Московский Художественный театр второй (1924–1936 гг.)
Москва
Московский Художественный театр второй своим возникновением обязан Первой Студии МХТ, из недр которой он родился в 1912 году. Создатели Студии во главе с Л. А. Сулержицким, Б. М. Сушкевичем, Е. Б. Вахтанговым при поддержке К. С. Станиславского представляли собой «Собрание верующих в систему Станиславского». В самом названии утверждались задачи Студии – экспериментально-творческая разработка «Системы». В начале 1910-х, когда театральное искусство переживало кризис, связанный с исчерпанностью старых, и даже относительно новых форм (коллективу МХАТ насчитывалось всего 15 лет), возникла необходимость в создании коллективов нового типа. Так повсеместно крепло студийное движение, рождались маленькие театры-студии, творчески объединенные, как «коллектив единомышленников» и ставящие своей целью поиск и апробацию новых театральных идей.
После Октябрьской революции направление работы Студии меняется, становится все ближе к острой экспрессии, трагической эксцентрике, театральности. Лучшие работы того периода были связаны с именами М. Чехова и Е. Вахтангова.
Сильнейший, разнохарактерный по своим индивидуальностям артистический состав коллектива подготовил рождение в 1924 году нового самостоятельного театра – МХТ Второго. Это название дал Первой Студии В. И. Немирович-Данченко, в течение короткого времени бывший директором нового театра. Он же одобрил изображение мхатовской чайки на занавеси Второго МХТ, но в связи с недовольством Станиславского от эмблемы на занавеси пришлось отказаться. Театр получил новое помещение (помещение театра «Альказар» на Триумфальной площади – здание б. Нового театра, ныне – Российского Академического Молодежного театра). Получив автономное художественное руководство, коллектив стал более самостоятельным в своих смелых творческих поисках. К тому времени ансамбль театра составили М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова, В. В. Соловьева, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова, И. Н. Певцов, И. Н. Берсенев.
Целых шесть лет во главе театра стоял М. Чехов, начиная с 1922, еще во времена Студии и до 1928 – года его отъезда за границу. Для театра тот период стал и самым плодотворным, и самым противоречивым.
Творчество М. Чехова обозначило два театральных направления поисков коллектива – комически-буффонную, площадную и заостренно трагическую. В обеих сферах он был органичен и жанрово непредсказуем – в комедии постоянно высвечивал трагизм, болевые точки страдания, в трагедии нередко был подчас пронзительно комичен. Но то, что удавалось ему соединить в своем творчестве, не всегда удавалось выработать как стиль творческого коллектива. Театр критиковали за эклектичность, стилевую всеядность, отсутствие художественного единства. Необычной пестроте постановок было объяснение – под одной крышей работали индивидуальности, очень разные в творческом отношении и сходные только по сценическому масштабу.
В годы художественного руководства театром М. Чехова, в коллективе возникла оппозиционная группа из восьми человек, среди которых были: А. Дикий, О. Пыжова, Л. Волков. Они настаивали на «выпрямлении идеологической линии», резко критиковали творческий метод М. Чехова. В 1927 году группа оппозиционеров ушла из стен МХАТ второго в другие театры. А в 1928 году эмигрировал из советской России М. Чехов.
В феврале 1936 года театр на всеми признанном взлете был закрыт. Никакого официального обвинения театру не было предъявлено, поэтому его нельзя было официально реабилитировать. Наступило время «равнения на МХАТ», в свете которого существование МХАТа второго было лишним. Часть актеров возвратилась во МХАТ, остальными «укрепили» другие московские театры. Берсенев, Гиацинтова, Бирман вошли в труппу театра им. МОСПС, а затем в Театр им. Ленинского комсомола.
Энциклопедия "Кругосвет"
30 сентября 2017
15 мая 2016
18 февраля 2013