Таджикский молодежный театр

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Таджикский молодежный театр

Таджикский государственный молодежный театр имени М. Вохидова

Республиканский молодежный театр им. М.Вахидова.

Таджикистан, Душанбе, пр. Н.Какрабаева, 23

Путь молодежного театра, созданного на основе таджикской студии Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского 1971 года выпуска, был путем трудных творческих исканий. Театр за эти годы занял видное место в театральной жизни страны. Молодежный театр за эти годы изведал радость признанных успехов. Это подтверждают постановки спектаклей «Васса Железнова» М. Горького (1971 г., режиссер Н. С. Девичинский), «Робияи Балхи» А. Атобоева (1973 г., режиссер Ш. Киёмов), «Мать» К. Чапека (1974 г., режиссер В. Я. Ланге), «Учитель танца» Л. де Вега (1975 г., режиссер Б. Донилов), «Дильшод» А. Сидки (1976 г., режиссер Э. Масафоев), «Юность Авиценны» С. Улуг-заде, В. Витковича (1980 г., режиссер Ш. Киёмов), «Протест семнадцати» Ю. Лиманова (1982 г., режиссер М. Хаёлов), «Много шума из ничего» У. Шекспира (1983 г., режиссер а. Кодиров), «Умед» Ш. Солехова (1984 г., режиссер А. Кодиров), «Дон Жуан» Ж. Б. Мольера (1987 г., режиссер М. Хаёлов), «Поджигатели» М. Фриша (1988 г., режиссер Ф. Косимов), «Сафармахсум» А. Хамдам (1992 г., режиссеры Н. Джалолов и Б. Мингбоев), «Вера Сатаны» Дж. Куддус (1999 г., режиссер Д. Убайдуллоев), «Карим Девона» Т. Ахмадхонова (2005 г., режиссер М. Миров), «Отелло» У. Шекспира (2007 г., режиссер Б. Абдураззоков), «Рустам и Сухроб» А. Фирдоуси и «И дольше века длится день» Ч. Айтматова (2008 г., режиссер С. Усмонов), «Ночь вдали от родины» Н. Меликова на стихи Б. Собира (2011 г., режиссер Н. Меликов). За его лучшие постановки в 1977 году театру была присуждена премия ЦК ЛКСМ Таджикистана, которая считалась одной из престижных премий среди молодежи. В 1978 году театру было присуждено имя М. Вохидова, народного артиста республики, лауреата государственной премии имени А. Рудаки.
Весьма одухотворенными, плодотворными были годы совместной работы с очень интересными режиссерами Ш. Киёмовым, Э. Масафоевым, В. Я. Ланге, М. Хаёловым, А. Кодировым, Ф. Косимовым, М. Мировым, Д. Убайдуллоевым, Б. Абдураззоковым, С. Усмоновым. Интересные открытия сделал театр совместно с молодым режиссером Н. Меликовым.
За эти сорок лет неоднократно менялась идейная направленность и приверженность театра к тем или иным театральным течениям. Молодежный театр и ныне находится в поисках. Искусство этого творческого коллектива хоть и не прочно, но тесно связано с сегодняшней жизнью народа, проблемами, возникающими на пути духовного развития молодого поколения. А жизнь людей меняется очень быстрыми темпами. От спектакля к спектаклю меняется и облик театра. В тоже время, он сохраняет определенное стилистическое очертание, которое было вложено молодым артистам их педагогами О. И Пыжовой, Б. В. Бибиковым, М. П. Чистяковым, О. И. Старостиной, М. С. Девичинским, Г. Г. Ерохиной и другими. Артисты театра доказали, что на протяжении всей творческой деятельности, молодежному театру было свойственно стремление активного вмешательства в жизнь, правдивому его отображению.
Таджикский государственный молодежный театр имени М. Вохидова вошел в историю таджикского драматического театра как активный пропагандист искусства реализма и системы Станиславского. Творческий путь молодежного театра – яркое отражение важных культурных событий конца ХХ начало ХХ1 веков, произошедших в нех изменений. Эта особенность театра позволяет нам, со всей уверенностью заявить, что театр имеет большое будущее, перспективы его весьма велики.
С начала 80-х годов прошлого века в творчестве молодежного театра произошло интенсивное взаимопроникновение фольклора. Разнообразие интерпретации фольклорных сюжетов театру позволило значительно расширить жанровое богатство спектаклей. Творческое освоение фольклорных традиций можно определить одним из факторов развития творческого мастерства актеров и режиссеров театра. В спектаклях «Хусрав и Ширин» Г. Птицына (1981 г.), «Гадальщик Афанди» А. Бахори (1982 г.), «Приключение Хотама Тая» Дж. Куддус, «Калила и Димна» Т. Розикова (1991 г.), «Сафармахсум», «Сафармахсум в Каратаге», «Новые приключения Сафармахсума» и «Одна золотая монета» А. Хамдама (1992, 1996, 1997, 2002 гг.), «Распад Чамбули Мастон» С. Аюби (1995 г.), «Карим Девона» Т. Ахмадхонова (2005г.), «Башмаки Абулькасима» Н. Табарова, Т. Ахмадхонова (2007г.) можно наблюдать целый ряд творческих приобретений как в освоении принципов социально психологического анализа, так и в художественном воплощении событий и явлений, изображаемых в фольклорных материалах.
В наши дни процесс слияния историко – социальных фактов и художественной фантазии становится все сложнее и разнообразнее, что приводит к жанрово – стилистическому многообразию. Ныне спектакли, поставленные на основе фольклорных мотивов, превратились в одно из главных направлений молодежного театра. Режиссеры А. Кодиров, Н. Джалолов, Д. Убайдуллоев, актеры И. Гуломов, С. Алиназарова, Н. Нуриддинов, С. Курбонова, З. Хушвахтова и другие преодолели нелегкий путь в поисках синтеза национальной традиции и реалистической образности, философской структуры и психологической достоверности.
История таджикского народа с его славными страницами, удивительными историями и преданными героями всегда увлекала молодых артистов театра.
Молодежный театр своим творчеством стремится ответить на новые исторические требования жизни, запросы современных зрителей. Исторический жанр по-прежнему занимает значительное место в репертуаре театра. Как показывает практика таджикского драматического театра, исторический жанр играет огромную роль в процессе формирования духовно-нравственных принципов современного человека, укрепления его общественного самосознания. А среди факторов, способствующих формированию национального сознания, ведущее место занимает историческое самосознание.
Историзм современной театральной культуры заключается в проблеме выбора героя. В практике молодежного театра определилась группа спектаклей о великих людях. Это спектакли «Робияи Балхи» А. Атобоева, «Сафар Амиршоев» Р. Сафарова и Т. Ахмадхонова (1973 г.), «Дильшод» А. Сидки (1976 г.), «Путеводная звезда» К. Яшена (1978 г.), «Юность Авиценны» С. Улуг-заде, В. Витковича (1980 г.) и др.
Эти произведения театру нужны во все времена. Особенно их необходимость ощутима в наши дни. Интерес к жизни, к судьбе, внутреннему миру исторической личности сегодня оправдан. После небольшого затишья в 80-е годы прошлого века рассматриваемый сценический жанр в молодежном театре возродился с новыми чертами и установками. Вместо жизнеописания художника в современных спектаклях выдвигается иная проблематика: художник и народ, художник и властители, нравственные ценности.
Образ художника извечен в искусстве. К изображению выдающихся личностей искусства, литературы и науки обратилась и молодежный театр. Вторая половина 90-х годов ХХ века и начала 2000-х годов прошли под главенствующим вниманием к самосознанию современного зрителя – участника исторического процесса обновления жизни. Так на сцене театра появилась «Бессмертие» о жизни и творческой деятельности А. Лохути (1987 г.), «Яркая личность» А. Сайфуллоева о жизни М. Турсун-заде (2001г.) и «Зрелость» С. Сафарова и К. Киром (2002 г.) о Н. Туграл. При выражении новой точки зрения на прошлое есть опасность разного рода переакцентировки, и даже искажения, неадекватности в отборе фактов и явлений. К сожалению, театру в указанных произведениях не удалось избежать этого.
Наряду с «Робияи Балхи» А. Атобоева, «Дильшод» А. Сидки (1976 г.), «Путеводной звездой» К. Яшена (1978 г.), «Юность Авиценны» С. Улуг-заде, В. Витковича (1980 г.) спектакли «Протест семнадцати» Ю. Лиманова (1982 г.), «Гвоздика» Н. Исломова (1984 г.) и «Рудаки» С. Улуг-заде (1993 г.) не только стали этапными для самого театра, но и считаются яркими страницами театральной хроники, посвященной исторической тематике.
В советское время важное внимание уделялось историко-революционным произведениям, которые отражали ход и идеи октябрьской революции 1917 года. Не меньшее внимание уделялось образу В. И. Ленина, которого считали вождем мирового пролетариата. Молодежный театр Таджикистана не мог стать исключением. Однако спектакли «Путеводная звезда» К. Яшена (1978 г.) и «Протест семнадцати» Ю. Лиманова (1982 г.) не просто были данью традициям советского театра, а стали настоящими театральными событиями республики и внесли много нового, интересного в исследовании этого периода. В этих спектаклях Народному артисту Республики Таджикистан Т. Розикову удалось раскрыть новую грань ленинского образа его импульсивность и оптимизм.
События спектакля «Гвоздика» Н. Исломова же охватывали события этих лет, происходящих у нас в республике. Динамично развивающее действие пьесы с его неожиданными поворотами в исполнении актеров молодежного театра превратился в нравственный поединок. Поверхностно вырисованные характеры председателя реввоенсовета, Раъно и Виктора актерами Т. Розикова, З. Хушвахтовой и Н. Орифова подверглись глубокому психологическому анализу.
Важной страницей истории Советского Союза стала победа в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). События этого периода по сей день привлекают внимание исследователей и деятелей искусства. Спектакль «Рядовые» А. Дударева (2010 г.) стал своеобразным итогом размышлений творческого коллектива молодежного театра на эту тему. Большой вклад в дело победы внесли и наши соотечественники. Их героизм нашел свое достойное отражение в спектаклях «Сафар Амиршоев» Р. Сафарова и Т. Ахмадхонова (1973 г.) и «Голоса Сталинграда» М. Каноат (1980 г.).
Современность была знаменем молодежного театра. Она сблизила театр с публикой. При непосредственном обращении к реалиям наших дней искусство театра приобрело живость. От простых по форме и содержанию спектаклей - «Пещера дивов» Г. Сафиевой (1972 г.), «Желтые листья» Ф. Гуломовой (1972 г.), «Ходи и Шоди» Ш. Киёмова (1976 г.), «Капля в море» М. Хаёлова (1982 г.), «Сорняки» С. Сафарова (1984 г.), «Струны любви» К. Киромова (1985 г.), «Гибель двоих» И. Насриддин (1998 г.), «Экзаменационная авантюра» А. Атобоева (2010 г.) театр дошел до решения серьезных нравственных проблем общества в произведениях «Молодость, молодость» М. Бахти (1979 г.), «Умед» и «Приговор» Ш. Солехова (1984, 1986 гг.).
Театр чтецов и сказителей имеют глубокие корни. Большую роль сыграли чтецы и в пропаганде передовых мыслей классиков персидско - таджикской литературы. Существовали целые традиции исполнения таких произведений. Именно своей доступностью этот жанр традиционного театра стал самым распространенным.
Конец 60-х годов ХХ столетия стал периодом больших открытий для таджикского театра. Одним из значительных открытий того периода стало образование поэтического театра одного актера М. Вохидова, который открыл новые грани культурных традиций народа в театральном искусстве. Моноспектакли «Наедине с собой» (на рубаи Омар Хайяма), «Родина и сыновья» (на стихи и рассказы таджикско - советских поэтов и писателей С. Айни, А. Лахути, М. Турсун-заде, М. Миршакара, Б. Рахим - заде, Х. Юсуфи, К. Кирома, Ш. Мастона и Л. Шерали) и «Любовь к жизни» (на стихи Хафиза Ширази) стали большим открытием в театральном искусстве Таджикистана.
Во многом основу творческого успеха М. Вохидова составили глубокие корни искусства традиционных чтецов. Через призму лучших творений классической поэзии артист выражал и свое отношение к происходящим в мире переменам, утверждал свою гражданскую позицию. Используя лучшие достижения современного театра, артист на основе богатейшего театрального наследия своего народа создал своеобразный поэтический театр высоких мыслей и глубоких чувств, который в таджикском театроведении именуется «Поэтическим театром М. Вохидова». В этих творениях артиста особо проявлялись отличающие черты его творчества - синтез мыслей и чувств.
Коллектив молодежного театра всегда стремился к достижению тех высот, которых достиг в этом направлении М. Вохидов. Первым серьезным шагом театра в освоение принципа поэтического театра стала постановка «Голосов Сталинграда» М. Каноата (1980 г.). Театр, развивая традиции М. Вохидова, стремился выстроить действие по поэтическому произведению. Цепь монологов, полифонически соединяющих голоса истории и современного поколения, составили архитектонику спектакля Ш. Киёмова.
В основу спектакля «Ночь вдали от Родины» легли острые и в тоже время искренние, наполненные любви и страдания к родной земле стихи Б. Собир (2011 г.). Актер А. Шарифов, делясь со зрителями своими раздумьями, связанными с Родиной, ведет сердечный и прямой диалог. Стихи поэта неразрывно связаны и с ее проблемами. Поэтому воспоминания о Родине неизбежно переходят в серьезные думы о его прошлом, настоящем и будущем.
Мировая классика на сцене молодежного театра была представлена спектаклями «Лекарь поневоле», «Проделки Скапена» и «Дон Жуан» Ж. Б. Мольера (1972, 1980, 1987 гг.), «Учитель танца» Л. де Вега (1975 г.), «Пучиной» А. Н. Островского (1978 г.), «Не всегда верь худшему П. Кальдерона (1982 г.), «Много шума из ничего» и «Отелло» У. Шекспира (1983, 2007 гг.) и др.
Важную роль в становлении и развитии театра сыграли постановки по пьесам зарубежных, русских и авторов из соседних республик. К ним можно отнести спектакли «Васса Железнова» М. Горького, «Беспокойная старость Л. Рахманова (1971 г.), Гибель «Надежды» Г. Гейерманса, «Криминальное танго Э. Ранет, «Приехала мама» Ш. Хусаинова (1972 г.), «Мать» К. Чапека (1975 г.), «Первый и последний» Дж. Голсуорси, «Путеводная звезда» К. Яшена (1978 г.), «Сочинение на свободную тему» А. Чхеидзе (1980 г.), «Драматическая песня» Б. Равенских и М. Анчарова, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова (1981 г.), «Протест семнадцати» Ю. Лиманова (1982 г.), «Жених и невеста» М. Байджиева (1983 г.), «Обвинение» Н. Думбадзе (1985 г.), «Мелодия любви» Н. Мирошниченко (1986 г.), «Доброе слово» А. Гольфреда (1988 г.), «Афганец» Г. Соловского, «Поджигатели» М. Фриша (1989 г.), «Плаха», «И дольше века длится день» Ч. Айтматова (1990, 2008 гг.), «Смех сквоз слезы» Б. Нушича, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Рождество в доме сеньора Купьелло» Эдуардо де Филиппо (1991 г.), «Богатая женщина» А. Амирли (2008 г.).
Коллектив театра всегда увлекал слитый из множества отдельных человеческих судеб образ современника. Высокообразованные люди, с чистыми помыслами и намерениями всегда были главными героеми театра. Все пороки человеческого характера остро осуждались актерами театра. Жизнь отдельно взятого человека всегда была в центре внимания театра, но судьба народа им представлялась как слияние многих отдельных судеб.
Молодежный театр в течение всей своей творческой деятельности испытывал нарастающую потребность в глубоком изучении психологии человека, его духовной жизни. Творческие успехи коллектива тесно связаны с его пристальным изучением жизни. В те периоды своей деятельности, когда театр отступал от этого принципа, его искусство утрачивало свою силу и красоту, театр постигали неудачи. К концу 80-х годов прошлого столетия коллектив театра овладел таким мастерством, которое дало возможность актерам открыто протестовать против долго длившегося в театре творческого застоя. Часть актеров своим духовным лидером выбрали Ф. Косимова.
Режиссер тоже не подвел актеров, доверивших ему свои судьбы. В результате чуткого реагирования на происходящие события, театр совершил поступок, которому не было равных в истории таджикского драматического театра. В истории русского театра много было случаев, когда события из спектаклей воплощались в реальные жизненные события. До того времени события жизни переходили у нас только на сценических подмостках. В результате глубоких анализов актерам удалось предвидеть и будущее. Они остерегались, что от равнодушия таких людей как Сохибджон – Бидермана (из «Поджигателей» М. Фриша, 1989 г.) к своей судьбе, не за горами те дни, когда найдутся поджигатели и сожгут наш отчий дом. Эти пророческие предсказания театра полностью оправдались. Настигшая нашу республику гражданская война была делом рук имеено таких поджигателей, а лозунг «Проснись ото сна!» предшествующей в той войне митингующим, перешел прямо со сцены молодежного театра.
История Таджикского государственного молодежного театра тесно связана с именами его режиссеров и актеров. Режиссерское искусство театра всегда способствовало разнообразию выразительных средств, художественной целостности произведений. Четкость гражданских и творческих позиций Ш. Киёмова особенно ярко проявились в его постановках на сцене молодежного театра. Т. Ахмадхонов как режиссер сложился именно в молодежном театре. В годы работы в молодежном театре особенно ярко проявились способности режиссера в постановке пьес современных драматургов.
Актеры театра, освоившие сложную профессию режиссера М. Хаёлов и А. Кодиров, за короткий срок создали ряд значительных спектаклей. Творческая индивидуальность каждого из них развивается по-своему. Спектакли М. Хаёлова «Протест семнадцати» Ю. Лиманова (1982 г.), «Гвоздика» Н. Исломова (1984 г.), «Обвинение» Н. Думбадзе (1985 г.), Дон Жуан» Ж.Б. Мольер (1987 г.), «Рудаки» С. Улуг-заде (1993 г.) стали значительными театральными событиями республики. Лучшими постановками А. Кодирова считаются «Гадальщик Афанди» А. Бахори (1982 г.), «Много шума из ничего» У. Шекспира (1983 г.), «Умед» и «Приговор» Ш. Солехова (1984, 1986 гг.) и др. Значительных успехов в режиссуре добились и З. Джаводов, Н. Джалолов, Т. Бахромов.
Образно-притчевое мышление ввел в постановки театра Д. Убайдуллоев. Условность стала основной приметой спектаклей С. Усмонова, высокая европейская культура была присуща работам Б. Абдураззокова. Если в работах Ш. Киёмова, Т. Ахмадхонова, М. Хаёлова и А. Кодирова, М. Мирова наблюдается тяготение к традиционным психологическим интерпретациям, то Б. Абдураззоков, С. Усмонов и Д. Убайдуллоев открыто заявляют о своих стремлениях к «острой театральности».
Особый след в работах театра оставил Ф. Косимов. М. Мирова же тяготеет к фольклорным темам. Этому свидетельствуют его постановки «Карим Девона» Т. Ахмадхонова (2005 г.), «Башмаки Абулькасима» Н. Табарова, Т. Ахмадхонова (2007 г.).
Искусство Б. Абдураззокова синтетично и многообразно, как сама современная жизнь. Его «Отелло» У. Шекспира (2007 г.) неожиданность и даже открытие. Совершенно в других ракурсах был показан «Гадальшик Афанди» А. Бахори.
Если З. Джаводова больше привлекает мировая драматургия, то режиссер Н. Джалолов наиболее полно раскрыл свой талант при постановке национальной драматургии.
Следует отметить, что всем актерам молодежного театра характерны такие качества, как психологическая достоверность, искренность, темпераментность, эмоциональность.
Анализируя творчество артиста К. Хомидова можно придти к выводу, что он хорошо владел искусством перевоплощения. В созданных образах он глубоко проникает в суть характера своего героя. К. Хомидов предпочитал острые формы, броские выражения, четкие движения и психологическую сосредоточенность. Творчество актера отличала широта творческого диапазона. Характерные, трагические и драматические роли обогащали не только его репертуар, но и репертуар молодежного театра. Все это наиболее ярко проявилось в образах Полежаева («Беспокойная старость» Л. Рахманова), Бос («Гибели «Надежды» Г. Гейерманса), Хорис («Робия Балхи» А. Атобоева), Кисельников («Пучины» А. Н. Островского), Отец («Сочинение на свободную тему» А. Чхеидзе), В. И. Ленин («Протест семнадцати» Ю. Лиманова), Леонато («Много шума из ничего» У. Шекспира) и др.
Т. Розикову тоже свойственно создание психологически достоверных образов. Общую стилистическую характерность созданных образов актера составляет сдержанность манер. Эта черта таланта актера особенно ярко проявилось при воплощении образов П. Корчагина («Драматическая песня» Б. Равенских и М. Анчарова), Шокирова («Гвоздика» Н. Исломова), Саяра («Приехала мама» Ш. Хусаинова), А. Ракитина («Афганец» Г. Соловского), Носира («Бесконечная ночь кукушки» Х. Наими), Шаха («Глаза извечного брата» Н. Табарова).
Роль В. И. Ленина из спектаклей «Путеводная звезда» К. Яшена и «Протест семнадцати» Ю. Лиманова в творческой биографии актера занимает особое место. Это было крупным достижением и всего коллектива.
Творческий стиль Г. Исломова отличается лаконичностью и конкретностью. Ему – как гражданину и художнику свойственны непоколебимая воля и принципиальность: и эти черты его характера выражаются в его творчестве, созданных им образов Г. Кротких («Васса Железнова» М. Горького), Ондра («Мать» К. Чапека), Ленгник («Протест семнадцати» Ю. Лиманова), Низом («Гвоздика» Н. Исломова), Майор («Обвинение» Н. Думбадзе), Лохути («Бессмертие» О. Сайфуллоева), Подзорнов («Афганец» Г. Соловского), Давронов («Субботний вечер» М. Байджиева), Бахман («Глаза извечного брата» Н. Табарова).
В молодости актрисе Р. Косимовой были близки характерно – лирические роли. Природные данные, сочетаясь с многогранностью артистического дарования, позволяли актрисе играть главные роли, как в классической, так и в национальной драматургии. В ее репертуаре: мать («Гибель «Надежды» Г. Гейерманса), Мартина («Лекарь поневоле» Ж. Б. Мольер), Робия («Робия Балхи» А. Атобоева), Нохид («Юность Авиценны» С. Улуг-заде и В. Витковича), Н. К. Крупская («Протест семнадцати» Ю. Лиманова), Расиха («Приехала мама» Ш. Хусаинова), Орзугул («Плаха» Ч. Айтматова) и другие. Если в молодые годы Р. Косимова привлекала своим обаянием и изяществом, то теперь к ее игре прибавилось «изысканная артистичность» и обобщенность форм (мать «Карим Девона» Т. Ахмадхонова), уборщица («Экзаменационная авантюра» А. Атобоева).
Целую галерею материнских образов создала Г. Абдуллоева. Склонность к острой театральной форме является отличительной чертой ее таланта. Каждую свою роль она обогащает яркими психологическими деталями. Весьма интересны ее интерпретации героических характеров матерей: Сайёра («Робия Балхи» А. Атобоева), мать («Голоса Сталинграда» М. Каноата), мать («Гибель «Надежды» Г. Гейерманса), мать в одноименном пьесе К. Чапека и др. Среди созданных образов актрисы волчица Акбара из «Плахи» Ч. Айтматова выделяется сложностью трактовки манерой исполнения. Такой же неповторимой стала роль матери олененка из спектакля «Бемби» Ф. Залтена. В целом же, творения Г. Абдуллоевой отличают эмоциональный порыв темперамента, искренность и непосредственность характеров.
И. Гуломова по праву считают мастером «тонких психологических переходов, тяготеющего к поиску выразительной внешней формы». Его искусство многогранно, от этого и разнообразность репертуара: Федор Иванович («Капля в море» М. Холова), Шах («Гадальщик Афанди» А. Бахори), Ванеев («Протест семнадцати» Ю. Лиманова), Собир («Умед» Ш. Солехова), Муллокарим («Сорняки» С. Сафарова), Коко («Заблудший» М. Хаёлова) и др. Сейчас артист успешно работает в театре имени Лохути и русском драматическом театре.
Склонность к сатирической заостренности, обличению и гротеску свойственны таким актерам, как Ш. Солехов, А. Кодиров и Н. Нуриддинов. Преувеличенная театральность, интонационная красочность, тонкость психологического рисунка и свободная импровизационность Н. Нуриддинова придает каждому представлению с его участием атмосферу веселья. Если исскусство Ш. Солехова, А. Кодирова, Н. Нуриддинова зиждется на лучших традициях традиционного театра: народных комиков – масхарабозов, то. А. Шарифову же близки традиции чтецов и сказителей.
Оттачиваются социально- психологические основы характеров героев двух других актеров театра – Б. Мингбоева и С. Мукаддамова. Легко вливаясь в ритм роли, они верны переживаниям и размышлением своих героев. Они оба склонны к драматическим судьбам. Образов героев разных времен и национальностей, созданных актерами с их различными жизненными принципами объединяет их типизация.
Творческому стилю И. Машрабова характерна яркая темпераментность, романтическая приподнятость. Актерами глубокого психологического направления показали себя Ф. Умаров, Б. Ятимов, С. Курбонова, Р. Хайдарова, З. Хушвахтова.
Психологизм и тонкость чувств, изящная пластика, присущая игре Н. Меликова, наиболее полное выражение получили в ролях Тансикбаева («И дольше века длится день» Ч. Айтматова) и адвоката из пьесы «Богатой женщины» А. Амирли. Глубокий социальный смысл приобретает традиционный образ Насреддина в исполнении актера в спектакле «Гадальщик Афанди». Аллегорический образ Насреддина придает спектаклю сценическую выразительность и высокую социальную значимость.
Исполнительницы лирико – драматических ролей А. Саодатова, С. Алиназарова, С. Азизова и С. Курбонова, обращаясь к разным темам, создают образы сильных женщин. Возвышенная поэтичность отличает игру Р. Хайдаровой и М. Ёровой, строгость формы и эксцентричность – З. Хушвахтовой.
За последние годы в Таджикском государственном молодежном театре имени М. Вохидова на ведущие позиции выходят актрисы М. Ёрова и Г. Абдулхайрова. Созданным образам Ёровой характерна психологическая достоверность, в работах Абдулхайровой наблюдается их жизненная конкретность.
Сохраняет и обогащает традиции старших поколений талантливая молодежь. На ведущие позиции выходят артисты Б. Обидов, К. Мирзоев, С. Джанджолов, Б. Комилов, А. Исматов, З. Ходжиев, А. Каримов М. Хабибов, Ш. Хасанов, А. Хасанов и другие.
Необходимо отметить, что за годы независимости, несмотря на некоторые упущения, актерское мастерство интенсивно продолжало свои искания в области более глубокого и всестороннего раскрытия внутреннего мира человека. Актер за эти годы стал интимным царем и богом сцены. (По субъективным и объективным причинам молодежный театр больше стремятся к камерным постановкам с ограниченным количеством действующих лиц).
В разные годы оформлением спектаклей театра занимались художники – декораторы Л. Шпонько, Я. Мамадкулов, Т. Г. Панова, Р. Сафаров, В. Виданов, Дж. Холиков, С. Мазанов, Х. Пиров и др. В их работах наблюдаются разные тенденции: от достоверного показа места действий до использования приемов условного направления, что вполне соответствует метафорическому началу спектаклей. Общность работ художников театра составляет их стремление к образной, выразительной и лаконичной форме решений спектаклей. Именно это направление наиболее полнее удовлетворяло требование и соответствовало режиссерским исканиям. Самым плодотворным декоратором молодежного театра является Я. Мамадкулов. В этом театре сложились принципы ее работы над сценическими постановками. Художник строит единые конструкции, которые в разных случаях выполняют различные функции. Таким путем оформлены спектакли «Робия Балхи» А. Атобоева и другие ее постановки.
В своем творчестве художники Т. Панова, Дж. Холиков продолжали линию образно – абстрактного оформления спектаклей. Молодое поколение декораторов тоже не лишено стремления к экспериментированию. Художник Х. Пиров строит единые конструкции, которые находятся в постоянном движении.
Были в жизни театра годы и целые десятилетия неудач, ошибок и заблуждений. Театр в течение всех этих лет боролся за утверждением прочного репертуара, однако, в нем много случайных, нецеленаправленных произведений. Были в истории молодежного театра и такие периоды, когда творческие поиски устремлялись в направлении, не приносившем радости зрителям, ни самому творческому коллективу.
Театр не всегда оставался истинно молодежным. Художественная программа театра не так уж отличалась от репертуара Таджикского государственного академического драматического театра имени А. Лохути и русского драматического театра имени В. Маяковского. Дух многих постановок не соответствует современным ритмам, а свойственной молодежи атмосферой веселья и радости не проникнуты большая часть постановок. Над этой проблемой серьезно должны задуматься сами деятели театра и вся культурная общественность республики.

актеры

Обсуждение