Воронежский областной театр кукол
Воронежский государственный театр кукол "Шут"
Россия, Воронеж, Проспект Революции (Большая Дворянская) д.50
Первое кукольное представление в Воронеже состоялось 8 октября 1925 года в зале Воронежского университета.
5 ноября 1930 года театр кукол ВГУ был отдан в ведение областного отдела народного образования и работал при Молодом театре. В состав этого профессионального театра вошли артисты из театра ВГУ и пьесы из его репертуара. В тот же день основатель театра кукол Н.М. Беззубцев (1885-1957), – директор музея изящных искусств ВГУ, сотрудник Воронежского губернского музея был арестован по «делу краеведов» и сослан на пять лет. Реабилитированы «краеведы» были в июле 1978 года.
В 1934 году художественным руководителем театра был Б.А.Никольский, режиссером – Т.К.Литвинова, актерами – Н.Н.Агатов, Ю.А.Мягков, Е.Х.Радина, А.Ф.Болотова, Т.А.Екимов, В.Н.Михатова, С.Д.Миронова, В.Д.Жеребцов, Н.И.Мустрина.
В 1937 году праздновалось пятилетие Молодого театра. В выпущенной по этому случаю программе значилось: художественный руководитель театра – Е.Амантов, художественный руководитель театра кукол – Н.М.Беззубцев, художник – Н.Н.Королёв. О работе театра в 40-е годы вспоминает заслуженный артист РФ Г.Д. Лесных, работавший в это время в кукольной секции Молодого театра, располагавшегося в здании на месте кинотеатра «Юность»:
«Мы много гастролировали. Куклы и декорации делали сами. А весь театральный скарб возили на тележке. После войны у нас появился ишак, позднее – полуторка». Постановлением Наркомата по делам искусств от 15 августа 1944 года Воронежский театр кукол был включен в сеть государственных театров.
В 1944 году театральный сезон начался 5 августа. Театр работал в помещении театра драмы, директором был Сергей Оскарович Вольф, в составе труппы было 5 актрис и 2 актера. В театральный сезон 1947- 48 годов были поставлены спектакли: «Красная шапочка», «Цветы мести», «Кот в сапогах», «Финист – ясный сокол», «Хрустальный башмачок».
В сезон 1951-52 годов в репертуаре театра – пьесы «Иван – крестьянский сын», «Волшебная калоша», «Мистер Твистер», «Медведь и девочка», «Лисичка-сестричка». Главным режиссером театра был А.С. Чертов, директором – Н.Ф.Реутский.
Среди лучших спектаклей 60-70 годов – «Божественная комедия» И.Штока, «Военная тайна» А.Гайдара. В это время в театре плодотворно работал режиссером заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Лукин.
10 декабря 1975 года общественность Воронежа отмечала 50-летие Воронежского областного театра кукол. Сохранилось письмо С.В. Образцова первому секретарю Воронежского Обкома КПСС В.Н. Игнатову, в котором он обращает внимание на необходимость строительства здания для театра кукол.
Свое помещение у театра кукол появилось в 1984 году. Архитекторы Н. Топоев, А. Фролов, скульпторы Э. Пак и И. Дикунов были удостоены Государственной премии РФ за проект Воронежского театра кукол. Театр строил весь город методом народной стройки, большой вклад внес В.П. Анищев.
Эпоха Вольховского
C 1987 по 2003 год художественным руководителем театра кукол 'Шут' был Валерий Аркадьевич Вольховский. В 1986 году театральный Воронеж был потрясен новым художественным явлением - на сцене театра кукол был поставлен спектакль 'Процесс над Жанной Д'Арк' по мотивам произведений Ануя, Панфилова. В нем все было открытием: актеры не просто вышли из-за ширмы, ни и самой-то ширмы на сцене не стало, и куклы застыли манекенами, а в центре - живая страстная Жанна (Л. Марчук). Это был первый спектакль В.А. Вольховского в Воронеже. Затем открытия следовали одно за другим. Театр кукол из обычного, каких много, превратился в художественное явление мирового уровня. Последовали приглашения на международные фестивали, стали появляться спектакли, каждый из которых потрясал новизной. 'Озерный мальчик' П. Вежинова стал визитной карточкой воронежских кукольников во всем мире.
Народный артист России лауреат Государственной премии России и Государственной премии им. К.С.Станиславского, премии международного фонда С.В.Образцова, премии «Золотой фонд Воронежской области» Валерий Аркадьевич Вольховский был настоящим человеком театра, его автором и строителем, если под театром понимать систему эстетических и этических ценностей, высокие художественные задачи и мастерство их исполнения. Творчество этого большого мастера несомненно продвинуло вперед развитие самого жанра театра кукол. После Вольховского невозможно представить себе театр кукол как легкомысленное детское развлечение, «игру в куклы». Даже в спектаклях для детей он всегда выстраивал второй и третий планы понимания проблемы, не говоря уже о таких его работах, как «Мертвые души» и «Шинель» Н. Гоголя, «Се человек» В. Короткого и «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта.
Будучи ярким представителем так называемого «авторского театра», В.Вольховский создал коллектив единомышленников. Это заслуженные художники России Е.Л. Луценко и А.Н.Ечеин, композитор А.Э.Балаян. Но все же, истинный «кукольник», он отводил главную роль актеру, выстраивая его взаимоотношения с куклой по принципу «от образа к себе». И на этом пути сделал много открытий в старейшем жанре - жанре театра кукол.
Ни один уважающий себя режиссер-кукольник не может сейчас не учитывать «школу Вольховского» в работе над спектаклем.
|
|