Владимир Кукушкин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Владимир Кукушкин фотографии

Кукушкин Владимир Владимирович

09.01.1925 - 25.06.2007

Фильмография: 14 работ в 14 проектах

Участник Великой Отечественной войныУчастник Великой Отечественной войны

биография

9 января 1925 - 25 июня 2007, Санкт-Петербург

Заслуженный артист РСФСР (22.06.1957).
Народный артист РСФСР (27.07.1973).

Прошел войну, на которую отправился добровольцем. Защищая Ленинград, получил контузию.
После войны, в 1949-м пришел в Театр кукол Деммени в Ленинграде. Он ничего не заканчивал, а кукольным театром увлекался с детства.
Актер Ленинградского Большого театра кукол.

Любимой куклой Кукушкина и его своеобразной визитной карточкой был очаровательный и чудаковатый Жаконя. Так звали обезьянку, которая в 1960-70-е годы обитала на ленинградском телевидении в передаче «Про Тяпу, Ляпу и Жаконю».

Похоронен в некрополе Александро-Невской лавры Петербурга.

театральные работы

«Приключения Пифа» - Геркулес
«Похождениях бравого солдата Швейка» - Швейк
«Неизвестный с хвостом» - Плюшевый Тигренок
«Несусветная комедия» - Псевдол
«До третьих петухов» - Баба-Яга
«О чем рассказали волшебники» - Айболит
«Сказки про Емелю» - Царь
«Прелестная Галатея» - Ганимед и Аполлон
«Золотой теленок» - Паниковский
«В золотом раю»

призы и награды

Ордена Дружбы (10.04.1995) и Почета (26.05.2005).
«Золотая маска» (2000).
Театральная премия «Золотой софит» в самой престижной номинации «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

театр

фотографии

публикации

  • Часы с Кукушкиным отсчитали семьдесят
  • 16 мая Большому театру кукол исполняется 70 лет. Народный артист Владимир Кукушкин работает в театре более пятидесяти. Кукольник — артист особый, его не знают в лицо. Чтобы пояснить, о ком речь, скажу, что Кукушкин был бессменным Жаконей на ленинградском телевидении. В прошлом году Владимир Владимирович получил высшую театральную премию города «Золотой софит».

    Ну а за границей за виртуозную работу с куклой критики величали его «Паганини». Кукла существо мистическое. Есть такое поверье: тот, кто работает с ней, не стареет. Могу засвидетельствовать — у меня было полное ощущение, что говорю с молодым, полным энтузиазма артистом, а ведь Владимиру Владимировичу к восьмидесяти, да он еще и нездоров. Накануне юбилея с ним случилось несчастье — на улице бегущий человек нечаянно толкнул так, что Владимир Владимирович упал и сломал правую руку. А ведь в юбилейном представлении у него ведущая роль.

    Паганини со сломанной рукой

    — Когда накладывали гипс, попросил, чтобы оставили пальцы — видите, могу шевелить, — рассказывает Кукушкин. — Да и гипс уже сняли, заменили лангеткой и повязкой. Я вот что придумал: надену на больную руку черную перчатку, а пальцами буду работать. Даже попробовал уже держать куклу в правой, будто она здоровая.

    — Кукольник всегда работает правой?

    — Почти всегда. Левую перегружать опасно, она близко к сердцу. Бывают куклы очень тяжелые — управляют два-три человека. Например, в Голову в «Руслане и Людмиле» влезало трое, чтобы она была как живая.

    — Говорят, артисты относятся к куклам с особым почтением.

    — Конечно. Я, например, мою руки перед тем, как взять куклу. Она чиста, это святая святых, помогает нам. Бывает, приходишь на спектакль больным, а отыграешь — и как рукой сняло. Даже зубную боль. В каждой кукле остается и энергия артиста, который с ней работал.

    Петрушка, марионетка, тростевая

    — А как вы увлеклись куклами?

    — Лет в восемь организовал с дворовыми ребятами театр. Пришлось за свое увлечение и страдать. Когда мама возвращалась с работы и видела, что творится в комнате, я не раз был бит ремешком. Кукол делали из всего, что попадется: пробок, палок, в ход шли овощи — к примеру, картофелины необычной формы. Ставили, конечно, сказки, а было и из тогдашней жизни: встреча Петрушки с милиционером, который учил правильно переходить улицу. Я еще школу не закончил, когда началась война, и сбежал на фронт. Дважды был ранен, войну закончил под Берлином. Когда вернулся в Ленинград, еще хромал и ходил с палочкой. В таком виде и пришел в театр к Евгению Деммени. И хотя у него студия уже заканчивала обучение, он меня взял и учил сам. Деммени посвящал в тайны петрушечного искусства, а артистка Кадолова — марионеточного.

    — В чем разница?

    — Петрушка — это кукла, которую надевают на руку, действуют три пальца и запястье. А марионетка — на нитках. У петрушки и марионетки разные функции: марионетка романтичная, танцует великолепно, буквально летая по воздуху. Есть тростевые куклы, они управляются артистом снизу, тростями — у них свои особые повадки, к примеру, им хорошо удается широкий жест.

    Когда я впервые увидел, как Кадолова взяла в руки Богатыря из «Сказки о мертвой царевне», и эта марионетка вдруг потянулась ко мне как живая, я был поражен! Да и любой человек, пришедший за кулисы, если с ним кукла просто поздоровается, на минуту становится ребенком. Один такой визит ускорил получение мной звания народного.

    Закулисная история

    — Театр регулярно ездил в Москву с отчетами. Привезли «Швейка» в постановке Виктора Сударушкина — успех потрясающий! Я играл главную роль. Приходит за кулисы начальник наградного отдела Министерства культуры: «Какой спектакль! А какой замечательный актер!». Наш директор Ксения Фадеевна Орлова возьми да и скажи: «Вот вы хвалите, а уже два года, как вам посланы документы на присвоение актеру звания народного». — «Неужели? Даю слово — через неделю будет народным». Так и случилось.

    — А было соперничество между Театром кукол Сергея Образцова и вашим?

    — Да вроде было. Мы как-то гастролировали в Театре эстрады — как раз напротив образцовского, шпалеры людей стояли: «Нет ли лишнего билетика?» Образцова, наверное, задевало. А привезли мы «12 стульев», в постановке Михаила Королева — это 1957 год, еще никто Ильфа и Петрова не играл.

    …Знаете, так случалось часто: то, что в драматическом театре запрещалось, в кукольном проходило. Так с Шукшиным было, со спектаклем «До третьих петухов». Все-таки в кукольном исполнении все немного иначе звучит, да и потом, как же так — чиновник испугался куклы?

    Но вернемся к Образцову. Как-то на Международном фестивале его спектакль получил только серебряную медаль. На следующий фестиваль — он проходил в Румынии — послали нас, и министр культуры Фурцева дала наказ без «золота» не возвращаться. Мы повезли спектакль братьев Чапек «В золотом раю». Играем — в зале такая тишина, а у меня ботинки оказались со скрипом, я просто исстрадался.

    — А почему тишина?

    — Это было совершенно неожиданное зрелище — политическая сатира. Да они не только сидели затаив дыхание, где надо — смеялись. По окончании — опять пауза, потом шквал аплодисментов. Началось нашествие за кулисы, какой-то итальянец сделал такой жест — выставил вперед ладонь и несколько раз дунул на нее. Переводчик «расшифровал» — не подкопаешься, мол, насколько здорово. В общем, привезли мы «золото». Мне довелось работать в театре со многими режиссерами: Михаилом Королевым, Виктором Сударушкиным, Александром Белинским, Аллой Полухиной.

    — И все-таки патриархом кукольного театра считается Образцов.

    — Да, но он мог бы гораздо больше сделать для нашего искусства. В Ленинграде в театральном институте была — не без участия вашего покорного слуги — открыта кафедра, и первый же выпуск оказался таким талантливым, что эти ребята возглавляют большинство кукольных театров страны.

    — Каково ваше мнение о «Куклах» на НТВ?

    — Я мало смотрел: Они имеют право на существование, но ведь там куклы — инструмент политической сатиры, не более того. На мой взгляд, к искусству театра это отношения не имеет.

    Жаконя молодец!

    — Передачи с Жаконей шли 15 лет, больше, чем самый длинный сериал. Дети верили Жаконе, потому что он был таким же, как они, — заблуждался, раскаивался и снова делал ошибки. Один человек, узнав, что это я играл Жаконю, сказал: «Спасибо вам за наше счастливое детство». У меня много наград — и военных, и трудовых, но эти слова — самое дорогое. Раз мы снимали сюжет на «Скороходе», и мне рассказали, что в одном из цехов работает парень, который не пропустил ни одной передачи. Познакомились, я на руке держу Жаконю, парень вдруг спрашивает: «А чем вы его кормите?» Я понял — или я в этот момент все разрушу, или: Моментально нашелся: «Он ест то же, что и я». Кстати, артисты нашего театра играли знаменитых Телевичка (Валерия Киселева), Паутиныча (Владимир Мартьянов). Куклы у людей вызывают такое доверие, что нас самих это поражает.

    Елена ПЕТРОВА

    16 мая 2001

  • Мастера кукольного театра - Владимир Владимирович Кукушкин
  • «Паганини с куклой» — так иногда называют народного артиста РСФСР В. В. Кукушкина. И это словосочетание образно и точно определяет незаурядный талант замечательного мастера. Кажется, нет того, чего не могла бы сделать кукла, когда она находится в его руках. Полная свобода обращения с куклой производит впечатление легкости. Однако это ощущение рождается долгим трудом, долгими поисками внутренне оправданного действия, отработкой мельчайших деталей.

    Более тридцати лет работает в театре кукол актер, начавший свой творческий путь под руководством замечательного кукольника Е. С. Деммени. За эти годы сыграно множество ролей — своеобразных, неповторимых. Во всех своих работах В. В. Кукушкин добивается предельной ясности пластики куклы, филигранной отточенности каждого жеста изображаемого куклой персонажа.

    Какая бы роль ни доставалась этому актеру, какой бы системы ни была кукла, В. В. Кукушкин играет раскрепощенно, умно, эмоционально.

    Актер с равным успехом выступает в сказках для самых маленьких и в пародийных, сатирических спектаклях для взрослых. Ему подвластны и лирика, и острый гротеск.

    Надолго запомнится зрителям нежный, наивный, бесконечно трогательный плюшевый Тигренок из спектакля «Неизвестный с хвостом». При помощи несложной по конструкции куклы актер сумел выразить богатство переживаний этого персонажа, передать в кукле малейшие изменения в состоянии героя.

    Полным иронии, жизнелюбия и скрытой грусти был его Псевдол из «Несусветной комедии». В этой роли актер добивался абсолютного слияния с персонажем, и не случайно сцена появления В. В. Кукушкина с куклой перед зрителями стала кульминационным моментом спектакля. Здесь профессионализм актера достигал своей высшей степени.

    В спектакле «Похождения бравого солдата Швейка» В. В. Кукушкин создал образ главного героя. Его Швейк, противопоставляющий обывательской инертности, шовинистическому ура-патриотизму свое добродушное лукавство, естественность чувств, был характером жизненным и современным. «Для меня Швейк не сатирическая маска, но подлинно живой народный образ. Мне кажется, что история Швейка — это история умного и упорного сопротивления простого человека разрушительной силе бюрократической машины антинародного государства», — говорил актер, работая над этой ролью.

    Бывает и так, что актера не удовлетворяет некий, казалось бы, незначительный и не заметный зрителям нюанс в движенческой партитуре куклы. Так случилось в спектакле «До третьих петухов». Ни на репетиции, ни па первых представлениях что-то не нравилось В. В. Кукушкину в позе Бабы-Яги, которая в одном из эпизодов подслушивала чужой разговор. Десятки, а то и сотни проб наедине с куклой. Утром — до репетиций, вечером — после спектаклей. И наконец, — найдено! Прижавшись к бархату кулисы, вытянув до отказа голову, откинув назад руку, Баба-Яга самой позой выражает ехидное, страстное, неуемное любопытство. Неподвижная и молчащая Баба-Яга неожиданно вошла в круг внимания зрителей, включилась в действие.

    Деликатный Айболит в спектакле «О чем рассказали волшебники» и впавший в детство Царь из «Сказки про Емелю», игривый Ганимед, самовлюбленный Аполлон в «Прелестной Галатее» и хорохорящийся Паниковский из «Золотого теленка», плюшевый Тигренок, Псевдол, Швейк... Все эти роли, сыгранные психологически точно и человечески достоверно, говорят об огромном диапазоне возможностей кукольника, о незаурядности его таланта.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение