Жетысайский драмтеатр

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Жетысайский драмтеатр

Жетысайский драматический театр им. Курманбека Джандарбекова

Казахстан, Жетысай

В конце шестидесятых в маленьком районном городке Голодной степи появился музыкально-драматический театр, в задачу которого входила пропаганда и развитие национальной сценической культуры среди казахского населения братского Узбекистана. Приграничный район менял свою территориальную принадлежность, переходя из состава одной республики в другую, театр же не только сохранился, но и снискал славу уникального очага культуры.

Основу театра заложили самодеятельные артисты и активисты драматических кружков. Тридцать лет руководил им заслуженный работник культуры Казахстана Тасболат Байимбетов. Он и первый директор театра, и актер, и режиссер. Кроме того, написал музыкальное сопровождение к нескольким спектаклям, сочинил около сотни песен и романсов.

Периферийный театр дважды был лауреатом международных фестивалей, стал дипломантом Всесоюзного смотра театральных коллективов. За постановку «Раненые цветы» жетысайцы удостоены диплома 3-й степени Министерства культуры СССР. В начале восьмидесятых после творческого отчета в Алматы коллектив наградили Почетной грамотой Верховного Совета КазССР. Здесь воспитан народный артист Казахстана Торегельды Кыстаубаев. Звание заслуженной артистки Казахстана получила Улбосын Акимова, Женису Коргабаеву присвоено звание заслуженного артиста Узбекистана, а актриса Шолпан Кожамуратова является кавалером ордена «Знак Почета». Руководство театра считает, что еще как минимум десяток артистов достойны того, чтобы получить за свое мастерство звания и награды. Треть артистов труппы — одаренные выпускники местных школ или вузов. В семидесятых годах при Ташкентском театре драмы имени Н. Островского открывали даже специальные курсы для артистов из Жетысая. Много в то время пришло молодых актеров из Ташкентского театрального института. В их числе и нынешний директор театра — Жаркинбай Кудияров.

Несколько лет тому назад Жетысайский театр лишился статуса музыкального и стал только драматическим. Содержание оркестра обходилось в копеечку, и областной департамент культуры посчитал это непозволительной роскошью для провинциального городка с населением сорок тысяч человек. Штат театра сократили едва ли не втрое, поставив перед коллективом задачу учиться выживать самостоятельно. Вот и появились в репертуаре театра кассовые постановки, не обремененные громоздкими декорациями, чтобы можно было показывать на приспособленных сценах.

Коллектив теперь постоянно в разъездах. Для этого нужен транспорт, а машины старые. Хорошо, что в прошлом году нашлись средства на ремонт кровли и сцены. Но нужно еще одиннадцать миллионов тенге, чтобы отремонтировать гримерные, привести в порядок другие помещения театра. Нет сейчас в зрительном зале отопления, а без этого даже на теплом юге зимой спектакль не покажешь. Наивно рассчитывать, что актеры сами смогут заработать средства на все это. Они счастливы уже хотя бы тем, что в последние годы появилась возможность выезжать на гастроли за пределы области. В прошлом году, например, спектакль «Кос мунлык» был показан в Актобе. Рукоплескали жетысайским артистам и в Оше, где они принимали участие в международном театральном фестивале «Мосты взаимопонимания через театральное искусство». Поддерживает жетысайский театр тесные связи и с узбекскими коллегами, практикуя совместные постановки. Примером такого сотрудничества может служить спектакль «Алпамыс» Усмана Азимова, режиссером-постановщиком которого является заслуженный артист Узбекистана Валиджан Умаров. В узбекском городе Гагарин, где проживают в основном этнические казахи, этот спектакль в прошлом году прошел с огромным успехом. Причем в первом отделении главные роли играли узбекские актеры из Ташкентского театра имени Хамзы, а во втором — жетысайцы. Игра и тех и других была настолько ровной, что публика даже не замечала смены состава. На ура прошла и премьера «Ананаса из Конго» Д. Исабекова. Лучшей похвалой для актеров и признанием их таланта стало заверение Дулата Исабекова в том, что всю труппу можно хоть сегодня приглашать в столичный театр и смело выпускать на сцену.
Любовь ДОБРОТА

актеры

Обсуждение