Михаил Болдуман

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Михаил Болдуман фотографии

Болдуман Михаил Пантелеймонович

23.07.1898 - 28.12.1983

Фильмография: 27 работ в 27 проектах

биография

Родился 11 (23) июля 1898 года на станции Израиловка Подольской губернии (ныне Могилев-Подольский район Винницкой области).

Сценическую деятельность начал в Жмеринке (Винницкая область) в 1921 году.
Поступил в труппу Киевского театра русской драмы в 1924-м. На престижной украинской сцене быстро завоевал симпатии публики.
В 1931 переехал в Москву, работал у Корша.

В 1933—1983 годах — актёр МХАТа.
В 1973 году специально "на Болдумана" во МХАТе была поставлена романтическая пьеса "Сон разума", где он сыграл Франсиско Гойю. В 1974 году - Райнера в "Соло для часов с боем".

В кино — с 1930 года, первая роль — мастер Жученко в фильме Л. Френкеля «Свой парень» («Строители»).

Заслуженный артист РСФСР (1938).
Народный артист РСФСР (1947).
Народный артист СССР (1965).

Был мужем знаменитой дрессировщицы Наталии Дуровой.

Ушёл из жизни 28 декабря 1983 года в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.

театральные работы

Роли в Киевском театре русской драмы (1924—1931)
«Вогненний міст» Б. С. Ромашова — Хомутов
«На дне» М. Горького — Сатин
«Любовь Яровая» К. А. Тренева — Роман Кошкин
«Отелло» У. Шекспира — Яго
«Гамлет» У. Шекспира — Клавдий

Роли в Московском Художественном академическом театре (1933—1983)
«Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Сысой Пафнутьевич
«Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Обер-кондуктор
«Воскресение» по Л. Н. Толстому — Этапный офицер
1935 — «Враги» М. Горького — Синцов
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — Борис Годунов
1936 — «Мольер» М. А. Булгакова — Людовик XIV
«Три сестры» А. П. Чехова — Александр Игнатьевич Вершинин
«Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина — Антон Иванович Забелин
«Платон Кречет» А. Е. Корнейчука — Платон Иванович Кречет
1943 — «Глубокая разведка» А. А. Крона — Майоров
1945 — «Офицер флота» А. А. Крона — Горбунов
1949 — «Чужая тень» К. М. Симонова — Виктор Борисович Окунев
1952 — «Залп„Авроры“» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Шатров
1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Леонт
1973 — «Сон разума» — Франциско Гойя
1974 — «Соло для часов с боем» О. Заградника — Райнер
1979 — «Все кончено» Э. Олби — Доктор
Дорн ("Чайка" А.Чехова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение роли Майорова в спектакле «Глубокая разведка» А. А. Крона
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение роли Горбунова в спектакле «Офицер флота» А. А. Крона
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли Виктора Борисовича Окунева в спектакле «Чужая тень» К. М. Симонова
Орден Ленина (1948)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1973,1978)
Орден «Знак Почета» (1940)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Ветеран труда»
Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1969, за многолетнюю плодотворную работу)
Орденский знак Британского Королевского общества Елизаветы II «Золотой лев» — за роль короля Леонта в «Зимней сказке» В. Шекспира

театр

фотографии

публикации

  • Сценическую деятельность начал в Жмеринке (Винницкая обл.). В 1924-1931 гг. занимал ведущее положение в Киевском театре русской драмы (Сатин в «На дне», Кошкин в «Любови Яровой», Яго в «Отелло», Король в «Гамлете»).

    Два сезона проведя в Театре б.Корш в Москве, при его закрытии в 1933 г. был переведен в МХАТ. Медленно вводясь в репертуар, он первые три сезона был занят во второстепенных ролях (Сысой Пафнутьевич в «Мертвых душах», обер-кондуктор в «Талантах и поклонниках», этапный офицер в «Воскресении» и пр.). Переломными стали роли Синцова во «Врагах» и Бориса Годунова в возобновлении «Царя Федора Иоанновича» (обе — 1935 г.). Внутреннее властное спокойствие, твердость ни перед чем не сворачивающей воли и непримиримой мысли, специфический романтизм обеих фигур, назначивших себя в вожди и наделенных даром подчинять, — все это было ново для мхатовской сцены и схвачено сильно. Вариантом темы власти, притягательной и раздавливающей, мог стать у Болдумана Людовик XIV в «Мольере», но жизнь этой роли была слишком коротка.

    Став дублером Б. Г. Добронравова в «Платоне Кречете», Болдуман искал обаяние героя прежде всего в его всецелой сосредоточенности, в преданности делу-идее: его Платону можно было поверить, что он играет на скрипке впрямь лишь ради упражнения пальцев, гибкость которых потребна хирургу.

    Довольно неожиданным стало назначение Болдумана на роль Вершинина в «Трех сестрах» вместо репетировавшего ее Качалова. О Болдумане можно было сказать разве, что он сумел выйти из затруднительного положения. Не стала удачей и работа в «Кремлевских курантах», где он был дублером Хмелева-Забелина. Зато в «Глубокой разведке» (1943) тема, волнующая актера, раскрывалась сполна. Майоров, с его нарочитой, резкой сухостью, с его аскетизмом и нетерпимостью, с его чистой и строгой душой, был актером романтизирован так же, как его следующий герой — служитель

    чести капитан Горбунов во втором спектакле МХАТ по пьесе А. Крона «Офицер флота» (1945).

    Всего Болдуман сыграл в МХАТ 46 ролей. Выдвинувшая его и определившая его артистические приемы тема оказалась отработанной, когда он был еще в расцвете сил. Благородная сухость, скрывающая глубокую думу, становилась штампом: так был сыгран полковник Шатров с его выбором в пользу большевиков («Залп „Авроры“», 1952). Попытка сатирического и острохарактерного хода к роли (Окунев, «Чужая тень», 1949) не имела продолжения. Надежды возлагались на романтическую «Зимнюю сказку», с ее драмой ревнивца и политика, верующего в собственное измышление до конца; специально ради Болдумана была затеяна постановка приподнятого по звучаниям «Сна разума», посвященного художнику — фанатику творческой идеи. Он сыграл в этих спектаклях короля Леонта (1958) и Франсиско Гойю (1973).

    В свои поздние годы он был также участником спектаклей «Соло для часов с боем» (Райнер, 1974), «Все кончено» (доктор, 1979).

    И. Соловьёва

  • Родился 11 (27) июля 1898 г. на станции Израиловка в молдавско-украинской семье дворян. И, хоть мать его была княжной, ребёнок по метрической записи значился "из крестьян". Михаил Болдуман считался достаточно слабым учеником, окончив гимназию с посредственными оценками, но в дальнейшем удивлял образованнейших людей обширными знаниями и владением несколькими языками, причём французским с великолепным произношением. Тайной осталось, где и как он жил в течение всей гражданской войны с семнадцатого по двадцать первый год. Известно лишь, что был юный Болдуман пацифистом и кровь соотечественников проливать не мог.

    Сценическую деятельность он начал в Жмеринке (Винницкая область) в 1921 г. Актёру Болдуману после нескольких лет службы в столь далёком от магистралей большой культуры театре удалось достойно показаться в труппе Киевского театра русской драмы, куда он был принят в 1924-м. На престижной украинской сцене он быстро завоевал симпатии публики в ролях Сатина ("На дне" М.Горького), Кошкина ("Любовь Яровая" К.Тренёва), Яго ("Отелло"), Короля ("Гамлет" Шекспира). Москва позвала его в 1931 г., в бывший театр Корша, который был закрыт через два сезона. Но и этого хватило для серьёзного признания таланта и мастерства тридцатипятилетнего артиста. В числе трёх ведущих "коршевцев" он получил пригласительное письмо от заведующего труппой Московского художественного театра Е.Калужского и в 1933 г. был принят во вспомогательный состав.

    Была в Михаиле Пантелеймоновиче притягательная загадка, которую даже в театре, где, кажется, все занют обо всех на свете, разгадать не умели. Приветливый, воспитанный, откровенно добрый, он был скромен и замкнут настолько, что в повседневной жизни даже голос Михаил Болдуман в роли Вершинина в спектакле "Три сестры" старался приглушать и всю свою замечательную "фактуру" как-то затушёвывал. Перед репетициями и между выходами на сцену во время спектаклей предпочитал одиночество: то ходил, словно "вышагивая вдохновенье", то неподвижно сидел на знаменитой скамеечке перед сценой, и только губы его шевелились, отражая работу души. Как применялся в ролях язык его сильных и красивых рук? Жест никогда не был случайным, анархичным, но всегда содержательным, продуктивным.

    Болдуман был дружно признан лучшим из лучших Вершининых за всю историю постановок "Трёх сестёр" Чехова.

    Наконец, в одной из последних своих ролей - главы рабочей семьи из спектакля "Чти отца своего" - актёр удивил даже партнёров абсолютной, как бы природной тяжестью натруженных рук.

    Любая кафедра сценической речи могла бы взять аудиозаписи Болдумана за образец владения голосом и словом. Такое же органное, роскошное звучание было ... у Василия Ивановича Качалова. Болдуман владел несколькими голосовыми регистрами, словно солист Большого театра, мог взять и высокую, и невероятно низкую басовую ноту, но никогда не рассматривал голос как самоцель, подчиняя его всему "оркестру" выразительных средств. Он на редкость просто произносил стихи. Болдуман сохранял мелодику речевых тактов, ритмическими были в стихопроизношении логические паузы - всё, что делает стих поэзией и приближает в восприятии слушателя к музыке. И при этом артист был прост и естествен настолько, что казалось. говорить стихом для него вполне первородно.

    После блистательного исполнения роли Бориса Годунова в равном партнёрстве с великим И.М.Москвиным и замечательной К.Н.Еланской в 1935 г. Болдуман был переведён в основной состав труппы МХАТ.

    Вершинин, Борис Годунов, Синцов, Платон Кречет, позже инженер Майоров в "Глубокой разведке" и моряк Горбунов в "Офицере флота", затем король Леонт в "Зимней сказке" Шекспира, в первые же послевоенные годы вывели Михаила Пантелеймоновича Болдумана в ряд самых привлекательных актёрских имен страны.

    Хуже обстояли дела у Болдумана с кинемографом, хотя все были уверены, что экран тоскует по столь совершенному мастеру, не только, кстати, героических характеров. Первая его роль в кино - мастер Жученко в фильме "Свой парень" ("Строители") (1930).

    Жаль, что довоенная постановка "Поднятой целины" Шолохова в кино была несовершенной, слишком уж Михаил Болдуман в спектакле "Офицер флота" обытовленной и проникнутой интонацией агитки. Иначе бы две актёрские работы, М.Болдуман - Нагульнов и Н.Добронравов - Давыдов, стали бы достоянием "золотого кинофонда".

    Зато в фильме "Мечта" вместе с великолепными актёрами Ф.Раневской, Е.Кузьминой, А.Войцик, Р.Пляттом, М.Астанговым, В.Соловьёвым Михаил Болдуман блистает в роли пана Домбека. Картина стала отечественной киноклассикой.

    Были у Болдумана другие фильмы, другие роли. При этом - ни одной неудачи актёра. Но это в театре, не признав успех спектакля, можно было отметить триумф любого актёра в роли. В кино закон другой: как бы ни блистала в сером фильме актёрская работа, её позабудут вместе с картиной. Всё же Болдуман и здесь умудрился выйти за рамки правил.

    Как всякий по-настоящему верующий человек, Болдуман умел не роптать на судьбу и быть ей благодарным даже в тяжелых испытаниях. Ему пришлось заменять внезапно, на одной из выпускных репетиций, умершего Николая Хмелёва в роли Ивана Грозного. Трудно было втиснуть свою неукротимую индивидуальность в сценический рисунок, целиком построенный для другого талантливого артиста. Он преодолел и это препятствие.

    Играя короля в "Зимней сказке" Шекспира на сценах Англии Михаил Пантелеймонович был признан одним из лучших шекспировских исполнителей в мире, и Королевское общество наградило его орденским знаком Елизаветы Второй "Золотой Лев". Имел он к тому времени и другие награды, но по скромности почти не надевал их. А вот "Золотой Лев", маленький, изящный, ему нравился...

    А жизнь, казалось, внимательно следит за тем, чтобы, давая в одном месте, отнять в другом. У него она отняла отцовство. С актрисой МХАТ Екатериной Ивановной Воиновой детей у Болдумана не было. Он любил жену, не корил её ни в чём. Но сама природа его отзывалась отеческой заботой о любом существе, попавшем в беду.

    Он мог пригреть и выпестовать птенца галки, упавшего с кровли городского дома на асфальт перед театром. Мог обнаружить на букете сирени майских жучков и, спасая их от гибели, отправиться в кремлевский Александровский сад и рассыпать на кусты жучков из бумажных кулёчков. Это зрелище произвело устрашающее впечатление на блюстителей порядка и охрану Кремля. Вскоре Болдуман был задержан, подвергнут допросу и тщательно проверен. Его отпустили, оставив под подозрением.

    Когда внезапно умерла Екатерина Ивановна, Михаила Болдумана посетили тяжкие раздумья. Он пытался уходить от них в люди. В цирк, например. И в цирке, в зрительской его части, встретил девушку, которая плакала тихо и безутешно - у неё погибла в катастрофе мама... Через короткое время её отец, знаменитый дрессировщик Юрий Владимирович Дуров, представил семье своего друга. Дочь взглянула и радостно вздрогнула: то был человек, запомнившийся ей не только своим соболезнованием. Наташа его не знала. Узнав, была заинтересована ещё более, и всё-таки ни в каких фантазиях во сне и наяву она не могла предположить, что через год станет его женой. По взаимной любви, которой суждено будет продлиться и после его ухода из жизни, и всё это несмотря на тридцать шесть лет разницы в возрасте. Наташа, по собственному признанию, обрела в Болдумане "отца и мужа".

    Встретились и достойно отнеслись друг к другу две незаурядные личности. Наташа сразу поставила будущему мужу непременное условие: установить памятник на могиле первой жены, прежде чем они пойдут под венец... Венчались они с Михаилом Пантелеймоновичем церковным браком, но советский ЗАГС решительно отказывался их регистрировать, поскольку вышло постановление, запрещающее официальные браки с разницей свыше тридцати лет.

    На отдыхе в Ялте, где действовали украинские поправки к брачному законодательству, Болдуман преодолел препятствия - их зарегистрировали. Забыли, однако, спросить, какую фамилию избирает невеста, и в брачном свидетельстве появилась Наталья Юрьевна Болдуман. Это противоречило традициям цирковой династии. Изменить что-либо в ЗАГСе отказались, и она в отчаянии разорвала с таким трудом добытый документ.

    Пришлось ещё раз пройти круг объяснений, просьб, увещеваний. Одиссея завершилась благополучно. Сказались уважение в знаменитому мхатовскому актёру и добрая память о его работах на украинской сцене.

    К жене Болдуман относился с бесконечным вниманием и нежностью. Называл Масей. Если вдруг произносил имя "Наташа", она понимала, что супруг чем-то недоволен.

    С мыслью о ребёнке Михаил Пантелеймонович уже расстался, похоронив мечту и растрачивая на молодую жену невостребованную отцовскую любовь... Но... В один из памятных дней она почувствовала себя плохо и опытнейший врач литфонда определил у Дуровой беременность... На одном из представлениий Наталья упала в обморок и была очевидна срочность медицинского вмешательства... Она приходила в сознание и тут же лишалась его вновь. В какой-то момент врачи зафиксировали клиническую смерть. Необходимо было кесарево сечение. При такой операции надо получить согласие мужа и письменный его выбор из двух жизней, жены и ребёнка... Ему пришлось написать фразу, о которой без ужаса не мог вспоминать до конца своих дней: "Оставить только жену"... Но спасли не только роженицу - родился мальчик.

    Михаил-младший возместил мучения. которым подверглись его родители перед появлением сына на свет. В возрасте год и восемь месяцев он свободно читал. Отец накупил ему множество игрушек. Миша радовался игрушкам как все дети. Но были у него особые игры с отцом. Например, увлекательнейшие путешествия по всему земному шару. Они укладывались на карту, растеленную в комнате, и "отправлялись в рейс"... К семи годам ребёнок знал географию в масштабе высшего учебного заведения, с отцом они много болтали по-французски, по-английски и по-немецки. В четыре года Миша как-то заглянул в школу, да так и остался её учеником. В 14 лет он получил аттестат зрелости и отправился за дальнейшими знаниями на биологический факультет Московского университета. В целях конспирации при получении паспорта молодой Болдуман приписал к отеческой фамилии букву "у".

    В 1973 г. специально "на Болдумана" во МХАТе была поставлена романтическая пьеса "Сон разума", где он сыграл Франсиско Гойю. В 1974 г. - Райнера в "Соло для часов с боем". Но последние годы в театре приносили Михаилу Пантелеймоновичу не только радости. Он, как и многие коллеги, приветствовал приход в театр нового лидера Олега Ефремова... С другой стороны, актер тяжело переживал конфликт между новым руководством и старым своим коллегой и товарищем Борисом Николаевичем Ливановым, славой Художественного театра... Вскоре, после кончины Ливанова, Михаил Пантелеймонович замкнулся и стал с опаской относиться к Ефремову. Отношения их восстанавливались медленно...

    Умер Михаил Болдуман в Москве 28 декабря 1983 г. в возрасте 85 лет. После уходи из жизни Михаила Пантелеймоновича, Наталья Юрьевна похоронила его прах на Введенском кладбище рядом с первой подругой жизни под прекрасными белыми колоннами. А на поминках Болдумана в какой-то момент она попросила Олега Николаевича покинуть её дом... Но Ефремов улыбнулся и протянул ей лист бумаги. Она прочитала духовное завещание мужа, в котором он поручал О.Н.Ефремову заботу о своей семье и её защиту.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение