Василий Лужский

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Василий Лужский (Калужский) фотографии

Лужский Василий Васильевич

Калужский

31.12.1869 - 02.07.1931

биография

Родился 31 декабря 1869 года в Шуе (Владимирская губерния, Российская империя) в купеческой семье.

Русский актёр, режиссёр и театральный педагог.
Заслуженный артист Республики (1923).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

Посещал школу при "Обществе искусства и литературы", в сезоне 1890-1891 годах сыграл на его сцене Карпа в Лесе А. Н. Островского, 2-го мужика в Плодах просвещения Л. Н. Толстого. В актёрском даре Лужского привлекали юмористическая импровизация, шутливый экспромт. Всего сыграл здесь 44 роли. Некоторые из этих работ были повторены в МХТ (сэр Тоби в Двенадцатой ночи, 1899).
Лужский стал одним из основателей Художественного театра, в труппе которого оставался до конца жизни. В первый сезон играл Ивана Петровича Шуйского в Царе Фёдоре Иоанновиче А. К. Толстого, Сорина в Чайке А. П. Чехова ("играл как очень крупный артист", по словам Немировича-Данченко), Креона в Антигоне Софокла, принца Мароккского в Венецианском купце Уильяма Шекспира. Созданные им образы отличались яркой сценичностью, театральной броскостью деталей (руководители МХТ старались сдерживать и умерять эти актерские свойства).
К. С. Станиславский, знавший Лужского с начала театральной карьеры, писал о том, что дар имитатора на первых порах мешал Лужскому найти самого себя, свою индивидуальность. В дальнейшем его талант определился как талант "психологической характерности". Лужский был первым исполнителем Серебрякова в Дяде Ване, Андрея в Трёх сестрах и Лебедева в Иванове Чехова, Бессеменова в Мещанах, Бубнова в На дне и Чепурного в Детях солнца Максима Горького, старика Фокерата в Одиноких Г. Гауптмана. Несомненными удачами стали его образы Фёдора Павловича в Братьях Карамазовых (1910), Бартоло в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро (1927), Манюкин в Унтиловске Л. М. Леонова (1928). Всего в Художественном театре Лужский сыграл 64 роли. При достаточной занятости в репертуаре актерская судьба Лужского в МХТ складывалась драматично. Станиславский, считал, что вклад Лужского в дело МХТ не был достаточно оценен, особенно его актёрский вклад, оттого он и стал "актёром, мало в себе уверенным и вечно сомневающимся".

Режиссурой Лужский начал заниматься ещё в "Обществе искусства и литературы" (Горячее сердце Островского). В Художественном театре был сорежиссёром 23 спектаклей, работая вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко. Особенно удавались ему, по общему признанию, постановки народных сцен (картина Мокрое в Братьях Карамазовых; финальная картина в суде в Живом трупе; массовые сцены в Анатэме; народные сцены в Пугачёвщине). Немирович-Данченко ценил в Лужском "острую наблюдательность, богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе, и яркое умение находить простые и в то же время сценические мизансцены". Успехом пользовался поставленный им совместно с Н.М. Горчаковым (1926) спектакль Продавцы славы Паньоля и Нивуа (Лужский играл в нем господина Башле). Самостоятельные режиссерские пробы: Иван Мироныч (Лужский играл заглавную роль) и Стены (в Художественном театре), Узор из роз (во 2-й Студии). Участвовал в работах Комической оперы (Музыкальной студии Художественного театра, созданной Немировичем-Данченко): в Дочери Анго и в Периколе (сыграл тут вице-короля).

Административные способности с первых лет жизни театра делали Лужского непременным участником внутренних органов руководства. Особое место занимало его сотрудничество с художниками МХТ: на его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.

Умер Лужский в Москве 2 июля 1931 года.

театральные работы

Князь Иван Шуйский ("Царь Фёдор Иоаннович")
Андрей ("Три сестры" А. П. Чехова)

театр

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости