Вячеслав Осипов

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Вячеслав Осипов фотографии

Осипов Вячеслав Николаевич

05.05.1938 - 27.01.2009

биография

Родился 5 мая 1938 года в музыкальной семье.

Артист оперы и оперетты (драматический тенор), педагог.
Заслуженный артист РСФСР (6.09.1978).
Народный артист РСФСР (6.05.1986).

Его отец Николай Александрович Осипов учился в Московской консерватории, но вынужден был бросить профессиональное пение, чтобы прокормить семью. Вячеславу тоже приходилось подрабатывать: во времена учебы он разгружал вагоны.

«Еще до поступления в институт судьба преподнесла Вячеславу удивительный подарок, который начинающему певцу и во сне не мог присниться. Родители юного тенора хоть и помогали ему, но много денег давать не могли и Вячеслав подрабатывал на разгрузке вагонов. Там он познакомился с пожилым итальянцем, который заведовал складом при железнодорожной станции. Итальянец оказался бывшим солистом Римской оперы (тоже тенором). Каким-то неведомым путем его занесло в нашу страну и здесь он, в конце концов, оказался на складе. Как-то однажды Осипов и итальянец решили „спрыснуть“ дружбу. Под воздействием горячительного Вячеслав вдруг запел и… изумлению итальянца не было предела. С этого дня в течение четырех лет итальянец аккуратно давал уроки пения Вячеславу Осипову. Нисколько не сомневаюсь в том, что именно этот итальянский маэстро с изломанной судьбой сильно поспособствовал тому, что Вячеслав Осипов стал уникальным явлением нашей оперной сцены. Многие советские оперные певцы выезжали в Италию на стажировку, но мало кому так удавалось овладеть итальянским „бельканто“, как Осипову», — писал в юбилейной статье автор Александр Мильцов.

Окончил Государственный музыкальный педагогический институт им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных, класс Д. Ф. Тархова) и в 1967 году начал работать в Московском академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Гастролировал во многих городах России, во всех республиках Советского Союза, в Европейских странах (Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Польше, Венгрии, Чехии, Румынии, Болгарии), в США, Индии, Японии, Греции.
После постановки на сцене Музыкального театра «Кармен» под руководством Вальтера Фельзенштейна В. Осипова пригласили исполнять роль Хосе в театре «Комише Опер» в Берлине и с 1971 по 1980 годы он был единственным Хосе в этом театре.

В 1986 году заочно окончил режиссерский факультет ГИТИСа.
С 1981 года занимался преподавательской деятельностью. Сначала преподавал в ГИТИСе, с 1985 года - в ГМПИ им. Гнесиных. В 1996 году специально для Осипова в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко поставили оперу Джузеппе Верди «Отелло».
Продолжал выступать до последних дней своей жизни и умер во время репетиции 27 января 2009 года.

театральные работы

Пинкертон («Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини)
Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Арриго («Битва при Леньяно» Дж. Верди)
Эрнани («Эрнани» Дж. Верди)
Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского)
Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского)
Вакула («Черевички» П. И. Чайковского)
Сергей («Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича)
Молодой цыган («Алеко» С. Рахманинова)
Савва («Безродный зять» Т. Н. Хренникова)
Хозе («Кармен» Ж. Бизе)
Отелло («Отелло» Дж. Верди)

призы и награды

Орден Дружбы (29.11.1999).
Орден Почета (6.02.2009).

театр

фотографии

публикации

  • ПОКА ЗВУЧИТ ГОЛОС, НАДО ПЕТЬ
  • Народный артист России Вячеслав Осипов - явление в музыкальной жизни уникальное. Сорок лет занимает он ведущие позиции в отечественном вокальном исполнительстве. И три с половиной десятилетия верен Московскому Академическому музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко. Хотя рады его видеть и на других сценах. А еще он - частый и желанный гость трудовского Музыкального салона и большинства наших редакционных праздников. Недавно, например, украсил своим выступлением юбилейный вечер "Труда" в Колонном зале Дома союзов.

    - У нас вся семья поющая, - говорит Вячеслав Николаевич. - Отец, Николай Александрович, учился в Московской консерватории у народной артистки Софьи Преображенской. Правда, потом учебу пришлось бросить: нужда заставила искать более хлебную профессию, поскольку надо было после смерти отца (моего деда) кормить младших братьев и сестер. Наверное, от отца у меня и голос. А еще мои брат и сестра поют, Михаил даже одно время работал в хоре Свешникова...

    - В какой момент вы осознали, что судьба наградила вас необычным даром?

    - Все началось с трофейного фильма "Тарзан". Мальчишки послевоенной поры просто с ума посходили от этой картины, пытаясь подражать нечеловеческому призывному кличу ее героя. Попробовал себя в этой "роли" и я. Кто-то из взрослых в ужасе заткнул уши: "Ну и голосина!" Меня это лишь взбодрило. В школе стал участвовать в самодеятельности. Помню, в первом классе любимой была песня "На просторах Родины чудесной". Это та, где припев "Сталин - наша слава боевая"... И пошло-поехало. Первой моей учительницей пения, которая поверила, что из меня что-то получится, была Нина Петровна Олейникова. Потом состоялась случайная встреча на подмосковной даче со знаменитым баритоном Большого театра Алексеем Петровичем Ивановым. Ему настолько понравилось, как я пою, что он написал рекомендательное письмо к Александру Васильевичу Свешникову, и меня приняли на подготовительное отделение Московской консерватории. Правда, через полгода выгнали как профнепригодного. Спасибо доброй душе - Рахили Львовне Блюман, директору Мерзляковского музыкального училища. Она меня, что называется, подобрала, и я продолжил учебу. Одновременно подрабатывал: родители, конечно, подкармливали, но много денег дать они не могли. Вот и пошел разгружать вагоны. Даже не подозревая, что именно там, под паровозные свистки и стук колес, случится встреча, которая в значительной мере повлияет на мою профессиональную жизнь.

    - Расскажите подробнее.

    - Подробнее не получится. Видите ли, человек, с которым я там встретился, взял с меня слово, что я никому никогда не назову его имени... Скажу только, что он был итальянцем, 83 лет от роду. Только что освободился из сталинских лагерей (видно, там и насмотрелся такого, что на всю оставшуюся жизнь научило его держаться в тени). А когда-то состоял солистом Римской оперы, пел "Гугенотов" Мейербера... До поры до времени работали на разгрузке вагонов, мы с этим стариком бок о бок молча, пока однажды не решили "спрыснуть" нашу дружбу. Я, приняв немного горячительного, запел. Его изумленной реакции мне никогда не забыть... С того дня в течение четырех лет подряд он аккуратно давал мне уроки пения.

    - И где вы смогли применить полученную науку?

    - О, до оперного театра было еще очень далеко... Вдохновленный уроками итальянца, я вновь пришел в консерваторию, и мне снова указали на дверь: "Нет тембра". Зато взяли в Гнесинку. А параллельно я стал работать солистом в хоре Соколова. Но, конечно, хотелось в оперу. И здесь судьба еще раз подарила мне шанс. Однажды - было это в 1967 году - проходил я мимо Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там как раз шло прослушивание новых солистов. Ну я спел сначала арию Хозе, потом сцену смерти Отелло. Подходит ко мне директор театра Владимир Александрович Чайковский: "Завтра на работу, как штык!"

    - Но многим приверженцам оперы вы запомнились как Хозе в знаменитой постановке "Кармен", которую в том же 1967 году осуществил на сцене театра прославленный немецкий режиссер Вальтер Фельзенштейн.

    - Да, это действительно этап в моей жизни. Оказаться выбранным из многих теноров самим Фельзенштейном... А за дирижерским пультом стоял непревзойденный Дмитрий Китаенко. Кармен отлично пела Эмма Саркисян, Микаэлу - Галина Писаренко. Московские меломаны буквально сходили с ума. За билеты на "Кармен" отдавали билеты на "Спартака" в Большом. В то время это были два самых престижных музыкальных спектакля в стране.

    - Но ведь "Кармен" одновременно шла и в Большом...

    - Видите ли, именно Фельзенштейну вместе с Китаенко удалось создать музыкально-театральное действо необыкновенной эмоциональной силы. Скажу без преувеличения, режиссер сумел мобилизовать актерские способности не только у исполнителей главных партий, но и у каждого артиста хора, миманса. Спектакль держался на сцене 15 лет. Параллельно эта же постановка шла и на родине Фельзенштейна, в берлинской "Комише опер". И там в течение 10 лет партию Хозе пел только я.

    - Наше телевидение не однажды показывало знаменитую "Кармен" 1959 года с великим Марио дель Монако на сцене Большого театра. Как жаль, что никому не пришло в голову запечатлеть не менее уникальный спектакль Фельзенштейна с вами - это было бы бесценно для поклонников оперы, для нынешних молодых вокалистов...
    - Скажите, пожалуйста, а у вас самого есть певцы-кумиры?

    - Естественно. Среди итальянцев - Джино Бекки и Тито Гобби. Среди наших - мой товарищ по театру, бас Леонид Болдин. А из теноров - конечно, Козловский и Лемешев, Огренич и Атлантов, Соловьяненко и Мищевский. С болью думаю о судьбе Владимира Атлантова, с которым так непростительно легко расстался Большой театр. Там о нем предпочитают не вспоминать - дескать, уехал за границу, и ладно. Надеюсь, Владимиру в Австрии хорошо, но почему же наши ничего не сделали для того, чтобы создать замечательному певцу условия для работы на родине?

    - Кстати, о Большом. Насколько мне известно, вас туда не однажды приглашали.

    - Да, много раз исполнял там партии Пинкертона в "Чио-Чио-сан", Каварадосси в "Тоске", Водемона в "Иоланте", конечно - Хозе... Но от перехода в труппу Большого меня предостерегали те же Козловский с Лемешевым. Да и мой театр заботился как о родном. Согласитесь, это дорогого стоит. И не случайно свой юбилейный вечер, посвященный 40-летию творческой деятельности, проведу 15 апреля на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

    - У каждого артиста есть свои правила, если хотите, ритуалы поведения.

    - Конечно, есть они и у меня. Например - никогда не бисировать в спектакле, сколько бы раз публика ни вызывала тебя. Иначе поставишь в невыгодное положение своих партнеров, не говоря уж о нарушении художественной цельности спектакля.

    В день спектакля для поддержания формы и "боевого" самочувствия ем только легкий завтрак, стараюсь не пить крепких напитков, кофе, круто заваренного чая. Иначе потеряешь контроль над своим дыхательным аппаратом, не сможешь заставить его работать на звук. А умение правильно дышать - основа вокального мастерства. Понимание этого я и своим ученикам стараюсь передать...

    - Вячеслав Николаевич, ваши многочисленные поклонники, да и музыкальные критики, сходятся во мнении, что от пения Осипова исходит некий магнетизм. Ходят слухи, что врачи даже рекомендуют своим пациентам чаще бывать на ваших концертах и спектаклях. Это якобы поможет им получить заряд здорового оптимизма, необходимого для избавления от болезней.

    - По-видимому, есть смысл поделиться тем, что мне самому помогло избавиться от тяжелого недуга, - в детстве я переболел полиомиелитом. Сами понимаете, на театральной карьере можно было ставить крест, если бы не моя фанатичная убежденность в том, что недуг не только нужно, но и можно перебороть. Многолетний психологический тренинг, занятия спортом - более сорока лет я увлекаюсь восточными единоборствами, помощь друзей - все это сформировало во мне ту уверенность, которую я готов передать каждому, кто в этом нуждается. Мне никогда не забыть поддержки Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича, которые писали письма доктору Илизарову. Последний помог мне избавиться от хромоты - в курганской клинике мне вытянули ногу на несколько сантиметров.

    Кстати, с Ростроповичем мы были много лет дружны, он для меня организовывал гастроли в "Метрополитен-опера". Рекомендовал мне вообще остаться в Штатах, но я не представлял себе жизни без России.

    - Вы столь многого добились, но, как говорится, человек живет, пока мечтает...

    - С удовольствием занялся бы оперной режиссурой, не зря ведь оканчивал режиссерское отделение ГИТИСа. Но это пока - дальняя перспектива. Раз голос звучит - надо петь, петь, петь...

    Журин Анатолий

    Газета "Труд" № 068 за 12 Апреля 2001 г.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение