Сергей Каштелян

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Сергей Каштелян фотографии

Каштелян Сергей Андреевич

31.07.1910 - 15.01.1995

Фильмография: 5 работ в 5 проектах

Артист фронтовой бригадыАртист фронтовой бригады

биография

Родился 18 (31) июля 1910 года в городе Боровичи Петербургской губернии.

Артист оригинального жанра, режиссёр эстрады и цирка, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (29.01.1979).
Народный артист РСФСР (28.10.1985).

Художественное образование началось в Московском музыкальном техникуме. Увлёкшись цирком, перешёл в Техникум Циркового Искусства по специальности музыкальной эксцентрики (1930—1934), где овладел многими жанрами.
С 1933 работал в Московском мюзик-холле. Вместе с партнером Николаем Павловским (псевдоним — Отто, 1912—2012) самостоятельно подготовили номер для спектакля «Артисты варьете», построенный на эксцентрической пантомиме, акробатике и сложных каскадах. Каждому трюку было найдено психологическое оправдание, что делало номер эффектным и смешным. В 1933 году снялся в фильме «Веселые ребята», исполняя сложные трюки в знаменитой сцене драки-репетиции.

После закрытия Московского мюзик-холла (1936) приглашен в труппу Театра сатиры, где прошел серьезную школу актерского мастерства и режиссуры, наблюдая выступления корифеев театра, работу режиссера Николая Горчакова, который поручал Каштеляну небольшие роли и постановки эксцентрических пантомим. В 1939 перешел на эстраду. В представлении «Теаджаза» Дома гражданского воздушного флота — «Веселый час» (режиссер Федор Каверин) исполнил роль некоего «Человека из Тамбова». Поначалу полный профан в искусстве, затем ошеломлял акробатической техникой и блистательной игрой на рояле. Творчество Каштеляна стало неотделимо от музыки и часто определялось ею. В начале войны возглавил джаз-оркестр Буковины. После освобождения Киева (1943) предложил создать Украинский театр миниатюр (актер и режиссер программ «На шляху до Берлина» и «Ждем наших родных»).

В 1946 году возглавил новый состав Львовского джаза. В 1948 вернулся в Москву, тяжелая болезнь оборвала артистическую карьеру. В 1955 году обратился к преподавательской деятельности. Задался целью воспитать артистов, способных сделать номера оригинального жанра не набором трюков с подогнанной под них случайной музыкой, а говорящими, действенными, публицистичными, как песня или стихи.

Работая с учениками в ГУЦЭИ Каштелян, стал объединять пантомиму с эксцентрикой, акробатикой, игрой с предметами, пронизывая действие музыкой и шумовыми эффектами. Интуиция и талант не подвели Каштеляна — уже в первых номерах (50–60-е годы), созданных для Бориса Амарантова («Ке-ля-ля», «Атомщик»), Аиды Черновой и Юрия Медведева («Это не должно повториться»), Александра Жеромского («Бумажный солдатик») и многих других, отличающихся серьезностью содержания, метафоричностью, точным решением костюма и реквизита, соответствием замысла с индивидуальностью исполнителя.

Неожиданно сочетались разные технические приемы, рождалась неотделимость музыкального и зрительного образа, обобщенность достигала значения символа. Жанр обрел новое художественное качество, иной уровень режиссуры. Своеобразным итогом творчества Каштеляна этого периода явился спектакль Театра на Таганке — «Десять дней, которые потрясли мир» (режиссер Юрий Любимов, 1964), в котором Каштелян поставил пантомимические интермедии и эпизоды.

Многие использованные Каштеляном приемы (огонь, решетки, кресты и пр.) пополнили лексику пантомимистов и дали начало новому, метафорическому направлению советской пантомимы. В 70–80 годы обращается к самым различным темам: лирика в «Золушке» и «Мимолетность» у Светланы Власовой и Олега Школьникова, «Как прекрасен этот мир» и «Лунной сонате» у Сары Кабигужиной и Султангали Шукурова, «Бумерангах» Надежды и Владимира Гречаненко, «Море» у Ирины Дагаевой и Алексея Карпенко. Юмором окрашен «Мульт» Александра Жеромского, «Капризная гитара» Валерия Микитченко, «Теркин в бане» Бориса Оплетаева, «Хоккей» Александра и Анатолия Грищенковых.

Во славу спорта поставлены номера для олимпийской чемпионки Ларисы Петрик — «Русская красавица»; для Нины и Александра Бальмонтов — «Тренер и олимпийская надежда». В жанре музыкальной эксцентрики Каштелян создал «Музыканта и гномика» Екатерины и Вячеслава Троян, «Этюд с балалайкой» Николая Старосельцева. Музыка определила режиссерское решение номеров «Вечное движение» на музыку Георгия Свиридова у Александра Беренштейна, «Танго на моноцикле» у Надежды и Владимира Ярошенко, «Болеро» на музыку Равеля у Валентины Руденко и другие.

Еще в 1968 году сделал попытку создания Театра оригинального жанра, объединив в нем своих учеников. Но театр просуществовал недолго, всего два года, главным образом по причинам организационным. В 80-х годах состоялось несколько творческих вечеров Каштеляна, давших представление о масштабах его таланта, неожиданности и непохожести каждой новой работы. Программы этих вечеров свидетельствовали о возникновении такого понятия, как режиссерский метод Каштеляна. Его последователями стали: Чернова, Александр Жеромский, Карпенко, режиссеры Анатолий Бойко, Валентин Гнеушев.

В качестве режиссера участвовал в создании выдающихся иллюзионных номеров, включая номера «Как прекрасен этот мир» и «Лунная соната», сделавшие их исполнителей Сару Кабигужину и Султангали Шукурова лауреатами многочисленных международных конкурсов иллюзионистов, включая Гран-при ФИСМ 1979 года, Брюссель (Бельгия). При поддержке С.А. Каштеляна оттачивали свое мастерство фокусник-мим Владимир Михайлов (этюд «Фокусник»), иллюзионисты-жонглеры Николай Дмитриев (номера «Спортлото», «Нотки», «Экология», «Очевидное-невероятное») и Александр Рязанов (номер «Мани, мани»), фокусник Анатолий Кириченко, музыкальный эксцентрик и фокусник Николай Старосельцев («Этюд с балалайкой»).

Умер 15 января 1995 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

призы и награды

Лауреат всероссийских конкурсов артистов эстрады за режиссуру.

театр

источники информации

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение