Юрий Пресняков

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Юрий Пресняков фотографии

Пресняков Юрий Валентинович

06.05.1921 - 18.10.1979

Артист фронтовой бригадыАртист фронтовой бригады

биография

6 мая 1921 - 18 октября 1979

Заслуженный артист РСФСР (30.09.1958).

По окончании в 1941 г. Воронежского театрального училища - в Воронежском драматическом театре, во время Великой Отечественной войны работал во фронтовой бригаде Театра миниатюр. С 1946 года - в театрах Северодвинска (Молотовский театр, 1946-1950) и Курска, в 1961 г. - во Владивостокском краевом театре.
В 1962-1970 гг. - в Вильнюсском русском драматическом театре.
В 1951-1961 и в 1970-1979 гг. в Псковском театре драмы им. Пушкина.

театральные работы

Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, Владивосток)
Вильнюсский русский театр
Петруччо («Укрощение строптивой» У. Шекспира)
Хлудов («Бег» М. А. Булгакова)
Чехов («Насмешливое мое счастье» Л. А. Малюгина)
Псковский театр
Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера)
Платонов («Без названия» А. П. Чехова)
Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира)
Пушкин («Пушкин» А. П. Глобы)
Князь Мышкин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому)
Левинсон («Разгром» по А. А. Фадееву)
Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского)
Репников («Прощание в июне» А. В. Вампилова)

театр

фотографии

публикации

  • Он умер двадцать пять лет назад, 18 октября 1979 года, во время репетиции спектакля «Псковитянка». Инфаркт. Врач, до изнеможения делавший искусственное дыхание, сказал: «Если бы на несколько минут раньше, еще можно было бы спасти». Все молчали. Актеры завернули его тело в старую кулису и вынесли со сцены.

    Он умер, как и подобает Артисту, — на сцене! И до сих пор о нем вспоминают с восхищением и любовью: на сцене псковского театра творил легендарный Пресняков!

    Юрий Пресняков из семьи творческой интеллигенции. Его отец, известный танцовщик и балетмейстер Валентин Пресняков, танцевал в Мариинском театре, был профессором Петербургской консерватории. Хореографом была и мать будущего артиста — Вера Рузанова. Из такой семьи прямой путь на сцену. Только Юрий выбрал не балет, а драму.

    В Псковский театр он приехал в 1951 году вместе с женой известной провинциальной артисткой Л. П. Деримарко. И сразу же покорил всех: красивый и обаятельный, с безупречными манерами и приятным голосом. И роли молодых неистовых героев таких, как романтик Фердинанд из «Коварства и любви» Ф. Шиллера, «шли» ему. Но первый псковский период в его творчестве — это прежде всего князь Мышкин в «Идиоте» Ф. Достоевского. Артист воплощал в Мышкине и детскую наивность, и искренний порыв всем помочь, и отчаяние от бессилия изменить что-то в несправедливостях жизни. По тем временам это была прогрессивная трактовка классического образа.

    В эти же годы он стал первым исполнителем чеховского Платонова в незавершенной пьесе «Без названия». Он сыграл человека незаурядного, умного, все ждут от него больших дел и поступков, но их не будет, как-то быстро тают его бунтарские порывы. К концу спектакля это был сломленный духовно, опустившийся, с испитым лицом, человек. Здесь артист провидчески сыграл нравственную трагедию русской интеллигенции, ушедшей от решения жизненных вопросов.

    Несколько лет Пресняков работал во Владивостоке и Вильнюсе. Рассказывали легенды о его фантастическом успехе в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана, — будто зрители на руках выносили его после представления, а невозмутимые литовки экзальтированно засыпали любимого артиста цветами…Успех на сцене и у женщин сопровождал его всю жизнь, определяя ее траекторию. В 1970-м он вновь на псковской сцене, теперь уже навсегда. Он также много играет, на него «ходят» зрители. Его роли тех лет — нервный и волевой Левинсон в «Разгроме» А. Фадеева, Шуйский в пушкинском «Борисе Годунове», по испански темпераментный Вандолино в «Учителе танцев» Лопе де Вега, благополучный ректор Репников из «Прощания в июне» А. Вампилова…

    Мастер любовного диалога, певец любви и страсти, великолепный, элегантный и романтичный Пресняков дарил зрителям возвышенность чувств, — то, чего так не хватает в обыденной жизни. За то и любили его зрители. Образы, созданные им в спектаклях театра помнятся изысканной пластикой, выразительной мимикой, красивым и звучным голосом, отточенным жестом и позой — всем этим старым театральным арсеналом выразительных средств он владел безупречно. Его всегда было видно, слышно и понятно! Наверное, он был последним «любовником» на псковской сцене, потому что другие поколения актеров создают свой тип театрального героя, но высот артиста Ю. В. Преснякова никто еще не достиг.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение