Николай Горохов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Николай Горохов фотографии

Горохов Николай Анатольевич

Дата рождения: 17.12.1950

Фильмография: 2 работы в 2 проектах

биография

Родился 17 декабря 1950 года в Курске.

Заслуженный артист РСФСР (2.03.1989).
Народный артист России (30.05.1997).

Играл в Курском театре юного зрителя "Ровесник", после чего в Москве окончил Школу-студию МХАТ (1974).
После службы в армии два года играл в Ивановском театре драмы.

С 1978 года - актер Владимирского областного театра драмы им. А.В.Луначарского.

В период с 1984 по 1993 годы трижды избирался депутатом Владимирского совета народных депутатов, был председателем комиссии по депутатской этике.
С 1993 года – председатель Владимирского отделения СТД РФ, с 1995 года – председатель Ассоциации творческих союзов области.
В 2001 году избирался секретарем СТД РФ.

Художественный руководитель театра-студии, возникшего первоначально как экспериментальный актёрский курс на базе Владимирского областного колледжа культуры и искусства.

До 2002 года был доцентом, затем профессором Владимирского государственного педагогического (ныне - гуманитарного) университета.

театральные работы

Борис Годунов - «Смута», А.К.Толстой;
Астров - «Дядя Ваня», А.П.Чехов;
Гаев - «Вишневый сад», А.П.Чехов;
Фамусов - «Горе от ума», А.С.Грибоедов;
Президент - «Коварство и любовь», Ф.Шиллер;
Ленни - «О мышах и людях», Дж.Стейнбек;
Сальери - «Маленькие трагедии», А.С.Пушкин;
Боркин - «Иванов», А.П.Чехов;
Годунов - «Василиса Мелентьева», А.Н.Островский;
Муров - «Без вины виноватые», А.Н.Островский;
Василий Фивейский - «Жизнь Василия Фивейского», Л.Андреев;
Профессор Хиггинс - «Пигмалион», Б.Шоу;
Савва Васильков - «Бешеные деньги», А.Н.Островский;
Кречинский - «Свадьба Кречинского», А.В.Сухово-Кобылин;
Брат Лоренцо - «Ромео и Джульетта», У.Шекспир;
Князь Пантиашвили - «Ханума», А.Цагарели;
Король Лир - «Король Лир», У.Шекспир;
Профессор Преображенский - «Собачье сердце», М.Булгаков;
Мамаев - «На всякого мудреца довольно простоты», А.Н.Островский;
Князь Андрей Боголюбский - «Андрей Боголюбский», А.Чеботарев, С.Жучков, С.Хромов;
Паниковский - «Золотой теленок», И.Ильф и Е.Петров.

призы и награды

Премия Правительства РФ им. Ф.Волкова (2005).

Владимирская областная премия «За особый вклад в развитие театрального искусства» им. Е.Евстигнеева.

Владимирская областная премия «Триумф».

Медаль «За трудовую доблесть».

Премия Владимирского обкома ВЛКСМ.

Серебряная медаль СТД РФ «За большой вклад в сохранение и развитие театрального искусства России».

Премия Владимирского отделения ВТО им. Н.Короткова.

театр

источники информации

фотографии

публикации

  • Внук православного священника
  • Рассказ о своей жизни Николай Анатольевич ГОРОХОВ, народный артист России, актер Владимирского академического драматического театра им. А. Луначарского начал так: «Я внук расстрелянного православного священника».

    Есть что-то таинственное, словно внушенное с небес, в судьбах людей, которые так или иначе соприкоснулись с людскими страданиями, кто хранит в своей памяти имена тех близких, кто пал от рук палачей, погиб в боях или умер в изгнании. Эти страдания словно запечатываются в генах, впитываются в кровь, делают жизнь человека совсем другой, чем она могла бы, а по мнению многих, и должна была быть. И поэтому я спросил Николая Горохова:

    – Вы – глубоко верующий человек. Но ведь ваша профессия, по канонам православной церкви, – грех. Как вы совмещаете лицедейство и веру?

    – Я много думал об этом и даже хотел уйти из театра. Но потом решил, что надо работать так, чтобы театр не превращался в богопротивное дело, а стал богоугодным, нес в души людей и веру, и надежду… И когда я играл Василия Фивейского в спектакле по рассказу Леонида Андреева, то внес изменение в образ своего героя: когда крестьяне ломятся в церковь, чтобы растерзать его, он кается перед Господом. Этой сцены нет у Андреева, а нам удалось сделать спектакль более православным.

    Так получилось, что свой несомненный, рано проявившийся талант актера Горохов словно переплетал с крепнущей верой в Бога, в то, что духовное – выше материального, что вера – это не только молитвы, но и постоянный труд.

    Начало 50-х годов. Курск. Коммунальная квартира. Жесткая жизнь и постоянный Дамоклов меч – родство с православным священником. По ГПУшным определениям мама Коли была «дочерью врага народа». А это – постоянная угроза ареста, ссылки, смерти. Ведь пятеро сыновей расстрелянного священнослужителя – офицеров были отправлены в штрафные батальоны и все погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Выжил лишь один – самый младший дядя Горохова. И, словно готовя себе щит от возможных дальнейших невзгод, мальчишка Коля Горохов умудряется, учась в физико-математической школе, поступить и на дирижерско-хоровое отделение музыкального училища. У него уже тогда был хороший голос и определился талант артиста. Горохов по своему выбору и желанию ходил заниматься в курскую студию «Ровесник», ныне ставшую ТЮЗом. Его первым наставником стал прекрасный педагог, заслуженный деятель искусств России И.В. Селиванов. Редкая воля, целеустремленность, умение без излишнего самомнения оценивать свои возможности помогли сразу же избрать профессию на всю жизнь. Там же, в первом своем театре, Николай нашел и спутницу жизни по имени Надежда, которая, словно ангел-хранитель, осеняет его жизнь и по сей день. Кстати, в Большой Курской энциклопедии биография Николая Анатольевича Горохова изложена хотя и сухо официально, но с некоторым оттенком гордости за своего земляка. И, действительно, славен оказался артистический путь Николая Горохова.

    – Я неплохо учился в музыкальном училище. Но для того, чтобы стать профессиональным музыкантом, нужен был хороший инструмент. Купить пианино моей семье оказалось не под силу. Поэтому я закончил среднюю школу, но уже творчески заряженным. Писал стихи, которые публиковались даже в журнале «Юность», мои школьные сочинения отправлялись на областные конкурсы.

    Ранняя слава, творческие удачи могли бы превратить Колю в «золотого» мальчика, но такого быть просто не могло, так как парнишка по ночам (напомню – учась в школе, театральной студии, музучилище) работал на хлебозаводе, кормил семью. Он был истовым пахарем по своей сути, таким остался и сейчас. Но потом, работая уже корреспондентом заводской малотиражки, он все больше скучал по сцене, по той возможности самовыражения, перевоплощения, которую могла дать только карьера артиста. В те времена корреспондент малотиражки мог писать только то, что указано и о ком указано. Творчеством это назвать нельзя. И тогда в 1970?м – рывок в Москву.

    – Я дошел до третьего тура практически во всех театральных вузах Москвы. Заодно успешно сдавал экзамены и в физико-технический институт. А в «Щуку» я прошел уже на конкурсе – этюдах и так далее. Но выбрал все-таки МХАТ. Тем более принимал нас знаменитый по тем временам Александр Михайлович Карев. А на курсе преподавали Софья Станиславовна Пилявская, Алексей Николаевич Грибов, Иван Михайлович Тарханов…

    Именно эти блестящие артисты и педагоги заложили в душу Горохова не только основы актерского мастерства, но и желание самому воспитывать и учить, строить духовный мир в каждом, кто был близок ему. И то, что он копил в сердце, душе, памяти во время учебы, в своей дальнейшей работе на сцене, где он сыграл такие роли, как Борис Годунов («Смута» А. Толстого), Астров («Дядя Ваня» А. Чехова), Сальери («Маленькие трагедии» А. Пушкина), Фамусов («Горе от ума» А. Грибоедова), Кречинский («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина) и еще множество других, больших и малых, он отдал своим ученикам. Тем самым ребятам, что поразили критиков и зрителей в спектаклях «Власть тьмы» Л. Толстого и «Мужчина и женщина», поставленных в 2004 и 2005 годах на сцене Владимирского академического драмтеатра. Играли в спектаклях выпускники актерского курса Владимирского областного колледжа культуры и искусства, созданного Николаем Анатольевичем Гороховым летом 2001 года. К этому времени уже народный артист, Н. Горохов стал ведущим актером Владимирского драмтеатра, число ролей, сыгранных им за 29 лет работы здесь, перевалило за сотню, он был обласкан прессой, властью, был счастлив в семейной жизни. Его дочь, закончив ту же Школу-студию МХАТ, что и отец, стала артисткой, снимается в известных телесериалах. Что еще?

    – Мне трудно говорить о том, что мною не сыграно, не сделано. Я сыграл столько прекрасных ролей, что о неудовлетворенности говорить просто грех. Мне бы сейчас хотелось играть, ну, допустим, Савву Морозова, потому что это что-то невероятно противоречивое, странное и привлекательное. Промышленник, капиталист – помогает революционерам! Строит Художественный театр и, почти одновременно, нелепый по архитектуре особняк – а он входит в историю и становится памятником архитектуры.

    Как сыграл бы лауреат Премии Правительства России им. Ф. Волкова Савву Морозова, представить невозможно. Как невозможно понять, почему появление Горохова в белоснежном костюме на авансцене в спектакле «Бешеные деньги» в роли Василькова вызывает гром аплодисментов. А ведь артист лишь молча стоит. Мне кажется, главная особенность игры Горохова – максимальная душевная концентрация в каждом эпизоде. Эта актерская мощь сразу привлекает внимание зрителей, и когда Николай Анатольевич появляется на сцене – внимание зрителей сразу же переключается на него, «покидая» даже главных героев. Такое я наблюдал в «Ромео и Джульетте» (Лоренцо), «Вишневом саде» (Гаев), «Бонжур, Эдит Пиаф» (Сердан)… А что уж говорить о главных ролях, где на образы царя, главы рода, великого музыканта, вождя, «работают» и внешние данные актера – крепкое телосложение, грива волос, острый взгляд. Так его моноспектакль «Владимир Маяковский» в свое время поняли и признали в ряде городов ФРГ. Созданный артистом образ поэта-бунтаря преодолевал и языковой барьер.

    Н. Горохов мог стать украшением любого столичного театра. Но судьба есть судьба, и уже после службы в армии дипломированного актера театра и кино просто умолили поехать в Иваново, предложив сразу же квартиру, что было очень важно для молодой семьи (уже родилась дочка). Там он два сезона играл, в основном, главные роли, затем, с 1978 года – Владимир! Где все тоже хорошо – квартира, прекрасные роли, любовь зрителей… А если бы Москва?

    – Конечно, какое-то небольшое сожаление, что не получил столичной известности, есть. Каждому артисту хочется новых вершин. Но на все воля Божия!

    Был и период, когда Горохов как бы ушел в тень. Это произошло несколько лет назад, когда Владимирский театр словно замкнулся в своей работе, стал «невыездным», не искал новых путей. Если в творческом коллективе застой – неизбежны интриги, склоки, то, что всей душой не принимает Николай Анатольевич.

    – Закулисная жизнь всегда сложна и часто нечистоплотна. Избежать ее очень трудно, но можно. Надо быть максималистом, много работать. Быть жестким. Вот в последние годы наш театр под руководством Бориса Григорьевича Гунина стал принимать участие во многих российских фестивалях. Очень много гастролей. И даже сожаление о возможной работе в Москве как-то растворилось, ведь мы играем перед новыми зрителями, в самых различных городах. А я до сих пор перед выходом на сцену волнуюсь, нервничаю. До первого шага.

    Добавлю – эти поездки, фестивальные смотры принесли артисту множество благодарностей, наград, дипломов, прекрасные оценки критиков, специалистов, среди которых – художественный руководитель Московского академического театра им. Моссовета П. Хомский, который писал: «…можно говорить о серьезном влиянии Горохова на формирование современной владимирской театральной школы». Это влияние стало особенно действенным, когда Н. Горохов стал все больше внимания уделять преподавательской работе. В нашей беседе о своей жизни Николай Анатольевич говорил скупо, а вот о своих учениках – выпускниках театра-студии – как заботливый и требовательный отец. Он явно гордится тем, что кто-то из деревенского, малообразованного паренька становится думающей, творческой личностью, кто-то уже проявляет желание (и начинает учиться) быть режиссером. Он просто восхищен, как самозабвенно, не щадя себя, своего времени, молодые артисты работали в своих первых спектаклях, как полюбили театр. Профессор кафедры сценической речи Школы-студии МХАТ В. Мархасов в своем отзыве-рекомендации на присвоение Н. Горохову ученого звания профессора особо выделил: «Его ученики – это частица его самого, а их работа, их отношение к людям – предмет постоянного его интереса; не случайно Н.А. Горохов считает, что воспитание – это не только обучение профессиональным навыкам, но и развитие культуры, и нравственная подготовка будущих специалистов».

    Стоит ли теперь сожалеть кому бы то ни было о том, что Н. Горохов не стал столичной знаменитостью, не «засветился» на кино - и телеэкране? Его свет, лучи этого света – десятки юношей и девушек, уверенно шагнувших в сценический мир, и кто знает, какие горизонты откроются перед каждым, ведь все они взяли от своего учителя главное – Веру, умение работать и ту моральную силу, что помогает преодолевать неизбежные в жизни невзгоды, трудности, разочарования! И мы снова вернулись к разговору о Боге. – Недавно я побывал на Святой земле, были мы с женой и в Назарете, и в Иерусалиме, где я еще более окреп духовно. Я убежден, что каждый волен выбирать свое верование, и ни за кем бегать с палкой не собираюсь. Но я – внук православного священника…

    Народный артист России, профессор Николай Анатольевич Горохов, помимо всего сказанного, – знаток литературы, живописи, музыки, пишет стихи, эпиграммы. А его научные работы изложены ясным языком, понятны и не профессионалам. Свои силы он черпает в творческом общении с молодежью, где идет постоянный обмен эмоций, взаимная энергетическая подпитка, учеба, насыщающая знаниями и учеников, и преподавателя. Николай Горохов – словно широко открытая книга, в которой постоянно появляются новые главы. Эти главы пишут уже и его ученики…

    Дмитрий Ледовской

    Страстной бульвар, 10
    Выпуск №6-116/2009

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение