Вахтанг Чабукиани

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Вахтанг Чабукиани фотографии

Чабукиани Вахтанг Михайлович

12.03.1910 - 06.04.1992

Фильмография: 15 работ в 11 проектах

биография

12 марта (27 февраля по старому стилю) 1910, Тифлис — 6 апреля 1992, Тбилиси.

Советский грузинский артист балета, балетмейстер, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (19.11.1939).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1.06.1940).
Народный артист Грузинской ССР (1941).
Народный артист СССР (1950).

Герои Социалистического Труда (1990).

Отец отдал мальчика учеником в мастерскую, изготавливавшую игрушки. Однажды, разнося заказы, девятилетний Вахтанг попал в танцевальную студию Марии Перини. По настоянию мальчика отец отдал его на обучение в эту студию. В 1924 году Вахтанг Чабукиани окончил балетную студию. Начал работать в Грузинском театре оперы и балета им. З. П. Палиашвили.

В 1926 году Чабукиани поступает в Ленинградское хореографическое училище.
В 1929—1941 годах работал в Ленинградском Театре оперы и балета, в этом театре дебютировал как балетмейстер («Сердце гор» А. Баланчивадзе, 1938, «Лауренсия», 1939).
С 1933 гастролировал за рубежом (США, Италия, Латинская Америка).

С 1941 года жил в Тбилиси. До 1973 года руководил балетной труппой Тбилисского театра оперы и балета им. Палиашвили.
В 1950—1973 годах — директор хореографического училища.
В 1965—1970 годах возглавлял балетмейстерское отделение Театрального института имени Ш. Руставели (Тбилиси).

Был выбран депутатом Верховного совета СССР 5-го созыва.

Похоронен в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда.

театральные работы

Базиль («Дон Кихот» Минкуса)
Альберт («Жизель» Адана)
Жером («Пламя Парижа» Асафьева)
Фрондосо («Лауренсия» Крейна)

Постановщик спектаклей: «Лауренсия» (музыка А. Крейна), «Сердце гор» (музыка А. Баланчивадзе), «Синатле» (музыка Г. В. Киладзе), «Горда» (музыка Д. А. Торадзе, 1949), «Отелло» (музыка А. Д. Мачавариани, 1957), «Демон» (музыка С. Ф. Цинцадзе, 1961), «Гамлет» (музыка Р. К. Габичвадзе, 1971).

призы и награды

Ленинская премия (1958).
Сталинская премия первой степени (1941) за выдающиеся достижения в области балетного искусства.
Сталинская премия первой степени (1948) за постановку балетного спектакля «Синатле» Г. В. Киладзе (1947).
Сталинская премия второй степени (1951) за постановку балетного спектакля «Горда» Д. А. Торадзе.
Три ордена Ленина (1946, 1958, 1990)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1966)
Орден «Знак Почёта» (1937).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд».

театр

фотографии

публикации

  • Город у Мтацминды Часть 4. Вахтанг Чабукиани
  • Войдя в Тбилисский театр оперы и балета, обратите внимание на первое кресло амфитеатра с левой стороны. На нем, там, где обычно стоит номер, выбито: «Вахтанг Чабукиани».

    Почти сразу же после войны мой дед Мирон Волович начал работать концертмейстером в Тбилисском театре оперы и балета. Дед был музыкантом, что называется, «от бога». Он аккомпанировал и солистам, и вокалистам в балетной студии. Среди начинающих танцовщиков был симпатичный юноша, который охотно выполнял любые поручения деда. Звали паренька Вахтанг. Для своих лет он был удивительно скромным, даже застенчивым. И хотя уже тогда был виден его невероятный талант, вряд ли кто-нибудь мог сказать, что его фамилия, Чабукиани, станет чуть ли ни нарицательной, а из скромного грузинского юноши вырастет выдающийся танцовщик и хореограф.

    Впрочем, уже тогда дед говорил, что, повидав на своем веку немало, он не встречал более работоспособного, более преданного танцу человека. Об этом же, но гораздо позже, когда звезда Вахтанга взошла на балетнoм небосводe, говорили наши блистательные Лепешинская, Уланова, Плисецкая, англичанка Берил Грэй, великая кубинская балерина Алисия Алонсо... Без сомнения, он был революционером мужского танца. Он первым задолго до Нуриева, Барышникова, Васильева, Михайловского продемонстрировал, что мужчина на сцене — не только статист и помощник балерины, как это было раньше, но сам ведущий, сам носитель и выразитель идеи, переданной через музыку и пластику движения.

    Безусловно, Чабукиани фантастически владел своим телом и умел выразить себя практически во всех классических партиях. Но главным его коньком был, конечно же, танец характерный. Взрывное грузинское начало натуры позволило ему добиться огромного самовыражения в таких балетах, как «Пламя Парижа», «Красный мак», Лауренсия», «Горда»... Но главным произведением, главной работой творчества Чабукиани и как танцовщика, и как балетмейстера стал балет «Отелло».

    Замысел этой постановки родился в середине 50-х годов. Выдающийся грузинский композитор Алексей Мачавариани пишет музыку к трагедии Шекспира. Музыку замечательную. Причем, без всякой натяжки можно сказать, что Чабукиани был соавтором композитора, поскольку работа шла, что называется, в четыре руки, так как Мачавариани постоянно советовался с Вахтангом, прислушивался к его пожеланиям. Мне посчастливилось присутствовать на репетициях балета. Дело в том, что хотя дед был уже на пенсии, Чабукиани пригласил его к себе в качестве концертмейстера. Нередко дед брал меня с собой на репетиции, и то, что я увидел там, настолько потрясло мое детское воображение, что и поныне стоит перед глазами, точно это было вчера.

    Репетиция мавританского танца начиналась с того, что служащая приносила огромную кипу чистых простыней и укладывала ее на стул рядом с роялем. После этого Чабукиани становился в позицию, дед брал первый аккорд и начинался невероятный, каторжный труд. К концу репетиции не оставалось ни одной сухой простыни, а все участники просто падали от изнеможения. Но на следующий день все повторялось сначала. И так — почти полгода.

    Премьера состоялась в Тбилиси в 1958 году. Ее ждали, к ней готовились. Зал был переполнен, зрители стояли даже в проходах. Но то, что произошло, иными словами, как гениально, обозначить невозможно. Спектакль шел на одном дыхании, на одной безумно натянутой струне, которая, казалось, может в любой момент лопнуть. И конечно, главным в этом удивительном действе был великий кудесник танца Вахтанг Чабукиани.

    И если вам все же доведется побывать в Тбилисском оперном театре, подойдите к креслу, на котором выгравировано его имя, прикоснитесь к тому месту, где великий балетмейстер создавал свои шедевры. Кто знает, а вдруг ощутите вы всю ту энергию, тот неистовый пульс, который бился в сердце Вахтанга?

    Юрий Волович, Aвeнтурa, Флoридa

  • Он был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.

    Вахтанг Чабукиани родился 27 февраля (12 марта) 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше.

    Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей – и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом – в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.

    Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».

    Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромное влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета – Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Он понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде. И приехал туда осенью 1926 года.

    В хореографическое училище Чабукиани не приняли – ему было уже семнадцать лет. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года его перевели на дневное отделение. Педагоги оценили и его трудолюбие, и его способности. Он обладал безупречной «балетной» фактурой – стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями, мягкими, пластичными руками и необыкновенными способностями к пируэту. Про него говорили, что он родился «с большим пируэтом в крови». Однако длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не предполагали в этом танцовщике хорошо развитой способности к высокому и сильному прыжку. Именно над этим ему приходилось напряженно работать.

    За три года Чабукиани полностью прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов. В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в хореографическом этюде «Свержение рабства», постановщиком которого был он сам. В нем в полной мере проявилась страсть Чабукиани к героическому характеру мужского танца, его самостоятельной значимости, в противовес той сложившейся исполнительской манере, которая отводила танцовщику лишь роль партнера балерины. Страсть, огонь, героика – вот истинная стихия Вахтанга Чабукиани.

    После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова и сразу же стал исполнять серьезные партии.

    Его дебют на сцене этого театра состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка». 16 марта 1930 года Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани – энергии и темперамента». В пер – вом своем сезоне Чабукиани исполнил шесть значительных партий.

    19 ноября 1930 года считается особой датой в жизни Вахтанга Чабукиани. В этот день двадцатилетний танцор получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход танцора поразил Ленинград. После этого балета начались триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.

    К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий, в том числе и ведущих. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 года этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. Это были первые послереволюционные гастроли в Америке. После первого же их выступления в Карнеги-холле, одном из самых крупных концертных залов США, в американских газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Дуэт дал в Америке свыше тридцати концертов, посетив практически все крупнейшие города США.

    В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. Вскоре он блестяще проявил себя и как хореограф, поставив в 1937 году балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Вот где пригодились не забытые им за годы учебы и работы в Ленинграде национальные грузинские традиции.

    Еще репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал о следующей постановке. Он хотел создать балет о революционной Испании – испанская война была тогда в центре общего внимания. Но в итоге выбрал в качестве материала старинную пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»). Балет получил название «Лауренсия», премьера состоялась 22 марта 1939 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Сам Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.

    Он стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

    А с балетом «Тарас Бульба» случилось недоразумение. Постановщик, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия, решенную средствами классической хореографии. Мастерство и темперамент Чабукиани сделали эту роль самой яркой в спектакле – акценты сместились, исполнители партий Тараса и Остапа просто не смогли «дотянуться» до Чабукиани.

    15 марта 1941 года Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война…

    Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым, и Вахтангу Чабукиани пришлось стать и балетным педагогом.

    За 1942 год им были поставлены «Жизель», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», а затем – «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора. 10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина.

    Он остался в Тбилиси и именно там в 1957 году поставил один из лучших своих балетов – «Отелло». Он сам сочинил либретто, сам исполнил партию Отелло, и это стало настоящим триумфом. Задача была нелегкая – как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы.

    Балет «Отелло» в 1960 году был перенесен на сцену Кировского театра.

    Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973 год. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты – «Болеро», «Аппассионата» и другие. В 1961 году был создан балет «Демон». В 1971 году Чабукиани поставил балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год он был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец.

    Вахтанг Чабукиани скончался 6 апреля 1992 года.

    Д. Трускиновская

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение