Дела театральные.
Месяц назад - 11 января 2002 года на Пушечной улице, 7/5, в помещении Музея экслибриса Международного союза книголюбов открылся новый для Москвы театр - именной: Театр Георгия Шмелева.
Положим, нынче в первопрестольной открытием еще одного театра уже никого не удивишь - они рождаются как грибы после дождя: благородные и поганки вперемежку. Одни выживают и укореняются, другие, посверкав мгновение, лопаются как мыльные пузыри. Главная причина и выживания, и краха - презренный металл. Ну, а если его не было изначально и не предвидится в будущем? Скажете: такого в наше время не бывает. А вот и нет - бывает!
Народный артист России Георгий Михайлович Шмелев отметил недавно свое семидесятилетие. Отметил ролями в Театральном центре "Вернисаж", где сыграл за последние сезоны Прибыткова в "Последней жертве" А. Н. Островского, Священника в пушкинском "Пире во время чумы", Ланина в "Усадьбе Ланиных" по пьесе Б. Зайцева. Но вообще-то почти сорок лет Шмелев проработал как чтец, или мастер художественного слова, как в прошлые годы назывался этот вид артистической деятельности. Учился в Щепкинском училище при Малом театре на курсе Веры Николаевны Пашенной, блистательной актрисы и строгого педагога. Закончил в 1953-м и был принят в Центральный детский театр, нынешний РАМТ. Работала там в те годы Мария Осиповна Кнебель, режиссер и педагог от Бога. Как раз в ту пору пришел в ЦДТ Анатолий Эфрос, а в труппе были молодые Олег Ефремов, Лев Дуров, Олег Анофриев... Довелось молодому Шмелеву участвовать в знаменитых постановках Эфросом розовских пьес, имевших поистине революционное значение для всего тогдашнего советского театра.
- Если так благополучно начала складываться ваша актерская судьба, почему же вы по прошествии шести лет покинули Центральный детский? - спрашиваю у Георгия Михайловича.
- Уже в самом названии "Детский" определены лицо и назначение театра. Пока еще сам молод, можно и побегать в мальчиках по сцене, - говорит артист. - Но проходят годы, и задумываешься о своем будущем. А тут как раз Борис Моргунов, известный чтец, с которым я был хорошо знаком, предлагает мне художественное руководство Концертным ансамблем Дома Советской Армии. И к тому же чтецкая работа. Я согласился после изрядных колебаний. За четыре года приобрел опыт выступлений на эстраде, с режиссером Юрием Катиным-Ярцевым подготовил сольную программу по "Железному потоку" Серафимовича, показал ее во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и был принят в штат ВГКО. С тех пор там и работаю.
- Сколько же программ вы сделали за это время? И сколько же их у вас сейчас "в прокате", если можно так выразиться?
- Всего программ пятнадцать. Каждая в два отделения. Это Пушкин, Ахматова, Гумилев, Блок, Лесков, Есенин, Платонов, да всех не перечислишь.
- А кто делал с вами эти программы в качестве режиссеров?
- С Катиным-Ярцевым я сделал более десяти программ. Он был замечательно чутким режиссером. Работал с Моргуновым, с Коровиным, две программы - "Страсти по Борису" (это Пастернак) и "Жизнь Сытина" мне поставила Инна Хрусталевская, режиссер, моя ныне покойная жена. Она всегда кидалась на помощь, когда видела, что у меня не все получается. Композицию программы, разработку я делаю всегда сам. Но глаз со стороны обязателен, без режиссера не обойтись. Сейчас мне помогает Людмила Георгиевна Чудновская. Она была замужем за братом Александра Галича - Гинзбургом. Ей близки в равной мере поэзия и театр.
- Как родилась идея Театра Георгия Шмелева? И что он собой представляет?
- У меня давние связи с Обществом книголюбов. Еще в 1988 году я написал сценарий литературного вечера под названием "Восстание страниц". Его героями были писатели и поэты Белый, Блок, Бунин, Сологуб, Горький, Андреев, Куприн, откликнувшиеся очерками, рассказами, поэмами, стихами на революционные события 1905 года. В моем сценарии они собираются вместе, чтобы высказать свое отношение к происшедшему. Постановщиком спектакля был Ювеналий Калантаров, сам я играл роль Горького. Постановка шла на площадках различных ДК, клубов под эгидой Общества книголюбов и имела успех. Сценарий был издан отдельной брошюрой, его играли по стране.
Потом я подготовил еще один спектакль - дуэт для Общества - "Жизнь Сытина. Загадочно-простое лицо". Так сказал Леонид Андреев на 50-летии издательской деятельности Ивана Сытина в 1917 году. Спектакль этот мы играли с Юрием Дубовым в Мемориальной квартире Сытина на Тверской. На моем 70-летии был руководитель Общества книголюбов Сергей Гаврилович Шувалов, и я предложил ему создать в их Музее экслибриса Литературный театр. Шувалов согласился.
Это отнюдь не театр одного актера. Я беру на себя руководство, но как артист стану выступать наравне с другими, на стыке разных искусств. Помните, в ЦДРИ был мой концерт, в котором принимали участие воспитанники Детской балетной студии? Мне интересно, когда в моих программах выступают музыканты, вокалисты. На открытии моего театра именно так и было. Программа называлась "Три взгляда": "Взгляд вполоборота", "Взгляд вперед" (из будущих работ), "Взгляд с улыбкой" (шутки и литературные пародии), в которых моими партнерами были Поздняков, Крылова, автор и исполнитель музыки и песен гитарист Красоткин. В феврале я покажу свой поэтический моноспектакль "Живой костер" по поэзии Блока, в марте - диалог поэтов Ахматовой и Гумилева "Нельзя непоправимее любить". С этими двумя программами - Блок и Ахматова с Гумилевым - меня пригласил выступить в Париже Российский культурный центр во Франции. Так что концерты в Музее экслибриса станут как бы генеральной репетицией перед парижской премьерой.
- Каким же образом прознали в Париже о ваших программах?
- Это - целая история. Наша соотечественница Софья Львовна Ардашникова-Иваницкая вышла замуж за француза, живет в Париже, преподает русский язык в Российском культурном центре. Обо мне и моих программах ей рассказала Татьяна Ильинична Васильева, педагог Школы-студии МХАТ, когда ездила навестить сына, известного художника, живущего в Париже. И, как оказалось, мы с Софьей Ардашниковой-Иваницкой в детстве даже в одну театральную студию ходили, и в Щепкинское училище она тоже поступала, но заболела и была вынуждена уйти. Видите, какие интересные совпадения случаются в жизни? Кто бы мог подумать!
- Насколько я понимаю, ваш театр бесплатный и лично вы никакого материального вознаграждения за свой труд не имеете...
- Разумеется, никакого. Все исключительно на добровольных началах. Когда-то Общество книголюбов было Всесоюзным, создавало на местах Дома книги, вело большую культурно-просветительскую деятельность. Распался СССР, перестало по названию существовать и Всесоюзное общество книголюбов. Однако по сути сохранилось. Общества книголюбов в бывших союзных республиках - ныне суверенных государствах - образовали Международное общество, поддерживают контакты, приезжают к нам в Москву. Музей экслибриса принадлежит этой организации. Государством Общество не финансируется, пытается самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Есть у него свой издательский отдел, ищут спонсоров. В Музее экслибриса проводятся экскурсии, организуются выставки, клубные встречи по увлечениям. Книголюбы - народ любознательный, прекрасные слушатели и зрители. На открытии театра зал был переполнен.
- А что это за странная фотография: вы в концертном костюме стоите босиком на?..
- На битом стекле.
- ?!!
- Несколько лет назад я перенес очень тяжелую болезнь. Надо было поставить себя на ноги. А боли были страшные. Я решил перебороть боль болью. И пошел по битому стеклу. Это лечебная процедура. Сейчас могу и лежать на битом стекле. Сплю на иппликаторах Кузнецова - такие металлические иглы.
- Как Рахметов на гвоздях в романе Чернышевского "Что делать"?
- Если хотите, да. Это очень больно, но меня спасает, дает возможность жить и работать, быть бодрым. Иначе был бы я лежачим больным. Открывая театр, еще до начала программы, мы распили бутылку шампанского, разбили ее, и я пошел по стеклу (на снимке).
- Какова же была реакция зрителей на ваши "стекольные" упражнения?
- Ахнули, охнули, заинтересовались. Разумеется, я не собираюсь перед своими выступлениями ходить по битому стеклу.
- Что еще вы покажете в Театре Георгия Шмелева?
- По возвращении из Парижа в апреле покажу "Грабеж" по Лескову. В мае у меня будет моноспектакль "Еще я долго буду петь" - поэзия Есенина. В июне - Пушкин "Меж горестей, забот и треволнений" - вторая болдинская осень. Программ много, были бы силы. Приглашаю всех в Театр Георгия Шмелева на Пушечную, 7/5.
Господи, есть же в наше время такие бескорыстные энтузиасты, подумалось мне. - Значит, еще не все потеряно!