ГосТИМ

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

ГосТИМ

Государственный театр им. Вс.Мейерхольда

Театр Незлобина

Театр РСФСР 1-ый (1920-1921)

Театр актёра и Театр ГИТИС (1922)

Театр им. Мейерхольда (ТИМ) (1923-1926)

Москва

Работал в Москве в 1920-38 годах под худ. руководством В. Э. Мейерхольда. Первоначально коллектив назывался Театр РСФСР 1-ый (1920-1921), затем в 1922 году - Театр актёра и Театр ГИТИС, с 1923 года - Театр им. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 года – Государственный театр им. Мейерхольда (ГосТИМ). Яркая творческая индивидуальность руководителя предопределила репертуарные искания, стилистический облик постановок театра, особенности актёрского мастерства. Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд, лишь в редких случаях — в сотрудничестве с другими, близкими ему режиссерами. Труппа сложилась в основном из молодых актёров и начала свою деятельность под флагом «Театрального Октября» - мейерхольдовской программы полном переоценки всех театральных ценностей, немедленной политической активизации театра на основе завоеваний Октября, превращения сценического искусства в орудие боевой агитации и пропаганды.
Постановки «Зорь» Э.Верхарна (1920, с В.М.Бестовым) и 2-ой ред. «Мистерии Буфф» В.В.Маяковского (1921, с Бебутовым) имели характер спектаклей-митингов. Совершенным воплощением конструктивизма стал «Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка (1922, худ. Л.С.Попова}. В этом спектакле, как и в «Смерти Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина с (1922, худ. В.Ф.Степанова), были с успехом применены приёмы «циркизации театра» - внедрения в сценическую композицию элементов клоунады и акробатики. Актёры выступали без грима, без париков, в одинаковой «прозодежде». Декорации заменила абстрактная конструкция — подвижная система игровых площадок. Труппа овладевала биомеханикой. При театре существовала школа, сменившая несколько названий - Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), Государственный высшие театральные мастерские (ГВЫТМ). С 1923 года - Государственные экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЕМАС), где помимо биомеханики преподавали сценическую речь, композицию спектакля и др.
Характерное для искусства Мейерхольда начала 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты с опорой на демократические традиции простонародного площадного театра особенно проступило в чрезвычайно вольной режиссерской композиции «Леса» А.Н.Островского (1924, худ. В.Ф.Фёдоров): персонажи перемонтированной и разбитой на 33 эпизода комедии были откровенно осовременены, поданы с резким педалированием классовой сущности (приёмом «социальной маски»), но игра велась в шутовской, балаганной манере, в костюмировке вновь вспыхнули яркие краски, появились утрированные гримы, экстравагантные цветные парики. «Лес», вызвавший жестокую полемику в прессе, пользовался огромным успехом и за 14 лет был сыгран 1338 раз.
В спектаклях театра всё громче звучали причудливо-гротескные темы. Сатирическая комедия Н.Р.Эрдмана «Мандат» (1925, худ. Шлепянов) знаменовала собой поворот театра к современному быту, к саркастически-едкому изображению мещанского мелколюдья средствами утончённой актёрской эксцентрики. На смену «раздеванию театра» пришло тяготение к эффектному зрелищу. В спектакле «Учитель Бубус» А.М.Файко (1925, худ. Шлепянов) это тяготение сказалось в экстравагантном оформлении и освещении сцены, изощрённой и перенасыщенной музыкой режиссерской партитуре, нарочито замедленном темпе исполнения. Гораздо более эффективно новые методы Мейерхольда были реализованы в постановке «Ревизора» Н.В.Гоголя (1926), где режиссёр выступил как полновластный «автор спектакля», уверенно взял «курс на трагедию», прибег к методу совмещения гоголевских текстов, сосредоточил действие на маленьких игровых площадках и сообщил всей композиции причудливо-фантасмагорический характер. «Ревизор» вызвал бурные споры в печати, но наиболее авторитетные критики (А.В.Луначарский, П.А.Марков, А.А.Гвоздев}, а также М.А.Чехов, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, Андрей Белый и многие другие высоко оценили спектакль.
В 1920-е годы ГосТИМ был центром притяжения худ. интеллигенции. В стенах театра созревали дарования будущих кинорежиссёров С.М.Эйзенштейна, С.И.Юткевича, И.А.Пырьева, Л.О.Арнштама, Н.В.Экка, работали композиторы Д.Д.Шостакович, М.Ф.Гнесин, Б.В.Асафьев, В.Я.Шебалин, к его деятельности были прямо или косвенно причастны Андрей Белый, Пастернак, И.Л.Сельвинский, Маяковский. Сатирические комедии Маяковского «Клоп» (1929, худ. Кукрыниксы и А.М.Родченко) и «Баня» (1930, худ. С.Е.Вахтангов и А.А.Дейнека), а также «Выстрел» А. И. Безыменского (1929, бригада режиссеров под рук. Мейерхольда, худ. В.В.Калинин и Л.П.Павлов) дали театру возможность выступить против нового мещанства и бюрократии, однако подлинным успехом была только постановка «Клопа».
На рубеже 1930-х годов плакатные средства выразительности казались исчерпанными и утратили былую силу воздействия на зрителя. Взаимоотношения театра с современной драматургией разладились, и в таких спектаклях, как «Командарм-2» Сельвинского (1929, худ. Вахтангов), «Последний решительный» В.В.Вишневского (1931, худ. Вахтангов), «Список благодеяний» Ю.К.Олеши (1931; худ. Вахтангов, И.И.Лейстиков, К.К.Савицкий), удачны были лишь отдельные ударные эпизоды. Предпринятые в эту пору новые постановки классики — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина» (1933, худ. В.А.Шестаков) и «33 обморока» (водевили А.П.Чехова «Юбилей», «Медведь», «Предложение», 1934; худ. Шестаков), равно как и 2-я ред. «Горе уму» по А.С.Грибоедову (1935), большого общественного резонанса не имели. Кризис в известной мере усугублялся тем, что здание театра на Триумфальной пл. радикально перестраивалось по проекту архитекторов М.Г.Бархина и С.Е.Вахтангова, и с 1931 года труппа играла в чужом, плохо приспособленном помещении (ныне Театр им. Ермоловой). Новые постановки (например, «Борис Годунов» А.С.Пушкина) задумывались и репетировались в расчёте на новую сцену. Тем не менее пути преодоления кризиса отчётливо обозначились в спектакле «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934, худ. Лейстиков), который принёс театру убедительный успех и одобрение взыскательного Вл.И.Немировича-Данченко, а также в работе над инсценировкой романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь» («Одна жизнь», худ. В.А.Стенберг), доведённой до генеральной репетиции. Этот трагедийный спектакль не был показан широкой публике, т.к. в 1937-38 годах ГосТИМ подвергся резкой критике как якобы чуждый советскому народу, враждебный советской действительности, и в 1938 году был закрыт.
В труппе театра достигли зрелости крупные актёрские дарования: М.И.Бабанова, Н.И.Боголюбов, Э.П.Гарин, М.И.Жаров, В.Ф.Зайчиков, И.В.Ильинский, С.А.Мартинсон, Д.Н.Орлов, 3.Н.Райх, Е.В.Самойлов, Л.Н.Свердлин, Е.А.Тяпкина, М.И.Царёв, М.М.Штраух, В.Н.Яхонтов, начинали свой творческий путь режиссёры Л.В.Варпаховский, С.А.Майоров, Н.П.Охлопков, В.Н.Плучек, Б.И.Равенских, П.В.Цетнерович, Шлепянов.

Информация энциклопедии "Русский драматический театр", Москва 2001 год

актеры

Николай Миртов

1913 - 1916

Валерий Бебутов

с 1919

Мария Бабанова

1920 - 1922

Арон Аврусян

Арон Аврусян

с 1920-е

Иван Пырьев

с 1920-е

Гавриил Фролов

Гавриил Фролов

с 1920-е

Владимир Люце

1921 - 1923

Николай Экк

1921 - 1927

Иван Коваль-Самборский

1922 - 1923

Иван Савельев

1922 - 1929

Павел Цетнерович

1922 - 1932

Николай Боголюбов

1923 - 1938

Беньямин Ивантер

Беньямин Ивантер

1923 - 1926

Иван Исполнев

Иван Исполнев

1923 - 1934

Всеволод Мейерхольд

1923 - 1938

Г. Пейсахович

Г. Пейсахович

1923 - 1926

Елена Тяпкина

1923 - 1927
1929 - 1936

Николай Буторин

1924 - 1927

Марк Местечкин

1924 - 1926

Михаил Мухин

1924 - 1931
1937 - 1938

Пётр Старковский

1924 - 1937

Евгения Бенгис

с 1925

Михаил Голосов

с 1925

Зинаида Добринер

с 1925

Дмитрий Кожаков

с 1925

Дмитрий Лассаль де

с 1925

Леонид Лукацкий

с 1925

Сергей Мартинсон

1925 - 1926
1929 - 1933
1937 - 1938

Николай Мологин (II)

с 1925

Абрам Рубин (II)

Абрам Рубин (II)

с 1925

Ольга Соченкова

с 1925

Григорий Хавис

с 1925

Михаил Аленичев

Михаил Аленичев

1926 - 1934

Фёдор Блажевич

1926 - 1937

Алексей Горский

с 1926

Елена Карабанова

с 1926

Михаил Кириллов (III)

с 1926

В. Савинов (II)

В. Савинов (II)

1926 - 1936

Константин Башкатов

с 1927

Стефан Козиков

с 1927

Софья Субботина

с 1927

Виктор Шестаков (II)

1927 - 1929

Татьяна Говоркова

1929 - 1938

Максим Штраух

1929 - 1931

Татьяна Горская

Татьяна Горская

с 1930-е

Георгий Георгиевский

1931 - 1932

Василий Нещипленко

1931 - 1938

Евгения Богородская

Евгения Богородская

1932 - 1933

Леонид Варпаховский

1933 - 1935

Михаил Садовский (младший)

1933 - 1937

Юрий Юрьев

1933 - 1935

Виктор Громов

1934 - 1938

Филипп Лещенко

1934 - 1938

Вячеслав Сомов

1934 - 1936

Леонид Галлис

1935 - 1936

Лидия Виноградова

1936 - 1938

Лев Фенин

1937 - 1938

Александр Вадимов-Маркеллов

Артур Ган

Татьяна Евтеева

Тамара Иванова

Николай Кустов

Елена Логинова (II)

Константин Незлобин

Александр Нестеров (V)

Александр Нестеров (V)
Варвара Ремизова

Григорий Сорин

с 1927

Нина Твердынская

Николай Фалеев

Иван Чувелёв

Николай Барабанов

с 1917

Василий Зайчиков

1919 - 1938

Дмитрий Орлов

1920 - 1924

Нина Остапова

с 1920-е

Рюрик Рок

Рюрик Рок

с 1920-е

Михаил Жаров

1921 - 1925

Евгения Хованская

с 1921

Эраст Гарин

1922 - 1936

Зинаида Райх

1922 - 1938

Варвара Степанова

с 1922

Татьяна Аристархова

1923 - 1926

Арон Дубников

Арон Дубников

1923 - 1926

Игорь Ильинский

1923 - 1935

Сергей Майоров

1923 - 1926

Николай Охлопков

1923 - 1926

Алексей Темерин

1923 - 1931
1934 - 1938

Михаил Холодов

1923 - 1937

Алексей Глаголин

1924 - 1928

Александра Москалёва

1924 - 1927

Иона Сорокин

Иона Сорокин

1924 - 1931

Владимир Яхонтов

1924 - 1926

Юлия Глазунова (II)

с 1925

Ксения Гольцева

с 1925

Алексей Кельберер

с 1925

Юрий Лавров

1925 - 1926

Любовь Лесс

с 1925

Татьяна Мальцева (IV)

Татьяна Мальцева (IV)

1925 - 1935

Георгий Миллер (II)

Георгий Миллер (II)

с 1925

Василий Панютин

с 1925

Александр Сибиряк

с 1925

Борис Таманцев

с 1925

Регина Янушкевич

с 1925

Борис Белоусов (II)

Борис Белоусов (II)

1926 - 1934

Ольга Бронгулеева

с 1926

Николай Карабанов

с 1926

Михаил Карликовский

с 1926

Георгий Кроль

1926 - 1932

Лев Свердлин

1926 - 1938

Александр Велижев

с 1927

Ирина Мейерхольд

с 1927

Александра Хераскова

с 1927

Антонина Атьясова

1928 - 1935

Валентин Плучек

1929 - 1938

Александр Никитин (II)

1930 - 1934

Людмила Врублевская

1931 - 1933

Геннадий Мичурин

1931 - 1937

Иван Бакулин

1932 - 1933

Николай Чистяков

1932 - 1937

Алексей Консовский

1933 - 1935

Михаил Царёв

1933 - 1937

Николай Басилов

Николай Басилов

1934 - 1936

Александра Давыдова

1934 - 1938

Евгений Самойлов

1934 - 1938

Петр Волошин

1935 - 1938

Осип Абдулов

1936 - 1938

Сергей Килигин

1936 - 1938

Евгения Багорская

Анна Вильямс

Рахиль Генина

Вера Звягинцева

Владимир Канцель

Виталий Лазаренко

Владимир Маслацов

Георгий Некрасов

Валентин Парнах

Наталья Серебрянникова

Яков Сухарев

Павел Урбанович

Павел Урбанович
Александр Февральский

Обсуждение

новости