Михаил Кедров

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Михаил Кедров фотографии

Кедров Михаил Николаевич

02.01.1894 - 22.03.1972

Фильмография: 6 работ в 6 проектах

биография

21 декабря 1893 (2 января 1894), Москва — 22 марта 1972, Москва.

Театральный режиссёр, актер.

Заслуженный артист РСФСР (1933).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1943).
Народный артист СССР (05.06.1948).

В 1908—1914 годах учился в Московской духовной семинарии, затем в Московском институте народного хозяйства. Участвовал в любительских кружках. После Великой Октябрьской социалистической революции учился в Свободных художественных мастерских (с 1921 — ВХУТЕМАС).
В 1922 году принят во 2-ю Студию МХАТ (руководители Н.Подгорный, Н.Массалитинов, Н.Александров), играл характерные роли.
С 1924 года — в труппе МХАТ.
В 1946-1955 годах главный режиссёр, с 1955 — член художественного совета, в 1960—1969 годах - председатель художественной коллегии МХАТ.
В искусстве Михаила Николаевича тонкое чувство художественной правды сочеталось с глубоким постижением социальной сущности характера, мягкость артистических средств с яркостью сценического перевоплощения, пластической выразительностью формы.

С 1936 года — режиссёр-педагог Оперно-драматической студии К. С. Станиславского; после смерти Станиславского — руководитель Оперно-драматической студии-театра имени К. С. Станиславского (1938-1948).
С 1949 года был педагогом-консультантом Школы-студии имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ.
В 1947—1963 годах был членом Комитета по Сталинским (Ленинским) премиям.
С 1960 года руководил творческой лабораторией при Всесоюзном театральном обществе.
С 1963 года – член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР.

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

О.Н.Ефремов, его ученик, вспоминал, как Кедров ушел со второго акта "Чудотворной" Тендрякова со словами: «Олег, тебя посадят, посадят!» Он приходил на спектакли молодого «Современника» тихо, чтобы его не заметили мхатовцы. Многие во МХАТе его ненавидели, считали убийцей театра. От имени МХАТа под председательством Е.А.Фурцевой он вместе с другими стариками-мхатовцами участвовал в «Суде Линча» над спектаклем "Три сестры" А.В.Эфроса в театре на Малой Бронной (14 мая 1968). С другой стороны, Ю.П.Любимов писал, что лекции Кедрова были единственным живым словом о современном театре и искусстве актера в 1960-е годы.

театральные работы

Роли в театре
1924 «Царь Федор Иоаннович» - Федюк Старков
1925 «Пугачевщина» - Хрол
1925 «Ревизор» Н. Гоголя - Христиан Иванович
1926 «На дне» М. Горького - Татарин
1926 «Дни Турбиных» М. Булгакова - сторож Максим
1927 «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова - Син Бин-у
1928 «Унтиловск» - отец Иона
1929 «Вишневый сад» А. Чехова - Симеонов-Пищик
1930 «Воскресение» - революционер Симонсон
1931 «Хлеб» В. М. Киршона — Квасов
1932 «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Манилов
1938 «Анна Каренина» по Л. Толстому - Каренин
1939 «Враги» М. Горького — Захар Бардин
1939 «Тартюф» Мольера - Тартюф
1942 «Фронт» А. Е. Корнейчука - Мирон Горлов
1942 «Три сестры» А. П. Чехова - Андрей Прозоров

Постановки в театре
1933 - «В людях» (инсценировка произведения М. Горького)
1939 — «Тартюф» Мольера
1943 — «Глубокая разведка» А. А. Крона
1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
1948 — «Зелёная улица» А. А. Сурова
1948 - «Лес» А. Н. Островского
1949 — «Чужая тень» К. М. Симонова
1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого
1952 - «Залп „Авроры“» Большинцова и Чиаурели
1958 — «Третья патетическая» Н. Ф. Погодина
1958 — «Зимняя сказка» Шекспира
1961 — «Над Днепром» А. Е. Корнейчука
1967 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
1968 — «Дым отечества» К. М. Симонова
В «Современнике» работал над «Пятью вечерами» А.Володина (1959).

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектакля «Глубокая разведка» А. А. Крона (1943)
Сталинская премия первой степени (1949) — за постановку спектакля «Зелёная улица» А. А. Сурова (1948)
Сталинская премия первой степени (1950) — за постановку спектакля «Чужая тень» К. М. Симонова (1949)
Сталинская премия первой степени (1952) — за постановку спектакля «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951)

Орден Ленина (1948)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1964)
Орден «Знак Почёта» (1937)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

театр

фотографии

публикации

  • Сын священника, учился в духовной семинарии, а затем в Московском институте народного хозяйства, в 27 лет начал заниматься в Студии им. Грибоедова под руководством В. В. Лужского (в 1921-1923 учился также во ВХУТЕМАСе у скульптора А. С. Голубкиной); с 1922 г. — во Второй студии МХАТ (небольшие роли-вводы в «Младости», «Сказке об Иване-дураке», «Разбойниках»); в МХАТ поступил в 1924 г. вместе с остальными студийцами.

    Среди поручавшихся ему вводов — Федюк Старков, «Царь Федор Иоаннович» (1924), Христиан Иванович, «Ревизор» (1925), Татарин, «На дне» (1926), Симеонов-Пищик, «Вишневый сад» (1929). На премьере «Пугачевщины» играет Хрола (1925). Вырабатывался как мастер эпизода (сторож Максим, «Дни Турбиных», 1926; китаец Син Бин-у, «Бронепоезд 14-69»,1927; отец Иона, «Унтиловск», 1928).

    Его дарование находило себе применение в весьма различных ролях: он играл идущего на каторгу революционера Симонсона в «Воскресении» (1930), сосредоточенного на своей вражде к большевикам кулака Квасова («Хлеб» Киршона, 1931), сурового Мирона Горлова, учащего брата-генерала уму-разуму («Фронт», 1942), и зефирного Манилова («Мертвые души», 1932), сосредоточенного единственно на том, чтобы угощать и угощаться собственной сладостью. Был ли рисунок его роли лаконичен или — как в Манилове — изощренно разделан, суть сказанного им всегда тяготела к полной определенности. Отсюда опасность упрощения, когда он встречался с такой ролью, как Каренин (он играл его вслед за Хмелевым, 1938).

    В дальнейшем Кедров почти отошел от актерства (играл, «выручая», Левшина во «Врагах», 1939; Андрея Прозорова в «Трех сестрах», 1942). Как режиссер в МХАТ дебютировал постановкой «В людях» по Горькому (1933). Участвовал в постановке «Врагов» (1935). «О Кедрове я высокого мнения — он подлинный художник и твердый человек», — характеризовал его Станиславский в письме Немировичу-Данченко. Кедров был привлечен в 1936 г. к работе последней (Оперно-драматической) студии Станиславского и руководил ею в 1938-1948 гг. Участвовал в последнем режиссерско-педагогическом опыте создателя «системы» (роль Тартюфа; спектакль был выпущен в постановке Кедрова после смерти Станиславского, 1939). Уроки «системы» дали высокие результаты в лучших постановках Кедрова — в «Глубокой разведке» Крона (1943) и в «Плодах просвещения» (1951).

    После смерти Немировича-Данченко, Хмелева и Москвина Кедров добился в 1946 г. положения художественного руководителя театра (в 1949-1955 — главный режиссер, с 1955 — член художественного совета, в 1960-1969 — председатель художественной коллегии МХАТ). Преданность нового худрука своим идеям драматически обернулась нарушением внутренней гармонии театрального дела, которую его создатели умели поддерживать вопреки элементам разлада. При Кедрове из театра были вынуждены уйти М. О. Кнебель, П. А. Марков. Споры о творческом методе решались теперь «наверху». МХАТ в итоге был с одной стороны — канонизирован, а с другой стороны — распахнут перед драматургами-оккупантами, куда более агрессивными и куда менее одаренными сценически, чем рапповцы, напор которых сумел в начале 30-х гг. отразить Станиславский. Проявляя редкостную неуступчивость во всем, что касалось методики работы, Кедров был практически безразличен к жизненной правдивости пьес, с которыми приходилось иметь дело, и наряду с Чеховым, Островским, Шекспиром, Гоголем («Дядя Ваня», 1947; «Лес», 1948; «Зимняя сказка», 1958; «Ревизор», 1966) он ставил апологию Сталина — «Залп „Авроры“» Большинцова и Чиаурели (1952), скороспелые отклики на очередные политические кампании и процессы — «Зеленую улицу» Сурова (1948), «Чужую тень» Симонова (1949). Заметим притом: Кедров лично никогда не подписывал одобрений всех этих процессов и расстрелов — не найти газеты, которой удалось бы выудить у него такую подпись. Быть может, в его поведении отозвались давнишние слова его учителя: мы занимаемся, так сказать, лишь постановкой голоса, — голос должен быть поставлен правильно, собираются ли петь «Интернационал» или «Боже, царя храни!». Кедров, в сущности, чувствовал себя прежде всего хранителем театральной теории и педагогом-практиком, утверждающим ее все равно на каком материале — ставя ли «Залп „Авроры“» или придя в «Современник» поработать над «Пятью вечерами» А. Володина (1959).

    В течение ряда лет вел при ВТО лабораторные занятия с режиссерами, пропагандируя «метод физических действий».

    И. Соловьева

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости