Анатолий Головань

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Анатолий Головань фотография

Головань Анатолий Петрович

Дата рождения: 10.08.1951

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

Родился 10 августа 1951 года в Воронеже.

Артист балета, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (26.04.1979).
Народный артист РСФСР (20.03.1985).

По окончании Воронежского хореографического училища (педагог Е. Г. Руденко), в 1969-1989 годах - в Воронежском театре оперы и балета.
Классический танцовщик, преимущественно героического амплуа. Танец отличался экспрессией, виртуозностью, графической чёткостью поз.
В 1991 году окончил педагогическое отделение ГИТИСа (педагог Е. П. Валукин). С 1989 года работал по контрактам в разных коллективах.
С 1991 года - солист и заведующий труппой Русского камерного балета «Москва».

театральные работы

Первый исполнитель партий:
Малаец («Песнь торжествующей любви» М. Носырева, 1971, балетм. Д. М. Арипова)
Антоний («Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, 1972, балетм. Г. Г. Малхасянц)
Всеслав («Сказ земли русской» Г. Ставонина, 1982, балетм. Я. 3. Лившиц)
Виктор («Ангара» А. Эшпая, 1984, балетм. Ю. П. Мартынович)
Одиссей («Одиссея» А. Геворгяна, 1987, балетм. Р. Г. Ибатуллин)
Резанов («Авось» А. Рыбникова, 1990, балетм. О. В. Игнатьев)
Жермон («Травиата», 1991, балетм. Б. И. Мягков, "Балет России").

Партии:
Бенволио («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева)
Франца («Коппелия» Л. Делиба)
Колен («Тщетная предосторожность»)
Бирбанто и Конрад («Корсар» А. Адана)
Принц («Щелкунчик» П. Чайковского)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса)
Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского)
Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова)
Альберт («Жизель» А. Адана)
Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского)
Давид («Гаянэ» А. Хачатуряна)
Шахрияр («Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова)
Иванушка («Конек-Горбунок» Р. Щедрина)
Чиполлино в одноименном балете К. Хачатуряна

призы и награды

Лауреат Международного конкурса артистов балета в Токио (1980).
Премия имени Василия Кубанева Воронежского обкома комсомола (1978).

театр

фотографии

публикации

  • В страстном порыве танца // Звезде воронежской балетной сцены завтра исполняется 60 лет
  • Известный российский балетный режиссер и теоретик балета Борис Львов-Анохин писал: «Анатолий Головань соединяет силу и динамику танца, техническую виртуозность с актерским даром и обаянием. Он стремится к остроте драматической и комедийной выразительности, а в лучших работах отходит от привычных балетных стереотипов».

    Призвание к музыке и танцу у Анатолия проявилось рано. Родители – простые рабочие-строители – не препятствовали увлечению сына. Он поступил в Воронежское хореографическое училище (класс В. Савельева, позже – Е. Руденко) и с успехом окончил его в 1969 году.

    Уже на отчетном майском концерте в па-де-де из балета Л.Минкуса «Дон Кихот» Анатолий Головань показал истинно классическую выучку и обратил на себя внимание. В одной из рецензий говорилось, что Головань «обладает большой внутренней динамикой и чувством исполняемой партии, прыжки у него полетны, вращения органичны и с отличной фиксацией». После этого концерта он вместе с двумя своими сокурсниками был направлен на стажировку в Ленинградское хореографическое училище имени А. Вагановой.

    Перед ним открывались разные возможности. Но руководители Воронежского театра оперы и балета, и, в первую очередь, тогдашний главный балетмейстер Константин Муллер убедили молодого танцовщика стать солистом балета в родном городе.

    Уже в первые годы работы в Воронеже Головань успешно исполнил роли Бенволио в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева, Бирбанто и Конрада в «Корсаре» А. Адана, принца Зигфрида в «Лебедином озере» П. Чайковского, Франца в «Коппелии» Л. Делиба. На первых гастролях с театром в Ярославле местная газета отметила молодого артиста в труднейшем вставном па-де-де балета «Жизель», где Анатолий показал «хорошие природные данные, красивый и технически сложный танец».

    На какое-то время театральная карьера артиста была прервана службой в армии. Он отслужил положенный срок в ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Там начал и преподавательскую деятельность.

    После возвращения в родной театр талантливого танцовщика часто приглашали на различные смотры и фестивали: «Молодые солисты балета России» и «Русская зима» (Москва); «Белые ночи» (Ленинград), «Молодые голоса и молодой балет России» (Улан-Удэ). В Эстонии принимал участие в Днях литературы и искусства РСФСР. Мэтр советского балета Асаф Мессерер часто приглашал его на выступления в свой балетный коллектив.

    В 1972 году молодые солисты воронежского балета приняли участие в проходившем в Москве Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артистов балета. Анатолий Головань вместе со своей партнершей Татьяной Колесниченко представляли Воронеж. Анатолий продемонстрировал великолепное исполнительское и актерское мастерство. Особо были отмечены его головокружительные вращательные прыжки, которые на конкурсе не делал никто.

    В 1978 году за «высокое исполнительское мастерство и большую работу по эстетическому воспитанию молодежи» Анатолий Головань получил Премию имени Василия Кубанева Воронежского обкома комсомола, а затем и звание лауреата на Международном конкурсе артистов балета в Японии. В 1985 году Анатолию Петровичу Голованю присвоено звание Народного артиста РСФСР.

    Интересной партией для танцовщика явилась роль Антония в балете Э.Лазарева «Антоний и Клеопатра». Этот спектакль поставил начинающий тогда балетмейстер Г. Малхасянц. Он угадал потенциальные творческие возможности Анатолия Голованя и его партнерши Нины Кондратьевой.

    Шекспировский сюжет на сцене – всегда очень ответственный шаг для любого театра. Хореограф стремился выразить масштаб страстей героев английского драматурга. Головань вместе с постановщиком искали движения, способные крупным планом представить внутреннее состояние героя. «Чем больше работаю, – говорил Анатолий Головань, – тем больше получаю удовлетворение. Образ Антония чрезвычайно для меня интересен. Противоречивый характер, постоянно меняющийся, но все же мужественный и честный».

    Может быть, одной из главных партий в творческой жизни Анатолия Голованя стала роль немого Малайца в балете Михаила Носырева «Песнь торжествующей любви» по мотивам повести И.Тургенева в постановке балетмейстера Дины Ариповой. Именно эта роль показала и раскрыла незаурядный талант танцовщика. Через остроту образа Малайца исполнитель смог передать богатый внутренний мир своего героя. Любовь и доброта как высшие ценности человека сумели вновь возвратить к жизни Муция – главного героя балета. Эта роль стала этапной в творческой биографии танцовщика.

    Удачей явилась и роль веселого, неунывающего цирюльника Базиля в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Здесь Анатолий Головань продемонстрировал искрометную классическую технику, создал незаурядный, брызжущий яркими красками образ простого городского парня, готового на различного рода незамысловатые ухищрения и проделки. Эта роль на протяжении многих лет совершенствовалась, изменялась, давая ему возможность импровизации и раскрытия новых граней своего таланта.

    В феврале 1980 года в Воронежском театре оперы и балета состоялась знаменательная премьера балета Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь» в постановке Н. Назировой. Замечательный спектакль не сходит со сцены до сих пор.

    И в этом, наверное, заслуга первого исполнителя роли Шахрияра – Анатолия Голованя. В наитруднейшей партии раскрылись новые стороны таланта танцовщика. В особенности это проявилось в танце-монологе, где артист драматически раскрывал внутренний мир восточного правителя, выносил на суд зрителя бурю неистовой, мятущейся души своего героя.

    Все роли, исполнявшиеся артистом, перечислить невозможно. В его репертуаре – не только партии классического репертуара, но и роли в балетах современных композиторов – Иванушка в «Коньке-Горбунке» Р. Щедрина, Виктора в балете А. Эшпая «Ангара».

    В любом спектакле его образы отличались выразительностью и психологической глубиной.

    Блеснул Анатолий Головань и в замечательной партии Чиполлино в одноименном балете К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова.

    Последней ролью на воронежской сцене стала роль Николая Резанова в балете «Авось» на музыку А. Рыбникова в постановке О. Игнатьева.

    Для этого танцовщика и артиста не бывает до конца законченной роли. В процессе работы он постоянно ищет новые движения, новые штрихи, новые краски. «Даже в самой старой партии есть возможности для импровизации, – говорит он. – Мне бы не хотелось быть танцовщиком одного амплуа. Хочу танцевать партии разноплановые. Хороший танцовщик должен танцевать всё. Чем шире творческий диапазон – тем ярче, выразительнее мастерство».

    Головань – чуткий партнер, истинный кавалер на балетной сцене. Многие воронежские звезды балета (среди них – Марина Леонькина, Татьяна Фролова) всегда чувствовали теплую заботу и поддержку «надёжных рук» артиста.

    Он всегда неизменно активен. Много гастролирует (Кипр, Чехословакия, Вьетнам, Эфиопия, Зимбабве, Япония, Германия). Сейчас живет в Москве, иногда выступает.

    Закончив балетмейстерский факультет ГИТИСа, стал преподавать. Иногда ставит балеты в различных столичных и периферийных коллективах. Сотрудничает с известными мастерами российского и зарубежного балета. Человек разносторонний, Анатолий Головань интересуется живописью, древнерусской архитектурой.

    Всегда помнит и любит свой родной город и при любой возможности наведывается в Воронеж.

    Борис Векслер

    «Коммуна», №119 (25747)
    9.08.2011

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение