Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

История театра

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

Национальный Академический Большой Театр оперы и балета Республики Беларусь

Минский театр оперы и балета

Государственный театр оперы и балета Беларуси

Республики Беларусь, Минск, пл. Парижской Коммуны, 1

belarusopera.by

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь создан в 1933 году как Государственный театр оперы и балета Беларуси на базе Белорусской студии оперы и балета. С 1940 года – Большой, с 1964 – академический.

История театра начинается в 20-х годах ХХ века на сцене первого Государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Там ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка. В этот период будущие звезды белорусского оперного и балетного искусства получали образование в музыкальных техникумах Минска, Витебска, Гомеля. А также в созданной в 1930 году Государственной студии оперы и балета, возглавляемой выдающимся русским певцом Антоном Боначичем — в прошлом коллегой великого Федора Шаляпина на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова (1931) и "Кармен" Ж.Бизе (1932).
25 мая 1933 года Государственный театр оперы и балета в Минске был открыт оперой "Кармен" с великой белорусской певицей Ларисой Александровской в заглавной партии. Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию, вошла в мировой культурный процесс.
Первые спектакли 1933 года, помимо "Кармен" — оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.Чайковского, "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова и первая балетная постановка театра — "Красный мак" Р.Глиэра. Первое поколение художественно-творческого состава театра – И.А. Гитгарц (художественный руководитель), Г.Н. Петров (дирижер), О.М. Борисевич (режиссер), Л.В. Крамаревский и К.Н. Муллер (балетмейстеры); оперные исполнители – Л.П. Александровская, Р.В. Млодек, С.Ю. Друкер, И.М. Болотин, М.И. Денисов; солисты балета – А.В. Николаева, Т.С. Узунова, Ю.В. Хираско, С.В. Дречин. Кроме того, своим стремительным творческим становлением молодой коллектив был во многом обязан крупным мастерам русской театральной сцены – дирижерам Н.Б. Грубину и В.И. Пирадову, режиссерам И.Ю. Шлепянову и Б.А. Покровскому, балетмейстерам Ф.В. Лопухову и А.Н. Ермолаеву, художнику С.Ф. Николаеву.
В период с 1933 по 1939 год театр освоил классические оперные шедевры западноевропейского и русского репертуара, среди которых – "Князь Игорь" А.Бородина, "Севильский цирюльник" Дж.Россини, "Риголетто" Дж.Верди, "Тоска" Дж.Пуччини, "Русалка" А.Даргомыжского. При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты "Коппелия" Л.Делиба, "Конек-горбунок" Ц.Пуни, "Тщетная предосторожность" П.Гертеля, "Лебединое озеро" П.Чайковского.

Одной из главных своих задач театр оперы и балета Беларуси считал создание национального репертуара. 10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого "Міхась Падгорны" было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, стал "Бахчисарайский фонтан" Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов.
В целом, этот период стал очень плодотворным для театра – были поставлены три национальные оперы – "У пушчах Палесся" А.Богатырева, "Міхась Падгорны" (2-я редакция) Е.Тикоцкого и "Кветка шчасця" А.Туренкова. Кроме того, важнейшим событием для национальной культуры и театра стала постановка первого белорусского балета "Салавей" М.Крошнера. В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве.
До войны заметными спектаклями белорусского театра, во многом определившими его будущий творческий облик, стали: "Мадам Баттерфляй" ("Чио-чио-сан") Дж.Пуччини, "Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха, балет "Дон Кихот" Л.Минкуса. Последняя предвоенная премьера театра – "Травиата" Дж.Верди, которая прошла 22 марта 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками, Столица подверглась жесточайшим бомбардировкам и была превращена в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению, многие создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность.

Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы "Алеся" Е.Тикоцкого (дирижер-постановщик – М.Э.Шнейдерман, режиссер-постановщик – Б.А.Покровский, художник-постановщик – С.Ф.Николаев). Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси. После ремонта и реконструкции поврежденного бомбежкой здания театра, его работа возобновилась, и очень скоро театр вошел в число признанных лидеров в культурном пространстве бывшего Советского Союза.
Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета "Князь-возера" В.Золотарева и оперы "Кастусь Каліноўскі" Дм.Лукаса (1949 год). Кроме того, в 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями русской и зарубежной оперной классики — опер "Иван Сусанин" М.Глинки, "Фауст" Ш.Гуно, "Демон" А.Рубинштейна, "Паяцы" Р.Леонкавалло, "Страшный двор" С.Монюшко, "Мазепа" и "Иоланта" П.Чайковского, "Борис Годунов" М.Мусоргского, "Садко" Н.Римского-Корсакова и др. В 1953 году был поставлен один из популярнейших спектаклей театра, с большим успехом исполнявшийся до 2008 года – опера Дж.Верди "Аида" (дирижер-постановщик – Л.Любимов, режиссер-постановщик – Л.Александровская). Вместе с тем, важную часть творческого процесса составили постановки произведений советских и национальных композиторов – опер "Тихий Дон" И.Дзержинского, "Молодая гвардия" Ю.Мейтуса, "Марынка" Г.Пукста, "Купальская ноч" и "Ясны світанак" А.Туренкова, "Надзея Дурава" А.Богатырева; балетов "Аповесць пра каханне" и "Паламяныя сэрцы" В.Золотарева, "Падстаўная нявеста" Г.Вагнера, а также классических балетов – "Эсмеральда" Ц.Пуни, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" Л.Минкуса, все балеты П.Чайковского.

В последующие годы, вплоть до распада СССР, белорусский театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных коллективов. Его высокий художественный уровень в разное время определяли такие известные дирижеры, как: Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Евгений Чемодуров, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.

Новый этап развития национальных традиций в балете связан с творчеством композитора Евгения Глебова – на сцене театра были поставлены три его балета – "Мечта", "Альпийская баллада" и "Избранница". Белорусские оперы посвящены разным этапам истории нашей страны – "Зорка Венера" (1970) и "Новая зямля" (1982) Ю.Семеняко, "Сівая легенда" (1978) Дм.Смольского, "Сцежкаю жыцця"(1980) Г.Вагнера, "Дзікае паляванне караля Стаха" (1989) В.Солтана, "Князь Наваградскі" А.Бондаренко (1992), "Джордано Бруно" (1977), "Визит дамы" (1995) и "Юбилей" (2002) С.Кортеса, "Мастер и Маргарита" (1992) Е.Глебова, "Записки сумасшедшего" (2005) В.Кузнецова, "Синяя Борода и его жены" (2006) В.Копытько и ряд других. Вместе с тем, основу оперного репертуара театра составили шедевры итальянского bel сanto – "Набукко", "Бал-маскарад", "Аида", "Отелло" Дж.Верди, "Мадам Баттерфляй", "Тоска", "Богема" и "Турандот" Дж.Пуччини, классические оперы русских композиторов. Важнейшими событиями в истории белорусского театра стали грандиозные постановки опер "Орестея" С.Танеева, "Война и мир" С.Прокофьева, "Борис Годунов" и "Хованщина" М.Мусоргского, "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") Д.Шостаковича.
Деятельность балетной труппы в 80-90-е годы характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, дальнейшим освоением лексики современной хореографии. Постановки Валентина Елизарьева — "Кармен-сюита", "Сотворение мира", "Тиль Уленшпигель", "Спартак", "Щелкунчик", "Кармина Бурана", "Болеро", "Ромео и Джульетта", "Страсти", "Жар-птица", "Весна священная" — стали визитной карточкой коллектива, как на Родине, так и за рубежом.

Большим художественным достижением балетной труппы стала постановка балета "Тиль Уленшпигель" (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика). История и современность нашли свое отражение в балете на музыку С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Впервые на территории бывшего Советского Союза воплотилась в театральном действии знаменитая сценическая кантата К.Орфа "Carmina Burana". Культурным событием, получившим широкий общественный резонанс, стала постановка балета "Страсти (Рогнеда)" А.Мдивани, посвященного одной из самых трагических страниц славянской истории начала Х века.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры – театр оперы и театр балета.

В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

В настоящее время в обновленном здании театра готовятся новые оперные и балетные постановки.

В июне 2009 года прошла премьера белорусской комической оперы Яна Давида Голланда "Чужое багацце нікому не служыць", реконструированной Владимиром Байдовым и Виктором Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора. Также немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом восстановлен балет "Тщетная предосторожность" на музыку Л.Герольда.

Заметными театральными премьерами 2010 - 2011 годов стали оперы "Набукко" Дж.Верди (дирижер-постановщик В.Волич, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), "Тоска" Дж.Пуччини (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик С.Цирюк); "Шопениана" на музыку Ф.Шопена (балетмейстер-постановщик Т.Ершова, дирижер-постановщик О.Лесун), "Тристан и Изольда" на музыку Р.Вагнера (хореограф-постановщик Ю.Троян, дирижер-постановщик Н.Колядко), "Сильфида" Х.Левенсхольда (балетмейстер-постановщик Н.Долгушин, дирижер-постановщик В.Плоскина).

В декабре 2010 года в рамках масштабного культурного проекта –Минского международного Рождественского оперного форума театр принял более 150 гостей из России, Литвы, Латвии, Азербайджана, Сербии, Испании, Узбекистана, Украины. На сцене были представлены спектакли Большого театра Республики Беларусь — "Набукко", "Тоска", "Кармен"; "Травиата" и "Севильский цирюльник" Латвийской Национальной Оперы и Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова, а также Гала–концерт с участием ведущих солистов театра и приглашенных звезд мировой оперной сцены.

В составе театра также работает творческий коллектив "Белорусская капелла", который занимается научной, издательской и концертной деятельностью, направленной на возрождение старинной белорусской музыки (в частности, по инициативе и при участии коллектива были осуществлены записи старинных белорусских опер "Агатка" и "Аполлон-законодатель", постановка оперы "Фауст"). С 1990 года при театре работает Детский музыкальный театр-студия. В его афише — 2 спектакля для детей.

За последние годы коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал театр оперы и балета Республики Беларусь: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде коллектив нашел своих горячих поклонников.

актеры

Михаил Русин

1931 - 1936

Исидор Болотин

с 1933

Софья Друкер

1933 - 1941
1944 - 1977

Тамара Узунова

с 1933

Павел Златогоров

1934 - 1942

Арсен Арсенко

1937 - 1945

Пётр Засецкий (II)

с 1937

Бася Карпилова

1944 - 1961

Николай Сердобов

1946 - 1960

Нина Млодзинская

1947 - 1957

Лидия Ряженова

1947 - 1968

Тамара Нижникова

1949 - 1976

Леонид Бражник

1952 - 1976

Нина Давыденко

1952 - 1973

Олег Моралев

1952 - 1959

Алевтина Корзенкова

1954 - 1976

Валерий Глушаков

Валерий Глушаков

1956 - 1974

Валентин Давыдов

1957 - 1972

Леонид Екимов

1958 - 1959

Ирина Дидиченко

с 1959

Евгений Чемодуров

1959 - 1976

Виктор Гурьев (II)

1960 - 1992

Николай Красовский

1960 - 1975

Лидия Шевченко (II)

с 1960

Дмитрий Смолич

1962 - 1969

Нинель Ткаченко

1962 - 1968

Отар Дадишкилиани

1964 - 1975

Клара Малышева

1965 - 1977

Михаил Галковский

с 1966

Аскольд Сухин

Аскольд Сухин

1966 - 1980

Виктор Саркисьян

1967 - 1989

Юрий Троян

1968 - 1988
с 1990

Анна Лебедева (IV)

Анна Лебедева (IV)

с 1969

Владимир Иванов (XVI)

1971 - 1992

Александр Рудковский

1971 - 1985

Валентин Елизарьев

с 1973

Александр Дедик

1974 - 1979

Татьяна Ершова

1976 - 1995

Инесса Душкевич

1977 - 1997

Нателла Дадишкилиани

1979 - 1998

Александр Курков (II)

1980 - 1987

Александр Анисимов (VIII)

1981 - 1984
с 1989

Мария Гулегина

1983 - 1989

Эдуард Пелагейченко

1985 - 2006

Олег Гордынец

с 1989

Марина Аксенцова

с 1993

Алексей Авечкин

1994 - 1998

Елена Бунделева

с 1994

Алексей Овечкин (II)

1994 - 1998

Марина Вежновец

Марина Вежновец

с 1997

Ирина Еромкина

с 1997

Ольга Костель

1999 - 2004
с 2012

Екатерина Зиновьева

с 2002

Анастасия Москвина

с 2002

Екатерина Борченко

2003 - 2007

Надежда Кучер

2003 - 2006

Олег Еромкин

с 2004

Геннадий Жуковский

2008 - 2011

Людмила Хитрова

с 2008

Станислав Семенюра

2009 - 2011

Эвен Капитен

с 2016

Анастасия Алексеева

Викентий Бруй-Шуляк

Викентий Бруй-Шуляк
Денис Дадишкилиани

Аркадий Савченко

Лариса Александровская

1933 - 1960

Семён Дречин

1933 - 1941
1944 - 1959

Рита Млодек

1933 - 1959

Юлия Хираско

1933 - 1959

Александра Николаева (III)

1934 - 1960

Зинаида Васильева

1937 - 1941
1943 - 1949

Илья Шлепянов

1939 - 1940

Наталия Золотова

1946 - 1948

Валерий Миронов (IV)

1947 - 1969
1971 - 1999

Борис Мордвинов

1947 - 1953

Вера Каминская

1949 - 1952

Иван Сайков

1949 - 1956

Лидия Галушкина

с 1952

Клавдия Кудряшова

1952 - 1960

Тамара Шимко

1952 - 1984

Александр Дольский (II)

1955 - 1957

Михаил Дружина

1956 - 2011

Полина Дружина

1957 - 1990

Виктор Чернобаев

1958 - 2011

Юрий Сперанский

1959 - 1961

Алексей Андреев (IV)

1960 - 1964
1971 - 1973

Раиса Красовская

1960 - 1975

Нина Стуколкина

1960 - 1964
1971 - 1973

Людмила Златова

1962 - 1991

Игорь Сорокин

с 1962

Зиновий Бабий

1963 - 1975

Ирина Шикунова

1964 - 1989

Людмила Бржозовская

с 1966

Светлана Данилюк

1966 - 1985

Ольга Лаппо

с 1967

Кирилл Тихонов

1968 - 1972

Юрий Бастриков

1969 - 2011

Семен Штейн

1970 - 1993

Валерий Кучинский

1971 - 1979

Ярослав Вощак

Ярослав Вощак

с 1972

Ярослав Петров

с 1973

Людмила Шемчук

1974 - 1977

Александр Мартынов (V)

1976 - 1985

Нина Козлова

с 1977

Татьяна Шеметовец

1979 - 2005

Вадим Кременский

с 1980-е

Николай Моисеенко

с 1981

Геннадий Проваторов

с 1984

Вячеслав Цюпа

1987 - 1998

Владимир Петров (XI)

с 1992

Лариса Рудакова

с 1993

Игорь Артамонов (II)

с 1994

Анна Гурьева

с 1994

Ольга Буринчик

1997 - 2001

Ольга Гайко

с 1997

Татьяна Третьяк

с 1997

Оксана Волкова (II)

2002 - 2009

Денис Климук

2002 - 2013

Нина Шарубина

с 2002

Пётр Борченко

2003 - 2008

Алёна Шкатула

2003 - 2008

Эдуард Мартынюк

с 2004

Елена Золова

с 2008

Александр Костюченко (II)

с 2009

Мария Исаева

с 2015

Мария Шабуня

с 2016

Валентина Арсенко

Валентина Арсенко
Владимир Громов (II)

Эдмунд Пинно

Юрий Уженцев

Юрий Уженцев

Обсуждение