ГосТИМ

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

ГосТИМ

Государственный театр им. Вс.Мейерхольда

Театр Незлобина

Театр РСФСР 1-ый (1920-1921)

Театр актёра и Театр ГИТИС (1922)

Театр им. Мейерхольда (ТИМ) (1923-1926)

Москва

Работал в Москве в 1920-38 годах под худ. руководством В. Э. Мейерхольда. Первоначально коллектив назывался Театр РСФСР 1-ый (1920-1921), затем в 1922 году - Театр актёра и Театр ГИТИС, с 1923 года - Театр им. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 года – Государственный театр им. Мейерхольда (ГосТИМ). Яркая творческая индивидуальность руководителя предопределила репертуарные искания, стилистический облик постановок театра, особенности актёрского мастерства. Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд, лишь в редких случаях — в сотрудничестве с другими, близкими ему режиссерами. Труппа сложилась в основном из молодых актёров и начала свою деятельность под флагом «Театрального Октября» - мейерхольдовской программы полном переоценки всех театральных ценностей, немедленной политической активизации театра на основе завоеваний Октября, превращения сценического искусства в орудие боевой агитации и пропаганды.
Постановки «Зорь» Э.Верхарна (1920, с В.М.Бестовым) и 2-ой ред. «Мистерии Буфф» В.В.Маяковского (1921, с Бебутовым) имели характер спектаклей-митингов. Совершенным воплощением конструктивизма стал «Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка (1922, худ. Л.С.Попова}. В этом спектакле, как и в «Смерти Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина с (1922, худ. В.Ф.Степанова), были с успехом применены приёмы «циркизации театра» - внедрения в сценическую композицию элементов клоунады и акробатики. Актёры выступали без грима, без париков, в одинаковой «прозодежде». Декорации заменила абстрактная конструкция — подвижная система игровых площадок. Труппа овладевала биомеханикой. При театре существовала школа, сменившая несколько названий - Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), Государственный высшие театральные мастерские (ГВЫТМ). С 1923 года - Государственные экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЕМАС), где помимо биомеханики преподавали сценическую речь, композицию спектакля и др.
Характерное для искусства Мейерхольда начала 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты с опорой на демократические традиции простонародного площадного театра особенно проступило в чрезвычайно вольной режиссерской композиции «Леса» А.Н.Островского (1924, худ. В.Ф.Фёдоров): персонажи перемонтированной и разбитой на 33 эпизода комедии были откровенно осовременены, поданы с резким педалированием классовой сущности (приёмом «социальной маски»), но игра велась в шутовской, балаганной манере, в костюмировке вновь вспыхнули яркие краски, появились утрированные гримы, экстравагантные цветные парики. «Лес», вызвавший жестокую полемику в прессе, пользовался огромным успехом и за 14 лет был сыгран 1338 раз.
В спектаклях театра всё громче звучали причудливо-гротескные темы. Сатирическая комедия Н.Р.Эрдмана «Мандат» (1925, худ. Шлепянов) знаменовала собой поворот театра к современному быту, к саркастически-едкому изображению мещанского мелколюдья средствами утончённой актёрской эксцентрики. На смену «раздеванию театра» пришло тяготение к эффектному зрелищу. В спектакле «Учитель Бубус» А.М.Файко (1925, худ. Шлепянов) это тяготение сказалось в экстравагантном оформлении и освещении сцены, изощрённой и перенасыщенной музыкой режиссерской партитуре, нарочито замедленном темпе исполнения. Гораздо более эффективно новые методы Мейерхольда были реализованы в постановке «Ревизора» Н.В.Гоголя (1926), где режиссёр выступил как полновластный «автор спектакля», уверенно взял «курс на трагедию», прибег к методу совмещения гоголевских текстов, сосредоточил действие на маленьких игровых площадках и сообщил всей композиции причудливо-фантасмагорический характер. «Ревизор» вызвал бурные споры в печати, но наиболее авторитетные критики (А.В.Луначарский, П.А.Марков, А.А.Гвоздев}, а также М.А.Чехов, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, Андрей Белый и многие другие высоко оценили спектакль.
В 1920-е годы ГосТИМ был центром притяжения худ. интеллигенции. В стенах театра созревали дарования будущих кинорежиссёров С.М.Эйзенштейна, С.И.Юткевича, И.А.Пырьева, Л.О.Арнштама, Н.В.Экка, работали композиторы Д.Д.Шостакович, М.Ф.Гнесин, Б.В.Асафьев, В.Я.Шебалин, к его деятельности были прямо или косвенно причастны Андрей Белый, Пастернак, И.Л.Сельвинский, Маяковский. Сатирические комедии Маяковского «Клоп» (1929, худ. Кукрыниксы и А. М. Родченко) и «Баня» (1930, худ. С. Е. Вахтангов и А. А. Дейнека), а также «Выстрел» А. И. Безыменского (1929, бригада режиссеров под рук. Мейерхольда, худ. В. В. Калинин и Л. П. Павлов) дали театру возможность выступить против нового мещанства и бюрократии, однако подлинным успехом была только постановка «Клопа».
На рубеже 1930-х годов плакатные средства выразительности казались исчерпанными и утратили былую силу воздействия на зрителя. Взаимоотношения театра с современной драматургией разладились, и в таких спектаклях, как «Командарм-2» Сельвинского (1929, худ. Вахтангов), «Последний решительный» В.В.Вишневского (1931, худ. Вахтангов), «Список благодеяний» Ю.К.Олеши (1931; худ. Вахтангов, И.И.Лейстиков, К.К.Савицкий), удачны были лишь отдельные ударные эпизоды. Предпринятые в эту пору новые постановки классики — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина» (1933, худ. В.А.Шестаков) и «33 обморока» (водевили А.П.Чехова «Юбилей», «Медведь», «Предложение», 1934; худ. Шестаков), равно как и 2-я ред. «Горе уму» по А.С.Грибоедову (1935), большого общественного резонанса не имели. Кризис в известной мере усугублялся тем, что здание театра на Триумфальной пл. радикально перестраивалось по проекту архитекторов М.Г.Бархина и С.Е.Вахтангова, и с 1931 года труппа играла в чужом, плохо приспособленном помещении (ныне Театр им. Ермоловой). Новые постановки (например, «Борис Годунов» А.С.Пушкина) задумывались и репетировались в расчёте на новую сцену. Тем не менее пути преодоления кризиса отчётливо обозначились в спектакле «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934, худ. Лейстиков), который принёс театру убедительный успех и одобрение взыскательного Вл.И.Немировича-Данченко, а также в работе над инсценировкой романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь» («Одна жизнь», худ. В.А.Стенберг), доведённой до генеральной репетиции. Этот трагедийный спектакль не был показан широкой публике, т.к. в 1937-38 годах ГосТИМ подвергся резкой критике как якобы чуждый советскому народу, враждебный советской действительности, и в 1938 году был закрыт.
В труппе театра достигли зрелости крупные актёрские дарования: М.И.Бабанова, Н.И.Боголюбов, Э.П.Гарин, М.И.Жаров, В.Ф.Зайчиков, И.В.Ильинский, С.А.Мартинсон, Д.Н.Орлов, 3.Н.Райх, Е.В.Самойлов, Л. Н. Свердлин, Е.А.Тяпкина, М.И.Царёв, М.М.Штраух, В.Н.Яхонтов, начинали свой творческий путь режиссёры Л.В.Варпаховский, С.А.Майоров, Н.П.Охлопков, В.Н.Плучек, Б.И.Равенских, П.В.Цетнерович, Шлепянов.

Информация энциклопедии "Русский драматический театр", Москва 2001 год

актеры

Николай Миртов

1913 - 1916

Василий Зайчиков

1919 - 1938

Дмитрий Орлов

1920 - 1924

Михаил Жаров

1921 - 1925

Евгения Хованская

с 1921

Эраст Гарин

1922 - 1936

Зинаида Райх

1922 - 1938

Варвара Степанова

с 1922

Татьяна Аристархова

1923 - 1926

Игорь Ильинский

1923 - 1935

Всеволод Мейерхольд

1923 - 1938

Алексей Темерин

1923 - 1931
1934 - 1938

Михаил Холодов

1923 - 1937

Алексей Глаголин

1924 - 1928

Александра Москалёва

1924 - 1927

Пётр Старковский

1924 - 1937

Евгения Бенгис

с 1925

Михаил Голосов

с 1925

Зинаида Добринер

с 1925

Дмитрий Кожаков

с 1925

Дмитрий Лассаль де

с 1925

Леонид Лукацкий

с 1925

Георгий Миллер (II)

Георгий Миллер (II)

с 1925

Василий Панютин

с 1925

Александр Сибиряк

с 1925

Борис Таманцев

с 1925

Регина Янушкевич

с 1925

Ольга Бронгулеева

с 1926

Николай Карабанов

с 1926

Михаил Карликовский

с 1926

Лев Свердлин

1926 - 1938

Александр Велижев

с 1927

Ирина Мейерхольд

с 1927

Александра Хераскова

с 1927

Антонина Атьясова

1928 - 1935

Валентин Плучек

1929 - 1938

Александр Никитин (II)

1930 - 1934

Георгий Георгиевский

1931 - 1932

Василий Нещипленко

1931 - 1938

Леонид Варпаховский

1933 - 1935

Михаил Садовский (младший)

1933 - 1937

Юрий Юрьев

1933 - 1935

Виктор Громов

1934 - 1938

Евгений Самойлов

1934 - 1938

Петр Волошин

1935 - 1938

Осип Абдулов

1936 - 1938

Сергей Килигин

1936 - 1938

Евгения Багорская

Александр Вадимов-Маркеллов

Артур Ган

Вера Звягинцева

Владимир Канцель

Виталий Лазаренко

Елена Логинова (II)

Валентин Парнах

Наталья Серебрянникова

Нина Твердынская

Николай Фалеев

Иван Чувелёв

Николай Барабанов

с 1917

Мария Бабанова

1920 - 1922

Иван Пырьев

с 1920-е

Владимир Люце

1921 - 1923

Николай Экк

1921 - 1927

Иван Коваль-Самборский

1922 - 1923

Иван Савельев

1922 - 1929

Павел Цетнерович

1922 - 1932

Николай Боголюбов

1923 - 1938

Сергей Майоров

1923 - 1926

Николай Охлопков

1923 - 1926

Елена Тяпкина

1923 - 1927
1929 - 1936

Николай Буторин

1924 - 1927

Марк Местечкин

1924 - 1926

Михаил Мухин

1924 - 1931
1937 - 1938

Владимир Яхонтов

1924 - 1926

Юлия Глазунова (II)

с 1925

Ксения Гольцева

с 1925

Алексей Кельберер

с 1925

Юрий Лавров

1925 - 1926

Любовь Лесс

с 1925

Сергей Мартинсон

1925 - 1926
1929 - 1933
1937 - 1938

Николай Мочульский (II)

с 1925

Абрам Рубин (II)

Абрам Рубин (II)

с 1925

Ольга Соченкова

с 1925

Григорий Хавис

с 1925

Федор Блажевич

1926 - 1937

Алексей Горский

с 1926

Елена Карабанова

с 1926

Михаил Кириллов (III)

с 1926

Константин Башкатов

с 1927

Стефан Козиков

с 1927

Софья Субботина

с 1927

Виктор Шестаков (II)

1927 - 1929

Татьяна Говоркова

1929 - 1938

Максим Штраух

1929 - 1931

Людмила Врублевская

1931 - 1933

Геннадий Мичурин

1931 - 1937

Николай Чистяков

1932 - 1937

Алексей Консовский

1933 - 1935

Михаил Царёв

1933 - 1937

Николай Басилов

Николай Басилов

1934 - 1936

Александра Давыдова

1934 - 1938

Вячеслав Сомов

1934 - 1936

Леонид Галлис

1935 - 1936

Лидия Виноградова

1936 - 1938

Лев Фенин

1937 - 1938

Юрий Боголюбов

Анна Вильямс

Рахиль Генина

Тамара Иванова

Николай Кустов

Филипп Лещенко

Владимир Маслацов

Варвара Ремизова

Григорий Сорин

с 1927

Павел Урбанович

Павел Урбанович
Александр Февральский

Обсуждение

новости