Татарский театр им. Г.Камала

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Татарский театр им. Г.Камала

Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала

Татарстан, Казань, ул. Татарстан д.1

kamalteatr.ru

22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодежи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В этот день были представлены пьесы "Жалкое дитя" и "Беда из-за любви" . Эта дата считается днем рождения татарского театра, хотя еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.
Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Со спектаклем по пьесе Александра Островского "В чужом пиру похмелье" в переводе на татарский язык труппа впервые выезжает на гастроли по городам России. Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев, ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом татарского театра".
В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, первая женщина, взошедшая на сценические подмостки не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всём мусульманском мире.

Труппа "Сайяр", т.е. "Передвижник" (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала важным очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа.
Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани. В 1912 году из труппы “Сайяр” уходит С.Гиззатуллина-Волжская и формирует в Уфе вторую татарскую труппу “Нур” (“Луч”), костяк которой составляют известные артисты Бари Тарханов, Касим Шамиль, Мухтар Мутин. В 1915 году Валиулла Муртазин-Иманский организовывает в Оренбурге третью татарскую труппу “Ширкат” (“Товарищество”), где начинают свой путь Халиль Абжалилов и Фатыма Ильская. После революции В.Муртазин-Иманский становится основателем профессионального башкир-ского театра в г. Уфе. Позднее татарские театры организовывались в городах Москве, Астрахани, Баку, Троицке, Уральске, Свердловске, Челябинске, Санкт-Петербурге и других городах. Татарские артисты и режиссеры оказывали большую помощь в создании национальных театров республик Средней Азии, Казахстана, а также многих других народов тюркского мира.
В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, Нафига Арапова, в 1917 году из города Санкт–Петербурга была приглашена Ашраф Синяева, окончившая драматическую школу при Императорском Александринском театре. В афише театра наряду с шедеврами национальной классики “Банкрот” Галиасгара Камала, “Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и других постоянно присутствуют произведения русской и зарубежной классики. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам.
В годы Гражданской войны татарские актеры участвуют во фронтовых агитбригадах. В 1920 году ушел из жизни Габдулла Кариев, годом раньше – Габдрахман Мангушев, из–за болезней, полученных на Гражданской войне, была вынуждена уйти со сцены Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Часть актеров переезжает в Уфу, часть – в Астрахань, некоторые актеры навсегда уходят из театра. В 1922 году решением Наркомпроса из трупп “Сайяр”, “Нур” и фронтовых бригад формируется “Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного Октября”. Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина.

Первым делом новый художественный руководитель начинает формировать труппу. Из Оренбурга приезжают его ученики по Самарской студии – актер Мифтах Абсалямов, актер и драматург Тази Гиззат, актер и режиссер Асгат Мазитов. Из разных городов Сибири и Урала, Нижнего Поволжья были приглашены Зайни Султанов, Ситдик Айдаров, Камал III, Шакир Шамильский, Бари Тарханов и Мухтар Мутин. Вместе с бывшими “сайяровцами” – Гульсум Болгарской, Нафигой Араповой, Камалом I, Камалом II, Касимом Шамилем, Хамитом Кульмаметом, Джалялом и Сарой Байкиными – они создают ядро труппы театра имени Красного Октября. В 1922 году из Оренбурга по приглашению художественного руководителя приезжает молодой дирижер армейского оркестра Салих Сайдашев, из Тамбова на должность суфлера – юный поэт Хади Такташ.
В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.).
В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, Героев труда, а сам театр получает статус “Академический”.
В 1926 году К.Тинчуриным были написаны и в том же году поставлены два шедевра национальной драматургии – музыкальная драма “Голубая шаль” (в соавторстве с композитором С.Сайдашевым) и сатирическая комедия “Без ветрил”.
В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве. Вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов проходят под знаком режиссерских поисков. Спектакли ставят режиссер кариевской школы Карим Тинчурин, вахтанговец Гумер Девишев, поборник “Нового театра” Сулейман Валеев-Сульва, романтик Саид Булатов, последователи Станиславского – Гали Ильясов и Гумер Исмагилов. В этот период с театром активно сотрудничают русские режиссеры Г.Хавис, Е.Амантов, Б.Фердинандов, Б.Великанов, ставят спектакли актеры – Зайни Султанов, Хусаин Уразиков, Мухтар Мутин и др. Этапные спектакли той поры: “Голубая шаль”, “На Кандре” К.Тинчурина, “Галиябану” М.Файзи, “На дне” М.Горького, “Салют, Испания!” А.Афиногенова, “Тартюф” Жан Батист Мольера, “Ромео и Джульетта” У.Шекспира и др.
В конце 1930-х годов, в период сталинских репрессий, театр несет огромные потери. Погибают в застенках НКВД драматурги Фатых Сайфи-Казанлы, Фатхи Бурнаш, Ахмет-Тажетдин Рахманкулов, Карим Тинчурин, выдающийся актер и режиссер Мухтар Мутин, подвергаются репрессиям режиссер Гали Ильясов, драматург Мирсай Амир; режиссер Гумер Исмагилов, спасаясь от ареста, навсегда покидает Казань. Многие драматурги отходят от писательской деятельности. В 1933 году умирает классик и родоначальник татарской драматургии и театра Галиасгар Камал. При этом продолжают активно писать для сцены драматурги Тази Гиззат (“Потоки”, “Искры”, “Смелые девушки”) и Наки Исанбет (“Бегство”, “Портфель”, “Хужа Насретдин” и др.). Постановочный процесс переходит в руки недавних выпускников ГИТИСа Ширияздана Сарымсакова и Кашифы Тумашевой. На татарской сцене на рубеже 1930-40-х годов преобладают переводные пьесы зарубежной и русской классики.
В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя.
С началом войны театр активно обслуживает бойцов казанских госпиталей, актерские бригады выезжают в прифронтовую полосу. Многие актеры уходят на фронт. В годы войны в Казань в эвакуацию прибывает замечательный режиссер, ученик Вс.Мейерхольда (соавтор спектаклей “Великодушный рогоносец” и “Зори”) В.Бебутов. В Камаловском театре он ставит этапные спектакли по русской и зарубежной классике (“Гроза”, “Собака на сене”, “Король Лир”). Из спектаклей военного времени, созданных по произведениям татарских драматургов, выделяются “Хужа Насретдин”, “Марьям” Н.Исанбета и “Минникамал” М.Амира и др.
Целенаправленное уничтожение выдающихся представителей татарской сценической культуры, внедрение в театральную практику бесконфликтной драматургии, нивелировка национальной самобытности, ориентация на одну единственную эстетическую модель – бытовое жизнеподобие, дали о себе знать на рубеже 1940-50-х годов, когда театр стал терять зрителя.
В 1949 году в Казань приезжает группа талантливых выпускников татарской студии ГИТИСа (Шахсенем Асфандиярова, Асия Галеева, Гаухар Камалова, Рафкат Бикчантаев, Празат Исанбет, Дэллюс Ильясов и др.). Вскоре наиболее одаренные актеры этой плеяды П.Исанбет и Р.Бикчантаев обращаются к режиссерской практике.
В 1956 году после знаменательного ХХ съезда были реабилитированы славные имена К.Тинчурина и Ф.Бурнаша, это обстоятельство помогло театру обрести “второе дыхание” и с честью выйти из кризиса. Актеры старшего поколения с воодушевлением принимаются за восстановление “Голубой шали” в режиссерском рисунке самого К.Тинчурина. С этого года и по сей день эта легендарная пьеса не сходит со сцены театра. Наряду с этим в драматургию приходят новые силы: Хай Вахит, Шариф Хусаинов, Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев и др.
В 1957 году в Москве состоялась Декада татарской литературы и искусства. Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала везет в Москву свои лучшие спектакли: “Минникамал”, «Король Лир”, “Тревожные дни”, “Хужа Насретдин”, “Зифа” и “Голубая шаль”. После Декады театр награждается высшим орденом СССР – орденом Ленина, а Халиль Абжалилов первым из татарских актеров получает звание народного артиста СССР.
В 1958 году спектакль “Без ветрил” К.Тинчурина в режиссуре
Ш.Сарымсакова становится первым художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Кроме этого в разные годы премией имени Тукая были награждены спектакли “Первая любовь” Х.Вахита, “Тополек мой в красной косынке” Ч.Айтматова и “Прощайте” Т.Миннуллина, а также режиссер М.Салимжанов, актеры Р.Шарафеев и И.Ахметзянов.
В 1961 году в театр возвращаются выпускники татарской студии училища имени М.Щепкина – Ринат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Наиль Дунаев, Дамир Хайруллин, Нажиба Ихсанова, Флюра Хамитова, Фирдаус Ахтямова, Гульсум Исангулова и др. Начинают писать для сцены их однокурсники драматурги Туфан Миннуллин и Рабит Батулла.
В 1966 году в театр после окончания ГИТИСа на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов. С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в актерском искусстве. Спектакли 1960-80-х годов: “Миркай и Айсылу”, “Беглецы” Н.Исанбета, “Американец”, “Угасшие звезды”, “Казанское полотенце” К.Тинчурина, “День рождения Миляуши”, “Старик из деревни Альдермеш” Т.Миннуллина, “Приехала мама” Ш.Хусаинова, “Нашествие” Л.Леонова, “Бесприданница” А.Островского, “Три аршина земли” А.Гилязова и др. прочно входят в золотой фонд многонациональной театральной культуры России.
В 1970-1980-е годы в театр приходят актеры–выпускники Казанского театрального училища (Алсу Гайнуллина, Ильдар Хайруллин, Фирдаус Хайруллина, Рузия Мотыгуллина, Зульфира Зарипова, Асхат Хисматов, Рамиль Тухватуллин, Люция Хамитова и др.), Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (Ильдус Ахметзянов, Шамиль Бариев, Габделфарт Шарафеев), Московского театрального училища имени М.С.Щепкина (Ильдус Габдрахманов, Ильсия Тухватуллина, Айрат Арсланов, Марьям Юсупова) и др.
В 1970 году на гастролях в г. Москве театр получает высокую оценку ведущих театральных специалистов страны. В 1975 году народным артистом СССР становится Фуат Халитов, в 1977 – Шаукат Биктемиров, в 1980 – Габдулла Шамуков, в 1984 – Марсель Салимжанов. В 1979 году драматург Туфан Миннуллин, актер Шаукат Биктемиров и режиссер Марсель Салим-жанов за спектакль «Старик из деревни Альдермеш» удостоены Государ-ственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского. В 1985 году актер Ринат Тазетдинов, ныне возглавляющий Союз театральных деятелей республики, удостаивается Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии России становится в 1991 году актриса Алсу Гайнуллина. Спектакли “Свои люди – сочтемся”, “Бесприданница”, “Минникамал”, “Три аршина земли”, “Как звезды в небе”, “Здесь родились, здесь возмужали” и другие становятся лауреатами и дипломантами Всесоюзных фестивалей и конкурсов.
На рубеже 1980-90-х годов в театре происходит смена режиссерских поколений. Вплоть до своей смерти великий реформатор татарской сцены М.Салимжанов продолжает ставить талантливые спектакли, масштабные полотна народной жизни – ярким примером является его последняя постановка “Баскетболист” - в театр приходят новые силы. В 1987 году режиссер Дамир Сиразеев ставит эпохальный спектакль “Плаха”, в котором воплотились “перестроечные” думы и чаяния. В 1991 году в театр после учебы в ГИТИСе возвращается Фарид Бикчантаев, постановщик таких этапных спектаклей, как “Ромео и Джульетта” Уильяма Шекспира, “Домовой” Мансура Гилязова, “Учитель танцев” Лопе де Вега, “Рыжий насмешник и его черноволосая красавица” Наки Исанбета, “Чайка”, “Три сестры” Антона Чехова, “Черная бурка” Геора Хугаева и др.
В 1995 году под руководством М.Салимжанова и Ф.Бикчантаева в Казанской государственной Академии культуры и искусств состоялся первый актерский выпуск (Искандер Хайруллин, Радик Бариев, Миляуша Шайхутдинова, Фанис Зиганшин, Минвали Габдуллин, Рамиль Вазиев, Зубаржат Сафина, Ильтузар Мухамматгалиев, Эльвира Садриева).
Высокий уровень исполнительского искусства и постановочной культуры спектаклей позволил театру добиться успехов на многих театральных смотрах и фестивалях, среди которых “Науруз-93” (г.Ашгабад), “Науруз-1998”, “Науруз-2002”, “Науруз-2005” (г.Казань), “Театр. Восток-Запад” (г.Ташкент), “Гостиный двор” (г.Оренбург), “Туганлык” (г.Уфа), “Подиум-95” (г.Москва), “Сабанчи” (г.Адана, Турция), “Истанбул-Простор-Театр” (г.Стамбул, Турция). В 1996 году театр впервые выступил за рубежом на Международном фестивале молодежных театров в г.Аугсбурге в Германии, а в 1999-м был признан лучшим на Первом театральном фестивале тюркских народов в Турции. В январе 1999 года театр стал лауреатом конкурса “Окно в Россию”.
В 2001 году выдающийся режиссер М.Х.Салимжанов получил высшую театральную награду Российской Федерации – премию “Золотая маска” в номинации “За честь и достоинство”. В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая Фарид Бикчантаев.
В VIII Международном театральном фестивале тюркских народов “Науруз-2005”, который проходил в г.Казани, спектакль “Черная бурка” по пьесе Г.Хугаева в постановке Ф.Бикчантаева завоевал Гран-При и был признан победителем в номинациях “Лучшая режиссерская работа”, “Лучшая мужская роль”, “Лучшая работа художника”; во Всероссийском Национальном фестивале “Музыкальное сердце театра”, проходившем в Москве в феврале 2007 года, этот же спектакль был признан победителем по трем номинациям: “Лучший спектакль”, “Лучший режиссер” и “Лучший исполнитель главной роли”.
В 1990-2000 г.г. театр активно гастролирует по России, ближнему, дальнему Зарубежью и завоевывает большой успех у зрителей Казахстана, Азербайджана, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции, Великобритании.

актеры

Сарра (Сара) Байкина

1921 - 1923

Мухтар Мутин

1922 - 1937

Камал Камал III (Салахутдинов)

с 1924

Петр Сперанский

1926 - 1947

Халил Абжалилов

с 1928

Хадича Салимова

1929 - 1935

Галима Ибрагимова

с 1932

Назиб Гайнуллин

с 1936

Мингали Надрюков

с 1936

Фатых Кульбарисов

1937 - 1981

Махмут Сутюшев

Махмут Сутюшев

1944 - 1976

Анвар Губайдуллин

с 1948

Шаукат Биктемиров

с 1949

Шахсенем Асфандьярова

с 1950

Празат Исанбет

с 1950

Асия Хайруллина

с 1950

Бари Ашрапов

1953 - 1982

Фирдаус Ахтямова

с 1961

Николай Дунаев

с 1961

Ринат Тазетдинов

с 1961

Равиль Шарафиев

с 1961

Халима Искандерова

с 1963

Марсель Салимжанов

1966 - 2002

Ильшат Юмагулов

1971 - 1975

Габдельфарт Шарафеев

с 1973

Алсу Гайнуллина

с 1974

Гулюса Ямалиева

1976 - 1978

Мансур Ибрагимов

с 1981

Идрис Масгутов

1986 - 2008

Ренат Аюпов

1988 - 1995

Аниса Сабирова

1988 - 2001

Рахимжан Хадиев

1988 - 1989

Раушан Шарипов

с 1988

Айрат Арсланов (II)

с 1990

Ильдус Абрахманов

с 1991

Салима Абрахманова

Ирек Багманов

Шамиль Бариев

Ильдус Валиев

Халим Залялов

Н. Ибрагимова

Д. Ильясов

Д. Ильясов
А. Камалетдинова

А. Камалетдинова
А. Мифтахов

А. Мифтахов
Даная Нуруллина

Зайни Султанов

Равиль Тумашев

Равиль Тумашев
Ильдар Хайрулин

Фирдаус Хайруллина

Флера Хамитова

А. Хафизов

А. Хафизов
А. Хисматов

А. Хисматов
Гульсум Болгарская

1922 - 1968

Асгат Мазитов

с 1923

Галия Булатова

1926 - 1965

Нагима Таждарова

с 1926

Гай Тагиров

1928 - 1933

Сара Садыкова

1930 - 1934

Гульсум Камская

1933 - 1962

Рашида Зиганшина

1936 - 2003

Ширьяздан Сарымсаков

1936 - 1965

Фатима Камалова

1939 - 1963

Габдулла Шамуков

с 1946

Рауза Хайретдинова

1948 - 1991

Гали Хусаинов

1949 - 1952

Асия Галеева

1950 - 1991

Гаухар Камалова

с 1950

Вера Минкина

1952 - 2004

Айрат Арсланов

1956 - 1961

Наиля Гараева

с 1961

Нажиба Ихсанова

с 1961

Азгар Шакиров

с 1961

Александр Михайлов (XI)

с 1962

Наиль Аюпов

1965 - 2008

Рашид Шамкаев

1968 - 2001

Ильдус Ахметзянов

с 1973

Фирая Акберова

с 1974

Рузия Мотыгуллина

с 1974

Фарид Бикчантаев

с 198.

Фарида Сафина

с 1985

Рамиль Тухватуллин

1987 - 2007

Амир Камалиев

1988 - 1994

Ильсия Тухватуллина

с 1988

Фердинанд Хафизов

1988 - 2003

Марьям Юсупова

с 1988

Гафур Каюмов

1990 - 1997

Нафиса Хайруллина

с 2008

Р. Ахмерова

Р. Ахмерова
А. Бареев

А. Бареев
Евгений Быльнов

Ш. Галиуллин

Ш. Галиуллин
Зульфира Зарипова

Фатима Ильская

Г. Исангулова

Г. Исангулова
М. Минибаева

М. Минибаева
Алмаз Монасыпов

Роман Салахов

И. Султанов

И. Султанов
Г. Фатхуллин

Г. Фатхуллин
М. Хайруллина

М. Хайруллина
Фуад Халитов

А. Харисова

А. Харисова
Ф. Хисамутдинова

Ф. Хисамутдинова

Обсуждение

новости