Саровский драматический театр

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Саровский драматический театр

Саровский драматический театр им. Н. И. Собольщикова-Самарина

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Саровский драматический театр"

Нижегородский областной драматический театр, г.Саров

Горьковский областной театр драмы им. Горького с 1968

Горьковский (Московский) областной музыкально-драматический театр (Арзамас-16, Азамас-75)

Нижегородская область, Саров, проспект Музрукова, дом 26

teatrsarov.ru, xn--80aagj1ckbgfc.xn--p1ai/main

Театр был открыт 30 апреля 1949 года по приказу директора объекта генерал-майора П. М. Зернова. Разместился театр в то время в здании монастыря.
Для создания атомного оружия на сверхсекретный объект были привезены лучшие умы страны. Этим людям необходимы были условия не только для плодотворной работы, но и для интеллектуального отдыха, поэтому открытие театра стало немаловажным событием в жизни города. Уже в августе 1949 года в театре шла премьера спектакля К. Гольдони «Трактирщица» и «Роковое наследство» Л. Шейнина, в то время как на полигоне близ Семипалатинска осуществлялось успешное испытание атомной бомбы.
На объект приезжали лучшие специалисты в области ядерной физики, а для работы в театре приглашались талантливые творческие люди. Например, первый режиссёр В.Н. Бернс был приглашён из Малого театра России. Первыми и постоянными посетителями театра были учёные, известные сегодня всему миру: А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, Е. А. Негин, Н. Л. Духов и многие другие.
В первой труппе театра было всего семь драматических артистов, программки и афиши писались от руки. Но уже в 1953 году труппа насчитывала 26 артистов, а театр ежегодно выпускал 6-7 новых спектаклей. История нашего театра пестра и многогранна. Одно время он был музыкально-драматическим и радовал зрителей балетом и симфонической музыкой. Позднее стал Новым театром драмы и дипломантом Всероссийского смотра.

Возглавляет театр Першина Марина Владимировна. В труппе более 50 человек, включая оркестр, 6 человек носят звание заслуженных артистов РФ. В репертуаре театра разнообразные постановки – классика и современная драматургия, академические и экспериментальные постановки, спектакли для детей и взрослых.

Мы хотим вам рассказать о культурном центре города - cаровском драматическом театре. Город основался на слиянии двух чистых рек Сатиса и Саровки, что находятся на самом юге Нижегородской области. Чем он так уникален? Да тем, что долгое время его не было на географических картах, о нем не писали в газетах. Даже имени у него своего не было. Он пользовался названием соседнего города Арзамаса. И для того, чтобы не запутались почтальоны, к этому имени прибавляли цифру «16». Мало кто знал, что в Арзамасе-16 создают грозное оружие, которое оберегает нашу Отчизну от нападения врагов. Только в 1995 году город получил современное название Саров.
История создания Саровского драматического театра

В силу закрытости города Саровский театр назывался Горьковским областным драматическим театром. Он был открыт 30 апреля 1949 года, во время самой напряженной работы над созданием первой атомной бомбы. В закрытый город прибывала научно-техническая элита из многих городов Советского Союза, но большинство - из Москвы и Ленинграда: без обеспечения нормальной культурной жизни обойтись было нельзя.

Инициатором открытия театра был директор «объекта», генерал-майор Павел Михайлович Зернов.

Забота о культуре, о духовном «жизнеобеспечении» посёлка чувствовалась с первых дней создания зоны, и сразу было понятно, что она создавалась не на год. Театр был открыт в рекордные сроки: в апреле был подписан приказ, а в мае уже состоялось первое выступление. Театру было отдано почти всё здание бывшей церкви Серафима Саровского (сам храм и двухэтажный ряд келий до поворота), в котором на тот момент было зернохранилище.

Первыми посетителями театра были выдающиеся ученые: А. Д. Сахаров, Н. Н. Боголюбов, Н. Л. Духов, С. Г. Кочарянц и другие. Изначально труппа театра насчитывала всего 7 актеров, а афиши и программки приходилось писать от руки.

На момент открытия театра труппы, как таковой, не было. Был назначен исполняющим обязанности директора театра М. Новиков (до этого он был начальником культотдела, к тому же ещё и неплохим баянистом, в годы войны постоянно выступавшим в единственном тогда центре культурной жизни посёлка – местном клубе).

Справедливости ради надо отметить, что до 1949 года история «объекта» уже знала один театр, но это был театр заключённых. Говорят, у них были очень неплохие постановки.

К началу 1950-х годов труппа театра значительно расширилась. Она насчитывала 26 артистов и в течение сезона драмтеатр успевал порадовать зрителей 6-7 премьерами.

Театр начала 50-х был и мечтой, и праздником, и отдушиной, и зеркалом духовного и творческого потенциала зарождающегося города. Он был способен примирять и объединять то, что за пределами его имело чёткие границы и рамки дозволенности. Актёры, учёные, солдаты, офицеры - вклад каждого в рождение театра был искренен и ценен. Прошлое всегда романтично. Была бомба, и лагеря, и дремучие леса, и взорванные храмы, но был и театр, а, значит, было огромное желание жить и жить хорошо.

Шло время…

Несмотря на «закрытость объекта», из столичных и ведущих театров страны приглашались режиссёры, актёры и театральные художники.

В стенах городского театра работало большое количество именитых режиссёров и актёров, народных артистов, заслуженных деятелей искусств, лауреатов Государственных премий. Многие артисты, приезжающие работать в театр, были широко известны на всю страну. Жители города их узнавали на улицах.

В 1956 году театр был реорганизован в музыкально-драматический театр, который пользовался большим успехом. Спектакли в те годы, как правило, проходили при полных зрительных залах. Попасть на премьеру было не просто. Особым успехом пользовались оперетты и музыкальные комедии.

Театр тех лет, кроме постановки спектаклей, использовал и другие сценические формы работы. Регулярно артисты проводили концерты, вечера молодежи. Практиковались периодические творческие выходы артистов в «красные уголки» молодежных общежитий.
60-е годы

И вот в середине 1968 года музыкально-драматический театр расформировали и создали Новый театр драмы. В его составе уже не было хора, балета, солистов- вокалистов. Правда, оставили маленький оркестр – 14 человек во главе с замечательным дирижером С. А. Гусевым. Уехали любимцы саровской публики Л. Данилова, Н. Кочергин, К. Лосев, В. Ловковский и другие. Однако несколько артистов оперетты, в том числе Т. Шумская, остались верны своему театру и городу. Остались в театре солистки балета Л. Сергеева и С. Шевцова. Но им пришлось поменять профессию. Верность театру сохрани и талантливый Н. Васильев, который приехал в город после окончания ГИТИСа в 1957 году и всю жизнь проработал на нашей сцене. Остались в городе художники И. Тарасова и Е. Гоголев. Все эти замечательные люди и сегодня живут в Сарове. Они любят наш славный уютный город, а горожане, мы думаем, любят их. Но тогда в 1968 реорганизация обернулась настоящей трагедией и для города, и для театра как коллектива, и для отдельных актеров. Сколько поломанных судеб все это стоило! 31 июля 1968 года весь коллектив театра был уволен, а 1 августа стали приглашать вновь на работу, уже в совсем другой по сути и духу театр. И ведь пригласили далеко не всех, кто-то оказался новому театру не нужен. И так было во всех закрытых городах, где были музыкально-драматические театры. В результате кто-то ушел из актерской профессии навсегда. Но несмотря на все свои потери и проблемы театр в городе продолжал жить, хотя никогда уже в его истории не было таких аншлагов, никогда уже поклонники с трепетом не звонили, чтобы узнать, чей состав играет вечером, и никогда уже театр не был законодателем моды… Итак, в середине 1968 года Новый театр драмы принял новый главный режиссер, народный артист Белоруссии Ю.Б. Щербаков. Театр вступил в новый этап своей истории. В труппу пришли новые артисты.
70-80-е годы

Судьба нашего театра в 70-80-е годы не была простой и ровной. И конечно, актеры и зрители легендарных 50-60-х имеют некоторое право с ностальгической грустью по тому музыкально-драматическому театру и легким снисхождением к этому Горьковскому областному драматическому говорить: «Вот тогда у нас был театр. И какой театр – ого-го! И полные залы и зрительская любовь! А ныне…» Но будем справедливы: тому театру было несомненно легче привлечь к себе зрителя, чем театру 70-80-х. Еще не была распространена такая навязчивая и трудно излечимая болезнь, как телевидение; еще не было сети кинотеатров с разнообразным и быстроменяющимся репертуаром; не было ни Дворца культуры, ни Дома ученых. Театр был просто вне конкуренции. Не стоит забывать и о привлекательности «легкого жанра» этого театра. Смотреть оперетту несравнимо легче чем драму. Поэтому о периоде 70-80-х годов в жизни саровского театра можно говорить как о времени борьбы за зрителя. И в первый год после реорганизации театру, казалось бы, повезло. Пришёл известный режиссёр, народный артист БССР Ю. Б. Щербаков, до этого работавший во МХАТе, Ленкоме, в театре им. Гоголя; привёз с собой много интересных молодых актёров, и, могло показаться, что театр только выиграл от своей реорганизации.
Лихие 90-е…

В 90-е годы областной драматический театр Сарова перешел на принципиально иную модель своего управления и развития, он стал директорским. Все предыдущие четыре десятилетия в театре сосуществовали и делили обязанности по его руководству и директор (администратор), и главный режиссер (художественный руководитель). Последним главным режиссером, возглавлявшим труппу всего один сезон 1989-1990 г., был В. В. Баронов. И после него вот уже 13 лет театром руководит только директор.

Первым директором, понесшим на себе бремя единовластия, стал Ю.И.Абызов. Время тогда было грустное. Все театральное искусство переживало определенный кризис: и материальный, и репертуарный. Театральные подмостки запестрели образами наркоманов, проституток, как до сих пор еще пестрят экраны телевизоров подобными «черными» сюжетами, но теперь уже с крутой приправой к ним из «братков» и «бригад». Материально в первой половине 90-х Саров тоже уже не мог похвастаться своим благополучием и стабильностью. У города не было денег, и как следствие этого – театр не мог выезжать на гастроли. А без гастролей внутри театральная жизнь затихает…

Однако в 1993 году в городе все же прошло большое мероприятие – Фестиваль малых театральных форм, по-другому его еще называли – фестиваль профессиональных и народных театров закрытых городов. Первое место в фестивале никому присуждено не было.
В 1993 году в театре началась, как говорят теперь в городе, «эпоха» Бориса Смбатовича Меликджанова.

Какие бы ни были мнения об этом времени, одно бесспорно – Борис Смбатович не был, как многие директора и главрежи до него, человеком со стороны, он «вырос» в нашем театре, он как никто иной знал его проблемы и нужды. Одна из заслуг его как директора была новая «внешняя политика» театра. Благодаря ему и отделу культуры мы смогли увидеть на нашей сцене не просто гастролеров, которые приезжали и рассказывали байки, а блестящие столичные спектакли.
Режиссеры театра

За время своего существования театр сменил множество режиссеров, но остался верен своему зрителю.
В апреле 2006 года театр переезжает в новое здание, которое имеет 2 зала – основной на 528 мест с мягкими креслами и зал для малой сцены на 102 места.

В репертуаре Саровского драматического театра произведения таких драматургов как: А. Островский, А. Чехов, М. Горький, В. Шекспир, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольер и пьесы современных драматургов.

Все цеха и службы укомплектованы специалистами-профессионалами. В труппе театра 37 актёров и 10 артистов оркестра. Далеко не каждый столичный театр может похвастаться «живым» оркестром, не говоря уже о провинциальных. Но в нашем театре оркестр был с самого момента открытия. В 1949 году – духовой, с 1956 по 1968г. – эстрадно-симфонический, с 1968 г.– камерный. В разное время дирижёрами оркестра работали Д. Д. Пикарский, С.А. Гусев, Н.С. Брюханова, Б. Язвич, Б.С. Смарагдов, В.С. Тимофеев, Ю.Ф. Мишустин, В. Драничников. С 2011 года во главе оркестра встал молодой дирижер Леонид Привалов. Леонид родом из Костромы, закончил Нижегородскую Государственную консерматорию им. М.И. Глинки, факультет народных инструментов по классу баяна. Сейчас продолжает учиться в консерватории, но теперь уже на дирижерском факультете, на кафедре симфонического и оперно-оркестрового дирижирования.

актеры

Виктор Горюнов

1949 - 1965

Федор Станешников

с 1951

Евгений Капитонов

1959 - 1964

Лидия Цуканова

1965 - 1972

Геннадий Шумский (II)

с 1966

Марина Ковалёва

1969 - 1973

Эмма Арсеньева

с 1970

Владимир Соколов-Беллонин

1970 - 2015

Леонид Кареев

1973 - 1977

Александр Баханович

с 1983

Александра Доронина

с 1986

Руслан Шегуров

с 1997

Александр Штепанов

2000 - 2002

Руслан Бельский

2008 - 2011

Александр Кочетков (V)

2011 - 2013

Георгий Бобыль

с 2014

Борис Гутников (II)

Марина Калинкина

Александр Лапшов (II)

Лидия Петрова

Ольга Румянцева (II)

Андрей Сергиевский

Ирина Ситнова

Игорь Шустерман

Ариадна Лысак

1949 - 1973

Анна Антоненко-Луконина

1959 - 1960

Наум Никомаров

1963 - 1966

Евгений Шокин

1965 - 1972

Юрий Щербаков

с 1968

Виктор Арсеньев

с 1970

Борис Меликджанов

1970 - 2000

Михаил Афанасьев (II)

1973 - 2018

Ируте Венгалите

1975 - 1979

Владимир Дроздов

1985 - 1990

Радий Судаков

с 1994

Сергей Закаржецкий

2000 - 2009

Валентина Юрина

с 2003

Фёдор Боровков

2011 - 2013

Марианна Асста

с 2012

Вадим Антошенков

Рена Егорова

Александр Кладько

Анатолий Наумов (III)

Инесса Полежаева

Василий Рябов

Михаил Сидоркин

Тамара Шумская

Аркадий Щербаков

фотографии

Обсуждение