Родился 31 декабря 1869 года в Шуе (Владимирская губерния, Российская империя) в купеческой семье.
Русский актёр, режиссёр и театральный педагог.
Заслуженный артист Республики (1923).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
Посещал школу при "Обществе искусства и литературы", в сезоне 1890-1891 годах сыграл на его сцене Карпа в Лесе А. Н. Островского, 2-го мужика в Плодах просвещения Л. Н. Толстого. В актёрском даре Лужского привлекали юмористическая импровизация, шутливый экспромт. Всего сыграл здесь 44 роли. Некоторые из этих работ были повторены в МХТ (сэр Тоби в Двенадцатой ночи, 1899).
Лужский стал одним из основателей Художественного театра, в труппе которого оставался до конца жизни. В первый сезон играл Ивана Петровича Шуйского в Царе Фёдоре Иоанновиче А. К. Толстого, Сорина в Чайке А. П. Чехова ("играл как очень крупный артист", по словам Немировича-Данченко), Креона в Антигоне Софокла, принца Мароккского в Венецианском купце Уильяма Шекспира. Созданные им образы отличались яркой сценичностью, театральной броскостью деталей (руководители МХТ старались сдерживать и умерять эти актерские свойства).
К. С. Станиславский, знавший Лужского с начала театральной карьеры, писал о том, что дар имитатора на первых порах мешал Лужскому найти самого себя, свою индивидуальность. В дальнейшем его талант определился как талант "психологической характерности". Лужский был первым исполнителем Серебрякова в Дяде Ване, Андрея в Трёх сестрах и Лебедева в Иванове Чехова, Бессеменова в Мещанах, Бубнова в На дне и Чепурного в Детях солнца Максима Горького, старика Фокерата в Одиноких Г. Гауптмана. Несомненными удачами стали его образы Фёдора Павловича в Братьях Карамазовых (1910), Бартоло в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро (1927), Манюкин в Унтиловске Л. М. Леонова (1928). Всего в Художественном театре Лужский сыграл 64 роли. При достаточной занятости в репертуаре актерская судьба Лужского в МХТ складывалась драматично. Станиславский, считал, что вклад Лужского в дело МХТ не был достаточно оценен, особенно его актёрский вклад, оттого он и стал "актёром, мало в себе уверенным и вечно сомневающимся".
Режиссурой Лужский начал заниматься ещё в "Обществе искусства и литературы" (Горячее сердце Островского). В Художественном театре был сорежиссёром 23 спектаклей, работая вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко. Особенно удавались ему, по общему признанию, постановки народных сцен (картина Мокрое в Братьях Карамазовых; финальная картина в суде в Живом трупе; массовые сцены в Анатэме; народные сцены в Пугачёвщине). Немирович-Данченко ценил в Лужском "острую наблюдательность, богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе, и яркое умение находить простые и в то же время сценические мизансцены". Успехом пользовался поставленный им совместно с Н.М. Горчаковым (1926) спектакль Продавцы славы Паньоля и Нивуа (Лужский играл в нем господина Башле). Самостоятельные режиссерские пробы: Иван Мироныч (Лужский играл заглавную роль) и Стены (в Художественном театре), Узор из роз (во 2-й Студии). Участвовал в работах Комической оперы (Музыкальной студии Художественного театра, созданной Немировичем-Данченко): в Дочери Анго и в Периколе (сыграл тут вице-короля).
Административные способности с первых лет жизни театра делали Лужского непременным участником внутренних органов руководства. Особое место занимало его сотрудничество с художниками МХТ: на его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.
Умер Лужский в Москве 2 июля 1931 года.
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.