Валентин Антонов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Валентин Антонов фотографии

Антонов Валентин Дмитриевич

24.09.1926 - 22.04.2014

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

Участник Великой Отечественной войныУчастник Великой Отечественной войны

биография

Родился 24 сентября 1926 года в с. Сара (ныне - Сурского района Ульяновской области).

Народный артист Якутской АССР.
Народный артист РСФСР (30.09.1987).

В 1943 году был призван в действующую армию. В 1947 году демобилизован по ранению. В 1948 поступил в Свердловский театральный институт, в 1950 г. перевелся в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского, который окончил с отличием в 1952 году.

В 1952-1954 годах - артист русского театра (Чебоксары Чувашской АССР), в 1954-1966 годах - Русского драматического театра Якутска. Работал в театрах Иркутска, Орла и других городов.

В 1971 году вновь вернулся на сцену Русского драматического театра в Якутске, где служил не только артистом, но и ставил спектакли. В 1983-1987 годах был директором театра.

С 1992 года занимался преподавательской деятельностью, подготовив два актерских курса филиала Школы-студии МХАТ и один выпуск АГИКиИ, являясь профессором факультета исполнительских искусств.

Действительный член Академии духовности Республики Саха (Якутия) и её первый вице-президент. Ректор народного университета культуры при УВД Якутска МВД РС(Я).

Ушел из жизни 22 апреля 2014 года.

театральные работы

Арбенин («Маскарад» М.Ю. Лермонтова)
Иван Климов («Иван и Мадонна» А. Кудрявцева)
Князь (Дядюшка) («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского)
Сталин («Дети Арбата» по А. Рыбакову)
Стенли («Трамвай "Желание"» Т. Уильямса)
Вэл («Орфей опускается в ад» Т. Уильямса)
Шаманов («Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова)
Иван Петрович («Униженные и оскорбленные» по Ф. М. Достоевскому)
Десятов («Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана)
Михай Груя («Святая святых» И. П. Друцэ)
Лаврецкий («Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу)
Филька-Анархист («Интервенция» Л. Славина)
Протасов («Живой труп» Л. Толстого)
Оттавио («Цилиндр» Эдуардо де Филиппо)
Сориано («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо)
Дед («В этой девушке что-то есть» Р. Рябкина)
Простой человек («Энергичные люди» В. Шукшина)
Урка («А по утру они проснулись» В. Шукшина)
Леонов («В сумерках» А. Дударева)
Полковник Лукьянов («Соловьиная ночь» В. Ежова)
Скупой рыцарь («Маленькие трагедии» А. Пушкина)
Саня («Чио-Чио-Саня» Г. Башкуева)
Абашев («Гордячка» Т. Ян)
Иван Колосов («Не называя фамилии» А. Минко)
Алексей («В добрый час!» В. Розова)
Вакуленко («Слушайте, товарищи потомки» А. Мусиенко)
Иванко («Крылья» А. Корнейчука)
Генрих Шварцкопф («Щит и меч» В. Кожевникова)
Хиггинс («Пигмалион» Б. Шоу)
Дульчин («Последняя жертва» А. Островского)
Гильберт («Мария Тюдор» В. Гюго)
Бродяга («Прежде чем пропоет петух» И. Буковчана) - диплом I степени Министерства культуры СССР (1973)
Юлий Цезарь («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу)
Ясон («Медея» Еврипида)
Чмутин («Ретро» А. Галина)
Яровой («Любовь Яровая» К. Тренева)
Генерал («Три разговора» Вл. Соловьева)
Пифагор («Свалка» А. Дударева)
Сатин («На дне» М. Горького)
Святитель Иннокентий («Одиссея инока Якутского» В. Федорова)
Кузнецов («Костры таежные» Ю. Шамшурина)

Постановки
«Мораль пани Дульской» Г. Запольской
«Выходили бабки замуж» Ф. Булякова
«Тайна капитана Флинта» Д. Иванова, В. Трифонова
«Царевы очи» М. Панфиловой-Рыжковой
«Зайка-зазнайка» С. Михалкова
«Поросенок Кнок и его друзья» М. Ворфоламеева

призы и награды

Ордень Отечественной войны I степени.
Медали "За отвагу", "За освобождение Праги", "За победу над Германией".
Орден "Полярной Звезды" (Республика Саха-Якутия).
Орден Дружбы (30.05.1997).
Государственная премия Якутской АССР им. П.А. Ойунского (1986) - за создание образа Ивана Климова в спектакле А. Кудрявцева "Иван и Мадонна".
Награжден Союзом театральных деятелей Якутии дипломом "За беззаветное служение искусству" (2003).

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • `Принимаю огонь на себя`
  • Наша встреча с народным артистом России и Якутии, лауреатом Госпремии им. П. Ойунского, кавалером ордена Полярной Звезды, многих медалей и орденов, участником Великой Отечественной войны Валентином Дмитриевичем Антоновым произошла в его гримерке, в Русском театре. Я не скажу, что не испытала душевного трепета при встрече с этим человеком. И не только потому, что он статен и красив до сих пор, но еще и потому, что есть в нем мудрость, благородство, интеллигентность, - качества, выдающие человека духовного, неравнодушного и творческого.

    - Валентин Дмитриевич, в эти дни все человечество отметило 60-летие со дня окончания Второй мировой, Великой Отечественной войны. А конец апреля ознаменовался знаменитой встречей на Эльбе. Вы волей судьбы стали участником этих событий.

    - О войне уже столько написано, сказано, спето песен, снято фильмов... Судьба дала мне счастливый шанс жить в удивительном двадцатом веке. В этом веке я родился, рос, учился, воевал, был тяжело ранен, окончил театральный институт в Ленинграде, и с 1954 года работаю в Якутске в театре. Здесь я обрел вторую родину, здесь пришло ко мне признание.

    Мне довелось быть участником знаменитой встречи на Эльбе. Война близилась к концу - это все понимали. Немцы, будучи загнанными в своем логове, все же продолжали сопротивляться, огрызаться последними выстрелами. Много наших солдат полегло на дорогах Германии в те дни, на вражеской земле, в одном шаге от победы.

    Для участия во встрече с союзниками с 1-го Украинского фронта были отобраны лучшие части. Из нашего полка был взят взвод пулеметчиков. Я был комсоргом, и вместе с парторгом меня включили в группу, которая должна была прорваться за линию фронта и соединиться с американцами в местности Торгау. Впереди шла наша разведка. В то время было много разрозненных немецких военных формирований, которые отступали, отчаянно сопротивляясь. И вот мы лавировали между ними, чтобы скрытно выйти к Эльбе.

    Помню, мы приехали вечером в Торгау. Нам с парторгом отвели виллу. Это был шикарный дом, убранный картинами, скульптурами, коврами. Мы обнаружили в доме подвал, спустились вниз. Нашим глазам предстала жуткая картина. В огромном подвальном помещении, устланном коврами, за столом сидела семья - немецкий генерал, офицер, по-видимому, его сын и молодая девушка. Все были мертвы, включая немецкую овчарку, застыв в позах, в которых их застала смерть от цианистого калия. Это был ярчайший пример немецкого фанатизма и выражение безысходности перед неминуемой капитуляцией.

    А утром мост через Эльбу поделили на две части - половина наша, половина - американская. На этом мосту мы с американцами и братались. Встреча же командования происходила на нашей стороне.

    На следующий день мы проехали по мосту на американскую сторону. Здесь был огромный концлагерь. Американцы даже не удосужились снять с ворот замки. Мы открыли ворота, оттуда хлынули толпы узников. Позднее их отправили на фильтрационные пункты. Эта встреча произошла 25 апреля 1945 года.

    Потом я участвовал в освобождении Праги и в бою был тяжело ранен. Два месяца провел в Братиславе в госпитале, после чего был демобилизован по ранению. Когда после победы мы приехали с фронта, оказалось, что наши медали, ордена никому не нужны - наши дети играли ими. Да и к нам отношение было плевое: "Подумаешь, воевали...", - говорили.

    - История войны в последние десятилетия стала предметом спора в обществе. Вы, как участник, как свидетель военных действий, что могли бы сказать сегодня о Великой Отечественной войне?

    - Мы - солдаты, обязаны были выполнять приказы, не обсуждая их. Все распоряжения - удел командующих. Я знаю лишь одно: перед войной были уничтожены маршалы, генералы - высшее армейское командование, профессиональные военные. Это первое преступление Сталина и тех, кто принимал такие решения. Даже немцы знали, что мы уничтожили цвет Красной армии, и не скрывали своего ликования в связи с тем, что некому было командовать нашими частями. Приведу только один пример: расстрелянный Тухачевский читал стратегию и тактику в военной академии - это показывает, какой высокий интеллектуальный потенциал был у утраченного столь бездарно командования.

    - Расскажите о Вашем пути в искусстве.

    - Я счастлив тем, что в годы учебы в театральном институте застал преподавателей, которые учились и работали еще при царском режиме. Это были люди высокой культуры, нравственной чистоты, высокой гражданственности. Среди преподавателей была Шереметева, из тех самых Шереметевых. Когда она поднималась по лестнице, проносился шепот: "Шереметева, Шереметева идет..." Она поднималась - царственная осанка, посадка головы, улыбка одними губами. Фехтование преподавал знаменитый Кох. Преподавательница французского языка была из Франции, из Сорбонны. То есть были люди, с которых можно было брать пример нравственности, поведения, было на кого посмотреть. Мы как губка впитывали все, что нам необходимо было для дальнейшей творческой работы.

    В 1948 году поступил в Ленинградский театральный институт, в 1952 году окончил его. Первое время в институте было очень трудно. После ранения у меня была инвалидность 2-й группы. Из-за ранения в живот все занятия, связанные с активным движением были для меня болезненны. Но я не показывал вида, и по ночам, чтобы никто ничего не заподозрил, занимался в спортзале, разрабатывал мышцы.

    А в 1954 году я приехал сюда, в Якутск. Приехал осенью, а перед этим весной или летом сгорело здание театра, и мы работали в клубе МВД, который находился в то время на месте нынешнего ДК им. Кулаковского.

    Театр - мой профессиональный дом. Один дом - квартира, где ложки, чашки. И Театр - святыня.

    - Тема войны прошла через многие спектакли театра. В спектаклях "Слушайте, товарищи потомки!..", "Барабанщица", "За вторым фронтом", "Солдат Иван Чонкин", "Иван и Мадонна", за который Вы получили Госпремию, "В сумерках" война стала полноправным действующим лицом, настолько ярко и выразительно герои спектаклей прожили на сцене военную жизнь. Вы приняли участие во многих постановках. Расскажите об этой стороне Вашего творчества.

    - Допустим, спектакль "Иван и Мадонна", где я сыграл главную роль солдата Ивана Климова. В спектакле "В сумерках" сыграл генерал-майора в отставке, сегодня играю роль полковника, коменданта немецкого города в новом спектакле "Соловьиная ночь". Эти герои - они похожи друг на друга. Но, наверное, Иван Климов ценен и дорог мне более других. Прежде всего своей целомудренностью, несмотря на годы и фронт. Он лишен чувства собственничества, неравнодушен к любому проявлению несправедливости. Он из тех, кто отдает, не прося ничего взамен.

    Иван Климов пришел с фронта. За годы войны своя хата в землю вползла, но он берется помогать другим, у них более отчаянное положение. Чем жива Россия, так это такими чудаками, которые нужны только тогда, когда кто-то в них нуждается. И только после смерти таких людей, мы вдруг ощущаем некую пустоту, которая ничем не заполняется, ощущаем, что нам чего-то не хватает. И генерал-майор все отдает людям. Таким людям место на правом фланге. Я с огромным удовольствием работал над этими ролями.

    Его противоположность - Князь (Ф. Достоевский, "Дядюшкин сон"). Князь, обладая всеми пороками, не знает, что для него главное, для чего он живет. Моя задача - разоблачить эту жалкую, трагикомичную, никчемную личность. Это очень интересно, во имя этого стоит жить. Каждая роль - судьба.

    - Что самое важное для Вас как для артиста, и что - как для человека?

    - Что касается сегодняшнего театра, то перед ним стоит очень трудная задача. Современность как консервативна, так и подвижна, то, что было нормой для дня вчерашнего, неприемлемо или давно забыто сейчас. Современность - это субстанция, включающая в себя знаки прошлого и будущего, и современный человек сложен. Задача театра - шире, глубже раскрыть духовный мир человека, который этот мир преобразует. Сейчас, к сожалению, появились низкопробные образчики современной жизни. Они освобождены от морали, сопереживания, отличаются нравственной разнузданностью. Фонвизин устами своего героя говорил еще в 18 веке: "Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие". Я полностью разделяю эту мысль.

    Духовность - все нравственные ценности, которые присущи человеку. Духовная жизнь общества невозможна без книг, литературы, поэзии, музыки. Глядя на сегодняшнее поколение диву даешься - они такие циничные, равнодушные, жестокие. Новая формация дала нам свободу - свободу выбора. И мы восприняли эту свободу как свободу зла, но не как свободу добра. И наши дети заражены всем этим. Но не все молодые люди такие. Есть и совершенно другие - умные, глубокие, умеющие сочувствовать и переживать. Я обратил внимание на то, что в последние годы все больше молодежи приходит в зрительный зал. В России всегда была тяга к духовному у людей. И если сегодня молодые люди более склонны придти в театр, чем на улицу, значит, не все потеряно. Есть у нашей станы завтрашний день.

    - Что бы Вы, Валентин Дмитриевич, хотели пожелать молодым?

    - При необходимости надо уметь принимать огонь на себя. Это военное братство основано на дружбе, взаимной выручке, на самопожертвовании. Я думаю, что это правило уместно для каждого при любых обстоятельствах. Тогда только человек будет ясен и светел, и жизнь его будет счастливой.

    Мне бы очень хотелось, чтобы никто из современных поэтов, писателей не говорил таких слов: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ..." Чтобы мы жили в гармонии, любви, а ненависть, зависть, зло выкорчевать, искоренить из нашей жизни.

    Вот такой замечательный человек живет рядом с нами. Солдат, прошедший всю войну, Народный артист, создавший десятки образов на сцене Русского драмтеатра, достойный гражданин России. Мы желаем Вам, Валентин Дмитриевич, здоровья, долгих лет, творческого счастья и многих благ. Спасибо Вам.

    Елена КУЗЬМИНА

    "Новости Якутии", N17-18, 2005 год

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение