Михаил Березин

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Михаил Березин фотографии

Березин Михаил Павлович

Дата рождения: 12.11.1941

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

Родился 12 ноября 1941 года на станции Боровёнка Окуловского района Новгородской области.

Заслуженный артист РСФСР (8.09.1987).

Закончил режиссерское отделение ЛГИКе в 1967 году, мастер — Сергей Александрович Чистяков.
В течение трёх лет был актёром Псковского драматического театра, где сыграл 20 ролей.
Затем актёр был принят в труппу Тамбовского областного драматического театра имени А.В. Луначарского.
В течение 6 лет работал в Южно-Сахалинском театре драмы. В 1978 году вернулся в Тамбовский драмтеатр.
Выступал как режиссер, поставил сказку «Два клёна» Е. Л. Шварца, вдохнул новую жизнь в уже сходивший со сцены спектакль «Сокровище Бразилии» М. Машаду, вместе с режиссёром А. В. Ивановым работал над «Маленькими комедиями» А. В. Вампилова. Только «Русская сказка» в его постановке игралась 450 раз.

театральные работы

Незнамов — «Без вины виноватые» А.Н. Островского
Голубков — «Бег» по М.А. Булгакову
Шиндин — «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана
Сталин — «Дети Арбата» по А.Н. Рыбакову
Бодаев — «Лес» А Н. Островского
Бессмертный — «Саркофаг» В. Губарева
Арагон — «Тартюф» Ж. Мольера
Рабурден — «Наследники Рабурдена» Э. Золя
Лопахин — «Вишневый сад» А. Чехова
Войницкий — «Дядя Ваня» А. Чехова
Кочкарев — «Женитьба» Н. Гоголя
Тимоша — «Золотая карета» Л.М. Леонова
Орест — «Моя любовь Электра» Л. Дьюрко
Князь — «Ханума» А.А. Цагарели

призы и награды

Лауреат Всесоюзного конкурса драматургии народов СССР (Ленинград, 1989).

театр

фотографии

публикации

  • Иного не было у него пути
  • Заслуженный артист России М. Березин — человек мощного таланта, яркой индивидуальности, сильного темперамента. Он мастер тонкого психологического рисунка в драматической роли и неподдельного юмора в комической. Он многолик на сцене как истинный лицедей. Никогда Михаил Березин не играет вполсилы. Театральному действу он отдается всей душой. Поэтому зрители, если видят в афише его имя, с радостью идут «на Березина». Они знают, что актер подарит встречу с настоящим театральным искусством, позволит окунуться в истинную атмосферу сценического действа, когда забываешь о дне текущем и погружаешься в мир страстей, философских раздумий. Актеру подвластны любые жанры. В каждом спектакле им будет найдена глубина образа, тонкий психологизм, искрящийся юмор, верная пластика, необходимый ритм и рисунок. За почти пять десятилетий служения театру Михаилом Березиным сыграно множество ролей. Но актер их не считает. Он просто выходит на сцену и играет, вкладывая в каждую роль свою душу.

    К сожалению, в последние годы в нашем драматическом театре не так много спектаклей, где Михаилу Павловичу удается реализовать свои творческие возможности. Его яркие работы в постановках «Я такая одна», «Женитьба Фигаро», «Ханума» и недавней премьере «Дорогая Памела» имели успех у зрителей. Но этого слишком мало для такого большого актера, как Березин. Поэтому он всегда старался найти и иные формы актерского самовыражения. Большое впечатление на публику произвел, например, моноспектакль Михаила Березина «Моцарт и Сальери» по А. Пушкину, сыгранный им вместе с Тамбовским симфоническим оркестром. Много доброжелательных откликов получило выступление Михаила Павловича в телевизионном проекте «Театральная среда», где он познакомил публику с пятью своими рассказами из неоконченной повести «Негодники». В своих произведениях Михаил Павлович описал военное и послевоенное детство и людей, так или иначе повлиявших на формирование его характера. «Сейчас ведь никто не вспоминает о простых людях, не пригодившихся в этом дурном мире, как оказалось, никому, даже самим себе, — написал в программке к своему моноспектаклю Михаил Березин. — А интересный ведь народец. Азартный, смешной и не очень...»

    Родился Михаил Павлович Березин 12 ноября 1941 года близ Ленинграда. Семью Березиных вскоре эвакуировали в Чебоксары. Отец Михаила — железнодорожник, был начальником поезда, мама до войны работала зоотехником. Когда блокаду сняли, семья вернулась в Ленинград. Здесь шести с половиной лет Миша пошел в школу, после которой некоторое время работал, осваивая рабочие профессии. А потом была армия. Возвращался Михаил с твердым решением поступать в театральный институт. Но опоздал. Отборочные туры прошли. И тогда он подал заявление в Ленинградский институт культуры.

    По завершении учебы М. Березин получил диплом по специальности «Режиссер народных самодеятельных театров». Но режиссура не влекла молодого человека. И Березин волей случая становится актером Псковского драматического театра. И хотя ролей на сцене за три года было сыграно более двадцати, Михаилу захотелось сменить обстановку. Он отправился на актерскую биржу в Москву, где познакомился с В. Регурецким, режиссером Тамбовского драматического театра, который и уговорил молодого актера попробовать свои силы в его постановках. Первый же ввод Березина на роль Незнамова в спектакль «Без вины виноватые» показал его недюжинные способности. Дуэт Михаила Березина и талантливой актрисы Марии Корниловой стал ярким событием в театральной жизни города.

    Следующая работа также имела успех. Ослепший на войне солдат Тимоша в исполнении М. Березина был совестью героев спектакля «Золотая карета» (режиссер А. Иванов). Актер своей трепетной, пронзительной игрой высоко поднял планку этой патриотической постановки. После двух лет работы в Тамбове А. Иванов и М. Березин уехали на Сахалин. Шесть лет в Сахалинском драматическом театре Михаил Павлович считает самой счастливой порой своей жизни.

    Актриса, а ныне заведующая музеем истории Тамбовского драмтеатра, Эльвира Степанова вспоминает: «Мы познакомились в конце 60­х годов, когда Михаил пришел в Тамбовский театр. Невероятный красавец. И его жена Нина Березина тоже была красавицей. Он с пшеничными волосами, а она — темная, с индийскими глазами. В Тамбове у Березина было очень яркое начало… И в Сахалинском театре у нас у всех были интересные роли. Михаил Березин всегда необыкновенно органичен в ролях. Был такой спектакль — «Протокол одного заседания». Мы его играли на предприятиях в обеденный перерыв. Однажды задержавшийся рабочий подошел к дверям красного уголка. Он не знал, что шел спектакль. Как раз выступал Березин. Рабочий распахнул дверь и обратился к Михаилу: «Ну, что ты здесь распинаешься! Пойдем, выпьем». Представляете, за своего принял».

    Как рассказала Эльвира Павловна, Березин был любимым партнером Виктора Степанова. Они и на сахалинской, и тамбовской сценах не раз играли вместе, и в фильмах оба снимались. Особенно им запомнилась совместная работа в киноленте по роману Стаднюка «Война». На сцене же между Березиным и Степановым была настолько плотная духовная связь, что это обязательно ощущалось в спектакле. Зрители «не дышали», когда они держали паузу в спектакле «Остановите Малахова». Степанов — на авансцене, а Березин — у задника. И тишина между ними будто звенит. Им вместе было интересно: как угадать, что в следующее мгновение скажет или сделает партнер? Если Виктор и Михаил находились вместе на сцене, то жди море импровизаций. Степанов называл Березина Мастером. Считал его своим учителем и относился к нему с большим почтением.

    В 1978 году Березин вернулся в Тамбов. И с той поры он уже больше не покидал тамбовские подмостки. За эти годы сыграно великое множество ролей. Как писал театровед А. Смирнов, Березин блистал в постановках А. Иванова, Л. Шалова и других режиссеров. В спектаклях «Мы, нижеподписавшиеся», «Рядовые», «Сцены из жизни захолустья», «Саркофаг», «Театр, или Шум за сценой», «Лес» и так далее актера отличала полная самоотдача на сцене, яркая индивидуальность каждого воплощенного образа. Очень часто критики игру М. Березина награждали эпитетами: великолепная, восхитительная, впечатляющая. Михаил Павлович и сам ставил спектакли. Например, «Русская сказка» в его постановке показывалась 450 раз.

    Все артисты, работавшие на сцене с Михаилом Павловичем, в один голос говорят о нем как о прекрасном партнере. Хотя и на сцене, и в жизни актер остер на язык и не прочь пошутить. «Если уж он работает, — говорит артист В. Голобородов, — то отдает себя целиком своему делу, если живет, то по полной программе. Середины нет. И в этом его целостная мощность».

    Маргарита МАТЮШИНА

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение