Известный российский балетный режиссер и теоретик балета Борис Львов-Анохин писал: «Анатолий Головань соединяет силу и динамику танца, техническую виртуозность с актерским даром и обаянием. Он стремится к остроте драматической и комедийной выразительности, а в лучших работах отходит от привычных балетных стереотипов».
Призвание к музыке и танцу у Анатолия проявилось рано. Родители – простые рабочие-строители – не препятствовали увлечению сына. Он поступил в Воронежское хореографическое училище (класс В. Савельева, позже – Е. Руденко) и с успехом окончил его в 1969 году.
Уже на отчетном майском концерте в па-де-де из балета Л.Минкуса «Дон Кихот» Анатолий Головань показал истинно классическую выучку и обратил на себя внимание. В одной из рецензий говорилось, что Головань «обладает большой внутренней динамикой и чувством исполняемой партии, прыжки у него полетны, вращения органичны и с отличной фиксацией». После этого концерта он вместе с двумя своими сокурсниками был направлен на стажировку в Ленинградское хореографическое училище имени А. Вагановой.
Перед ним открывались разные возможности. Но руководители Воронежского театра оперы и балета, и, в первую очередь, тогдашний главный балетмейстер Константин Муллер убедили молодого танцовщика стать солистом балета в родном городе.
Уже в первые годы работы в Воронеже Головань успешно исполнил роли Бенволио в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева, Бирбанто и Конрада в «Корсаре» А. Адана, принца Зигфрида в «Лебедином озере» П. Чайковского, Франца в «Коппелии» Л. Делиба. На первых гастролях с театром в Ярославле местная газета отметила молодого артиста в труднейшем вставном па-де-де балета «Жизель», где Анатолий показал «хорошие природные данные, красивый и технически сложный танец».
На какое-то время театральная карьера артиста была прервана службой в армии. Он отслужил положенный срок в ансамбле песни и пляски Московского военного округа. Там начал и преподавательскую деятельность.
После возвращения в родной театр талантливого танцовщика часто приглашали на различные смотры и фестивали: «Молодые солисты балета России» и «Русская зима» (Москва); «Белые ночи» (Ленинград), «Молодые голоса и молодой балет России» (Улан-Удэ). В Эстонии принимал участие в Днях литературы и искусства РСФСР. Мэтр советского балета Асаф Мессерер часто приглашал его на выступления в свой балетный коллектив.
В 1972 году молодые солисты воронежского балета приняли участие в проходившем в Москве Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артистов балета. Анатолий Головань вместе со своей партнершей Татьяной Колесниченко представляли Воронеж. Анатолий продемонстрировал великолепное исполнительское и актерское мастерство. Особо были отмечены его головокружительные вращательные прыжки, которые на конкурсе не делал никто.
В 1978 году за «высокое исполнительское мастерство и большую работу по эстетическому воспитанию молодежи» Анатолий Головань получил Премию имени Василия Кубанева Воронежского обкома комсомола, а затем и звание лауреата на Международном конкурсе артистов балета в Японии. В 1985 году Анатолию Петровичу Голованю присвоено звание Народного артиста РСФСР.
Интересной партией для танцовщика явилась роль Антония в балете Э.Лазарева «Антоний и Клеопатра». Этот спектакль поставил начинающий тогда балетмейстер Г. Малхасянц. Он угадал потенциальные творческие возможности Анатолия Голованя и его партнерши Нины Кондратьевой.
Шекспировский сюжет на сцене – всегда очень ответственный шаг для любого театра. Хореограф стремился выразить масштаб страстей героев английского драматурга. Головань вместе с постановщиком искали движения, способные крупным планом представить внутреннее состояние героя. «Чем больше работаю, – говорил Анатолий Головань, – тем больше получаю удовлетворение. Образ Антония чрезвычайно для меня интересен. Противоречивый характер, постоянно меняющийся, но все же мужественный и честный».
Может быть, одной из главных партий в творческой жизни Анатолия Голованя стала роль немого Малайца в балете Михаила Носырева «Песнь торжествующей любви» по мотивам повести И.Тургенева в постановке балетмейстера Дины Ариповой. Именно эта роль показала и раскрыла незаурядный талант танцовщика. Через остроту образа Малайца исполнитель смог передать богатый внутренний мир своего героя. Любовь и доброта как высшие ценности человека сумели вновь возвратить к жизни Муция – главного героя балета. Эта роль стала этапной в творческой биографии танцовщика.
Удачей явилась и роль веселого, неунывающего цирюльника Базиля в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Здесь Анатолий Головань продемонстрировал искрометную классическую технику, создал незаурядный, брызжущий яркими красками образ простого городского парня, готового на различного рода незамысловатые ухищрения и проделки. Эта роль на протяжении многих лет совершенствовалась, изменялась, давая ему возможность импровизации и раскрытия новых граней своего таланта.
В феврале 1980 года в Воронежском театре оперы и балета состоялась знаменательная премьера балета Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь» в постановке Н. Назировой. Замечательный спектакль не сходит со сцены до сих пор.
И в этом, наверное, заслуга первого исполнителя роли Шахрияра – Анатолия Голованя. В наитруднейшей партии раскрылись новые стороны таланта танцовщика. В особенности это проявилось в танце-монологе, где артист драматически раскрывал внутренний мир восточного правителя, выносил на суд зрителя бурю неистовой, мятущейся души своего героя.
Все роли, исполнявшиеся артистом, перечислить невозможно. В его репертуаре – не только партии классического репертуара, но и роли в балетах современных композиторов – Иванушка в «Коньке-Горбунке» Р. Щедрина, Виктора в балете А. Эшпая «Ангара».
В любом спектакле его образы отличались выразительностью и психологической глубиной.
Блеснул Анатолий Головань и в замечательной партии Чиполлино в одноименном балете К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова.
Последней ролью на воронежской сцене стала роль Николая Резанова в балете «Авось» на музыку А. Рыбникова в постановке О. Игнатьева.
Для этого танцовщика и артиста не бывает до конца законченной роли. В процессе работы он постоянно ищет новые движения, новые штрихи, новые краски. «Даже в самой старой партии есть возможности для импровизации, – говорит он. – Мне бы не хотелось быть танцовщиком одного амплуа. Хочу танцевать партии разноплановые. Хороший танцовщик должен танцевать всё. Чем шире творческий диапазон – тем ярче, выразительнее мастерство».
Головань – чуткий партнер, истинный кавалер на балетной сцене. Многие воронежские звезды балета (среди них – Марина Леонькина, Татьяна Фролова) всегда чувствовали теплую заботу и поддержку «надёжных рук» артиста.
Он всегда неизменно активен. Много гастролирует (Кипр, Чехословакия, Вьетнам, Эфиопия, Зимбабве, Япония, Германия). Сейчас живет в Москве, иногда выступает.
Закончив балетмейстерский факультет ГИТИСа, стал преподавать. Иногда ставит балеты в различных столичных и периферийных коллективах. Сотрудничает с известными мастерами российского и зарубежного балета. Человек разносторонний, Анатолий Головань интересуется живописью, древнерусской архитектурой.
Всегда помнит и любит свой родной город и при любой возможности наведывается в Воронеж.