Назарий Райский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Назарий Райский (Капитонов) фотографии

Райский Назарий Григорьевич

Капитонов

07.11.1876 - 06.10.1958

биография

26 октября (7 ноября) 1876, Люблин (Польша) — 6 октября 1958, Москва

Артист оперы (лирико-драматический тенор), камерный певец, вокальный педагог.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944).
Доктор искусствоведения (без защиты диссертации, 1941).

В 1917 году окончил Московский археологический институт. Защитил диссертацию на тему "Влияние иностранных художников на русское искусство во второй пололовине XVII века", за что был удостоен звания ученого археолога и награжден золотой медалью.
В 1896—1900 годах обучался в Варшавской консерватории (до третьего курса по классу скрипки, затем пению в классе Дж. Нувелли), затем совершенствовался в вокальном искусстве в Италии. Будучи студентом консерватории, часто выступал в концертах и до 1901 года руководил хором. Пел в оперных театрах Владивостока, Хабаровска, Харбина (1902—03), Тифлиса (1903—04), Баку, Нижнего Новгорода, Самары, Вильно.
В 1904—1908 гг. солист московской Оперы С. Зимина (дебютировал в партии Вертера), затем один сезон гастролировал в Италии (Турин и Генуя). Обладал небольшим голосом приятного тембра. Исполнение отличалось артистизмом, гибкой фразировкой. Репертуар певца включал 42 партии. Партнеры: Б. Амирджан, Э. Кристман, П. Оленин, В. Петрова-Званцева, Р. Радина, С. Селюк-Рознатовская, Е. Цветкова. Пел п/у М. Ипполитова-Иванова.

Райский — один из выдающихся камерных певцов.
В 1909—1915 и 1920—30-х гг. выступал на концертной эстраде (главным образом в Москве). Его камерный репертуар включал около 1000 произведений, из них 150 — впервые им исполненные, в т. ч. ряд произведений С. Танеева, М. Иполлитова-Иванова (композитор посвятил певцу "Сонеты" У. Шекспира), Н. Метнера, Ан. Александрова. Среди других — романсы Н. Титова, М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Н. Мясковского, зарубежных композиторов — И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, X. Вольфа, народные песни (исполненные на языке оригинала). С 1904 года принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки, сам был устроителем "вечеров русского романса". Выступал в ансамбле с выдающимися музыкантами — С. Танеевым, А. Гольденвейзером, К. Игумновым, Н. Метнером, Г. Нейгаузом, М. Неменовой-Лунц, А. Гедике (вместе с ним в 1922 организовал впервые органно-вокальные концерты). После революции активно участвовал в концертах для рабочей аудитории. Певец был в дружеских отношениях с М. Балакиревым, С. Танеевым, С. Рахманиновым, А. Аренским, А. Гречаниновым, Н. Метнером, М. Ипполитовым-Ивановым, С. Василенко.

Известный вокальный педагог: в 1919—1929 и 1933—1949 годах вел сольные и камерные классы в Московской консерватории (с 1923 профессор, в 1921—1929 проректор, в 1921—1929 и 1945—1947 декан факультета, в 1934—1935 директор Оперной студии, с 1935 зав. кафедрой), руководил Татарской и Узбекской национальными студиями при Московксой консерватории; в 1929—1933 профессор в Тифлисской консерватории (декан факультета до 1931, вел классы сольного пения, вокально-инструментальный и хоровой; в середине 1930-х гг. преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в 1949 — в Музыкальном училище при Московской консерватории. В своей педагогической деятельности пропагандировал итальянскую школу пения. Главное значение придавал естественности, легкости и простоте звукообразования, развитию у певцов художественного вкуса и чувства стиля. За 30 лет воспитал целую плеяду советских певцов и педагогов, среди которых Д. Аспелунд, Г. П. Виноградов, Д. Головин, Г. Габриэлян, Б. Дейнека, Н. И. Кедров, С. Красовский, А. Королев, Н. Кривуля, С. Лемешев, А. Малюта, Э. Пакуль, П. Понтрягин, В. Сливинский, С. Стрельцов, Г. Тиц, В. Фирсова.

Выступал с докладами о вокальном искусстве и методике пения в Саратове, Свердловске, на всесоюзных вокальных конференциях (1937 и 1940), на курсах повышения квалификации вокальных педагогов.

Принимал активное участие в укреплении художественной самодеятельности: в 1926—1927 годах вошел в состав первой военно-шефской комиссии профсоюза работников искусств, в 1942—1945 гг. работал в кружках Московского автозавода им. Лихачева, в 1946 — Военного института иностранных языков, в 1952—1954 — Военно-инженерной академии.
В 1933—1934 годах - директор Московской государственной филармонии.
В 1939—1942 гг. - художественный руководитель музыкального радиовещания.
С 1942 года - музыкальный руководитель Латвийского государственного ансамбля.

В 1915—1918 годах - председатель Контрольно-финансового отдела Московского военно-промышленного комитета.

Автор многих работ по вопросам вокального искусства.

театральные работы

1-й исполнитель на русской сцене партии Дюфрена ("Заза").
Лучшие партии:
Синодал ("Демон" А. Рубинштейна)
Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского)
Водемон ("Иоланта" П. Чайковского)
Лыков ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова)
Гвидон ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова)
Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини)
Герцог ("Риголетто" Дж. Верди)
Кассио («Отелло» Дж. Верди)
Вертер («Вертер» Ж. Массне)

театр

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение