Михаил Бибер

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Михаил Бибер фотографии

Бибер Михаил Альфредович

1909 - 1982

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

1909 - 1982, Владимир

Заслуженный артист РСФСР (4.04.1968).

С 1927 года учился в театральную студию при Александринском театре, затем был актером этого театра.
В начале 1934 года вместе с матерью, актрисой Еленой Михайловной Негиной (1883-1978) был арестован по статье 58, «за деятельность, направленную на свержение советской власти» и получил срок три года ИТЛ.
Играл в театральных коллективах Дальстроя ГУЛАГа НКВД СССР.
С 1940 года, после разрешения возвратиться на "материк", работал в театрах Омска, Иркутска, Калинина.
В 1941 году - актер Осташковского драмтеатра.
Был актером Новосибирского ТЮЗа.
В 1950 актер Саратовского ТЮЗа.
В 1958, 1968 актер Новосибирского театра "Красный факел".

В 1977 году вместе с матерью переехал во Владимир. Их похоронили рядом.

"На радио мой отец познакомился с ленинградскими артистами - Еленой Михайловной Негиной и её сыном Михаилом Альфредовичем Бибером. Обоих посадили за рассказанный в компании анекдот, хождение в церковь, и дали три года по 58 ст. за "антисоветскую пропаганду". Елена Михайловна и её сын играли в спектаклях местного ("Дальстрой") театра и руководили школьной самодеятельностью, из которой впоследствии Лев Шабарин стал профессиональным артистом, (он и сегодня играет в московском Центральном театре Российской Армии), а Сергей Наровчатов - поэтом, Героем Социалистического Труда, редактором журнала "Новый мир". - Коншин М. С. Письма моего отца

театральные работы

Саратовский ТЮЗ
1950 «Слуга двух хозяев» К. Гольдони - Сильвио
1950 «Ее друзья» В.С. Розова - Никита Зарубин
1950 «Летчики не умирают» И.В. Штока - Виктор Степаненко

Новосибирский театр "Красный факел"
Флиберт («Забавный случай» К. Гольдони)
Дромио («Комедия ошибок» Шекспира)
Чебутыкин («Три сестры» А. Чехова)
Трепифайксл («Забытый черт» Я. Дрды)
Доктор Бублик («Платон Кречет» А. Корнейчука)
Шмага («Без вины виноватые» А. Островского)
Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского)
Доктор Ранк («Нора» Г. Ибсена)

театр

фотографии

публикации

  • «Когда меня еще не было на свете…»
  • ...Мы попросили Николая Сергеевича Коншина поделиться впечатлениями о поездке в древний Порхов.

    Одна из красивых улиц города – Рождественская набережная, где в двухэтажном доме в конце 80-х годов 19 века располагался Порховский драматический театр. В нём играли: Е. П. Корчагина-Александровская, П. Л. Вульф, М. И. и Т. И. Ванюковы, В. Д. Шутов, А. С. Хрисанова. С 1920 по 1927 гг. на порховской сцене блистала Е. М. Негина – «г-жа Негина», как сообщали афиши, газеты и журналы – моя бабушка.
    В 1905 году петербургская публика впервые услышала имя 23-летней Елены Негиной. Тогда она выступала на сцене Народного дома, а в 1912 году для неё распахнул двери театр «Водевиль» на Разъезжей. «Состоявшийся первый дебют исполнительницы русских песен (в жанре Плевицкой) г-жи Е. М. Негиной, доставил публике большое эстетическое удовольствие...»

    В ее репертуаре были: Перикола, Прекрасная Елена, Жоржетта, Маскотта, Мариетта. Особенно были любимы русские водевили – «Простушка и воспитанная» (Простушка) и «Дочь русского актёра» (Верочка).

    После Октябрьской революции Е. М. Негина играла в Полковом театре. После смерти мужа (1919 г.) ­– обрусевшего француза Альфреда Огюста Бибера, который был старше её почти на 20 лет, Елена Михайловна вместе с сыном Мишей и дочерью Наташей (моей мамой) уезжают из голодного Петрограда в г. Порхов Псковский губернии. Начался новый этап их жизни, в который вошли древний городок на берегу Шелони, улица Песочная, где они поселились, Порховский театр, где ежедневно давались спектакли, а ещё порховские яблони, на одной из которых, по семейным воспоминаниям, любил сидеть юный Миша и декламировать монологи из тех спектаклей, в которых играла мама, или тех, которые он видел на сцене театра. А Наташа пасла коз и пела...

    В Порхове Миша и Наташа подружились с детьми семейства Тутолминых: Ремусей (Ефремом), двойняшками Колей и Машенькой, Сашенькой, Олей и Наташенькой.

    Дети Е. М. Негиной и С. Н. Тутолминой учились в семилетней школе им. Ленина. При школе действовал драматический кружок, руководила которым Елена Михайловна, а музыкальным руководителем была Софья Николаевна Тутолмина...
    Ставили также пьесу о Парижской коммуне, где все дети – участники спектакля исполняли песни французских рабочих. Особым успехом пользовался спектакль «Народная свадьба», построенная на русских народных песнях. Дети «преобразовались во взрослых парней и девушек и отлично разыграли пьесу. Она имела громадный успех», – как записала в своих воспоминаниях «Наша жизнь и работа в Порхове в 1924-1926 годы» С. Н. Тутолмина. Спектакль играли не только в школе, но и в городском театре. Миша Бибер дебютировал в роли дружки. Позже он вспоминал, что Елена Михайловна репетировала с ними – детьми – по-взрослому, опираясь на «систему К. С. Станиславского», добиваясь правды жизни на сцене, достоверности, заразительности, предупреждала, что нужно избегать наигрыша и штампов...

    Следующей работой драматического кружка стал спектакль «Снегурочка» А. Н. Островского; музыкальным оформлением послужили номера из одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова, а также из музыки к «Снегурочке» П. И. Чайковского. «Получилась действительно волшебная очаровательная сказка». Великолепна была в роли Снегурочки – Шурочка Белобокова. Мише Биберу поручили роль Леля, хотя очень хотелось сыграть Мизгиря (он чувствовал его внутреннюю природу). Но Елена Михайловна была непреклонна: будешь играть Леля – это необходимо для спектакля. Миша справился с ролью достойно, о чем свидетельствовали отзывы и самой Е. М. Негиной, и С. Н. Тутолминой, и театральных критиков из г. Пскова, куда драматический кружок выезжал на гастроли, где «спектакль прошел отлично, обеспечив юным артистам успех».
    Но мечтой Миши оставалась роль Мизгиря. И через несколько лет (в 1927 г.), когда ему предстояло держать экзамен в театральную студию при Александринском театре, абитуриент М. Бибер прочел перед комиссией финальный монолог Мизгиря. Читал, как он сам вспоминал, серьезно, со слезой в голосе, а приемная комиссия… хохотала. Однако в невысоком худеньком, «с торчащими во все стороны хохолками», похожем на «выпавшего из гнезда воробья», семнадцатилетнем юнце разглядели талант. Он был зачислен на курс великих Юрьева и Певцова.

    Начинался новый этап жизни, но Порхов запечатлелся в сердце Миши на всю жизнь. По признанию дяди Миши, самым счастливым был порховский период жизни. Когда он слышал о Порхове или когда ему показывали открытки с видами этого города, он не мог сдержать слез…

    Начиналась студенческая пора. «Александринка – это мой первый университет», – часто повторял актер. Действительно, общение с Е. И. Тиме – ведущей актрисой Александринского театра (она была женой Н. Н. Качалова – родного брата С. Н. Тутолминой), Ю. М. Юрьевым, И. Н. Певцовым, Е. П. Корчагиной-Александровской и др. корифеями прославленного театра, определили судьбу начинающего актера. Кроме этого, конечно, выбор профессии был связан с отношением к искусству Елены Михайловны Негиной, давшей сыну первые уроки актерского мастерства, открывшей перед ним законы русской «школы переживания», научившей его «жить» на сцене.

    Вторым его «университетом» стал А. А. Блок, с творчеством которого Миша познакомился еще в Порхове и почитал всю жизнь. В его библиотеке были собраны все книги поэта, литературная критика о нем. С. Н. Тутолмина – кузина А. Блока и ее семья – представители «чеховской русской интеллигенции» – во многом повлияли на будущего актера. Атмосфера доверия и деликатности, возвышенного отношения к литературе и искусству, рано вошли в сознание и душу Миши, определив его человеческие и творческие критерии. Начало актерского пути обещало блестящую карьеру, но…

    В начале 1934 года актера Александринского театра Михаила Бибера вместе с матерью арестовали по статье 58 «за деятельность, направленную на свержение власти» и дали срок три года ИТЛ. Сначала всех арестованных посадили в грузовики, потом – в теплушки для перевозки скота. Вместе с Михаилом оказался его земляк и тезка Михаил Гундяев (отец нынешнего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла), который, как мог, поддерживал упавшего духом юношу. Второго июля 1934 года пароходом «Сясьстрой» они прибыли на Колыму. Начался новый этап жизни.

    Играли на сцене клуба УСВИТЛа, потом в Магаданском театре, куда профессиональных ленинградских актеров с радостью пригласил, прибывший в Магадан режиссер Ю. П. Шнабель. Он их сразу ввел в спектакль «Интервенция» Л. Славина. Это был колымский «дебют» Негиной и Бибера. Позже были роли и в классических пьесах: «Горе от ума» (Чацкий и Хлестова), «Таланты и поклонники», «Цезарь и Клеопатра» (в этом спектакле Михаил Альфредович, играя Аполлодора, выступил и в качестве художника по костюмам). 18 сентября 1936 года М. И. Бибер и Е. М. Негина были освобождены и оформлены актерами по вольному найму. После ареста директора Дальстроя Э. П. Берзина М. А. Биберу запретили выезжать из Магадана на «материк», тогда он устроился работать художественным руководителем, актером и режиссером в драматический коллектив клуба им. Т. Маландиной (Оротукан). За сыном последовала и мать. Для Всеколымской художественной олимпиады они поставили «Горе от ума», спектакль имел успех и был награжден Почетной грамотой. Позже были спектакли «Женитьба» и «Гроза».

    Летом 1940 года Михаил Альфредович получил разрешение выехать на «материк» и навсегда покинул Магадан. Его приглашали многие театры, но началась война. Негина хлопотала о выезде к сыну. Дядя Миша пробовал свои силы в театрах Омска и Новосибирска, вместе с матерью выступал в госпиталях, помогал Обществу Красного Креста.

    Но в блокадном Ленинграде оставалась Наталья – дочь Елены Михайловны, сестра Михаила Альфредовича, с маленьким сыном Мишей. Выехать из города можно было только по особому пропуску. И дядя Миша написал письмо Е. П. Корчагиной-Александровской с просьбой помочь сестре и племяннику. Благодаря Екатерине Павловне моя мама и брат выехали по «дороге жизни» в Новосибирск и остались в живых.

    Актера Бибера приглашали в Иркутск, Калинин, Новосибирский «Красный факел», где к нему в 1958 году пришёл особый успех. Он покорял зрителей своим талантом и мастерством, играя Флиберта («Забавный случай» Гольдони), Дромио («Комедия ошибок» Шекспира), Чебутыкина («Три сестры» Чехова), Трепифайксла («Забытый черт» Дрды), Доктора Бублика («Платон Кречет» Корнейчука), Шмаги и Мамаева («Без вины виноватые» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Доктора Ранка («Нора» Ибсена) и многие другие. За высокие творческие достижения в 1968 году М. А. Биберу было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».

    В 1977 году он вместе с матерью переехал во Владимир, где жила наша семья. В 1978 году бабушки не стало, а спустя четыре года, в 1982 году ушел из жизни дядя Миша. Их похоронили рядом – мать и сына – талантливых актеров и прекрасных людей, людей-мечтателей, трогательных и бескорыстных, настоящих представителей «чеховской русской интеллигенции», которые, вынеся все испытания жизни, до конца смогли «нести свой крест и верить»…

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение