквозь безмерную боль роняет отдельные слова. Тяжкая дума застыла на его неулыбчивом лице, он спервоначалу кажется и скуповат на доброе слово, и резковат, и даже грубоват. Но именно в нём раскроются подлинные глубины человечности и широты сердца...».
Театральный критик И. Вишневская в «Литературной газете» писала о роли Чередникова в спектакле «Виринея» Л. Сейфуллиной: «Ярок в спектакле... крестьянин Магара, своеобразный деревенский праведник... Чередников - актёр могучего темперамента, идущего ещё от мочаловского корня...».
Роль Магары была одной из самых значительных в этом спектакле, выдвинутом на соискание Государственной премии СССР. Вскоре после её исполнения С.А. Чередникову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Центральная газета «Правда» (театральный критик Вл. Пименов) писала: «Артист и раньше знал отличные победы на творческом своём пути, но именно в революционной пьесе, ставшей советской классикой, сумел он наиболее полно раскрыть лучшие черты своего дарования - острый интеллект, чувство народной основы, персонаж какой-то неуёмный, ликующий внутренний оптимизм, умение сочетать горячую страсть и холодный разум...».
Смоленская газета «Рабочий путь» так характеризовала эту роль актёра: «Он, как замшелый кедр. Сила - от земли, которая вспоила и вскормила его и которую он любит безотчётно, а замшелость - от обстановки, душной, пропитанной насквозь невежеством и суеверием...».
Во время гастролей театра во Владимире газета «Призыв» (критик П. Шерышев) писала о Магаре Чередникова: «Образ выдержан в духе эпической монументальности...».
Колоритен был и отставной солдат, работник Митрич из «Власти тьмы» Л.Н. Толстого в исполнении Чередникова. «Он груб. И пороли его за пьянство, да душа у него чистая. Людей он не боится...» (критик М. Эйдельман).
Также по-чередниковски мощно и многопланово был сыгран Иван Грозный в спектакле по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич»: «Именно многоплановость и богатый опыт позволили Чередникову психологически убедительно справиться с трудными нюансами роли» (С. Глушенков).
Четверть века назад не стало Сергея Арсеньевича, но воспоминания о нём живы до сих пор.
Для известного радиожурналиста Ларисы Русовой особенно памятны в связи с С.А. Чередниковым 50-е годы, когда она посмотрела спектакль «Денис Давыдов»: «Впечатление было потрясающее: царственная осанка, в эполетах, аксельбантах и на белом коне Кутузов-Чередников! Я не помню подробно спектакль, но Чередников! Выезжал на коне ОН - и конь был белый...»
Много игравшая в спектаклях с С.А. Чередниковым заслуженный работник культуры РФ Т.Г. Мокринская вспоминает: «Это был человек-поэт. Мало кто знал, что он писал стихи, красивые, глубокие, трогательные. А какое у него было чувство юмора! Мы вместе играли в «Сказках старого Арбата» А. Арбузова, «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, «Гнезде глухаря» В. Розова, «Иване Васильевиче» М. Булгакова - и он всегда думал прежде всего о партнёре, поэтому игралось с ним легко...»
В течение многих лет Сергей Арсеньевич Чередников возглавлял Смоленское отделение Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей), при нём открылся в городе Дом актёра.
Осталось много архивных материалов, рецензий, статей, фотографий, видеозапись художественного фильма Виктора Турова «Люди на болоте», где Сергей Арсеньевич исполняет одну из ролей. Тёплые воспоминания написаны о нём Вл. Пантелеевым (1979 г.): «Сергея Арсеньевича часто можно встретить в центре города: в саду им. Глинки или на аллее около театра. Добрые улыбающиеся глаза, крупные и вместе с тем мягкие черты лица. Он идёт, опираясь на черную лакированную суковатую палку, высокий, широкоплечий. Идет не спеша... С ним здороваются, и он отвечает приветливо. Некоторые, пройдя, останавливаются. И тогда он слышит за спиной: «Артист! Как он Грозного сыграл! А Кутузова, помнишь, в «Денисе Давыдове»? А Магару в «Виринее»?..»
Жив Сергей Арсеньевич - в благодарной памяти смолян.