...О "Живом трупе" 1948 года известно больше. Мы знаем, кто из актеров в нем был занят, многих из них помним, имеем фотографии нескольких сцен из спектаклей, рецензию Г.Дусавицкого (в "Омской правде" за 26 декабря 1948 года). Есть сведения театралов о блистательном исполнителе центральной роли Федора Протасова Александре Васильевиче Ратомском.
Т.Г.Зубарева - Вяткина: "Спектакля "Живой труп" не видела, но Ратомского хорошо знала — в этого актера мы все были влюблены. Это настоящий герой, не социальный, скорее — романтический, мягкий, интеллигентный, словно созданный для классики. Он был выше среднего роста, имел красивый голос — баритон. В Омске Ратомский работал недолго, отсюда он уехал в Томск". Н.А.Пепеляева, бывший концертмейстер Омского театра: "К сожалению, спектакль "Живой труп" 1948 года я не видела. Но Ратомского помню: все крупные роли он делил с другим ведущим актером того времени — Вацлавом Яновичем Дворжецким. По амплуа он был герой - любовник, прекрасно играл Чацкого, Рощина — в "Хождении по мукам" А.Толстого (спектакль назывался "Родина"). Это эмоциональный актер, с лирическим обаянием, он очень нравился женской части зрительного зала"...
...Казалось, что театру по плечу любые вообще творческие задачи. Особенно убедила меня в этом постановка водевиля — жанр, согласитесь, чрезвычайно редкий на современной сцене, поскольку он требует не только безукоризненного вкуса, но и совершенного владения мимикой, пластикой, техникой танца и пения. Так вот, когда заслуженный артист РСФСР А.Ратомский поставил классическое произведение этого жанра «Шельменко-денщик» Г. Квитко-Основьяненко, у зрителей создавалось ощущение, будто автор, драматург XIX века, предвидел появление таких актеров, как Н.Земцов, А.Мрыхина. А.Павленкова, Л.Баум и, конечно же, А.Аркин.
Необходимо отметить многолетнюю работу А.В.Ратомского над образом Ленина, воплощенном в шестидесятые годы на томской сцене тремя спектаклями: «Цветы живые» по Н.Погодину и «Между ливнями» А.Штейна (обе постановки осуществил режиссер М.А.Юфа), а также «Третья патетическая» с режиссурой Б.Ф.Дубенского. За первую же из этих ролей А.В.Ратомский получил звание народного артиста РСФСР. По мнению рецензентов, образ, вылепленный Ратомским, отличался большой жизненностью, «Мгновенные вспышки юмора, гнева, радости, досады и в то же время — внутренняя сосредоточенность, душевная собранность, глубокий и сложный мир ленинских замыслов и чувствований,— все это было передано исполнителем роли В.И.Ленина»,— писал А.Д.Иванов...
... Как удачу, расценивали рецензенты спектакль «Соль земли» по роману Георгия Маркова—как известно, уроженца Томской области. В числе лучших работ томичей «Соль земли» была показана во время столичных гастролей на сцене Кремлевского театра. Драматург Афанасий Салынский отметил в «Литературной газете» за 29 августа 1964 года, что «спектакль увлекает зрителей aтмocфepoй нравственной чистоты, свежести отражения жизни», а его режиссер М.А.Юфа «сведет злободневный диспут о путях жизни». Был отмечен также сильный актерский ансамбль: А.Аркин, Л.Баум, М.Исаев, Н.Крылова, Т.Лебедева, Г.Лесников, А.Ратомский...