Семён Райтбурт

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Семён Райтбурт биография

Райтбурт Семён Липович

03.02.1921 - 28.04.2012

Фильмография: 48 работ в 33 проектах

биография

3 февраля 1921, Крамополь, Подольская губерния, УССР — 28 апреля 2012, Москва

Советский режиссер научно-популярного кино и сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.06.1986).

В 1948 году окончил ВГИК. Работал на Московской киностудии научно-популярных фильмов («Центрнаучфильм»).
С 1961 года — преподаватель ВГИКа.
Один из ведущих режиссеров, ставящих фильмы по теоретическим и философским проблемам науки: «Что такое теория относительности?» (1964); по собственным сценариям – «Этот правый, левый мир» (1970), «Физика в половине десятого» (1971), «Математик и черт» (1972), «Урок астрономии» (1973), «Кто за стеной?» (1977), «Время жизни» (1979), «Миллиард лет и один час» (1980), «Лестница чувств» (1981) – все восемь вошли в выпуски альманаха «Горизонт». Снимал сюжеты для популярных киножурналов «Хочу все знать» и «Наука и техника».

Ушел из жизни 28 апреля 2012 года. Урна с прахом захоронена осенью 2013 года на Черкизовском (Северном) кладбище в ближнем Подмосковье.

источники информации

публикации

  • По материалам документального фильма из цикла «Острова»
  • Научно-популярные фильмы Семена Райбурта

    Не физик, не химик, не астроном – режиссёр и сценарист, умевший сделать науку доступной и даже «чертовски» привлекательной.

    В своих картинах Семён Райтбурт рассказывал об эффекте Кулешова, развитии рефлекторной деятельности в онтогенезе, теории относительности - так, что понятно становилось и без специального образования. Он применил игровые средства, мультипликацию в научно-популярном кино. Это было новаторское изобретение - своего рода преподавателями-посредниками были актёры.

    «Пришёл первый вариант сценария, действие должно было происходить в купе поезда. Там едут люди, и от случайной обмолвки – что левое, что правое, заходит разговор о теории относительности, но я предложил, чтобы это были актёры, которые любят сниматься в роли физиков», - рассказывал Семен Райтбурт.

    Картины Райтбурта показывали в кинотеатрах перед художественными фильмами, а также в специальных кинозалах для короткометражных лент. Кажется, Семён Липович посредством своего кино познавал всё, что окружает человека. Сам писал сценарии своих серьёзных картин.

    «Научно-популярные режиссёры работали всегда с консультантами. То есть консультанты, понимая, что режиссёры мало что в технике и науке понимают, как раз на популярном уровне рассказывали суть – предмет будущего фильма. Это уже был уровень популяризации, - объясняет режиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств РФ Андрей Герасимов. - А режиссёр находил этому форму. У него, очевидно, так были организованы мозги, которые легко воспринимали теорию относительности, кибернетику».

    Родился 3 февраля 1921 года в деревне Крамополь, Подольской губернии (ныне - Винницкой области Украины).

    Ещё в юности Семёна покорило искусство кино. По его собственному признанию влияние на него оказало творчество Выдающихся кинорежиссёров Льва Владимировича Кулешова и Сергея Михайловича Эйзенштейна, а также фильм Братьев Васильевых "Чапаев", особенно эпизод психической атаки войск генерала Каппеля. Под влиянием этих Выдающихся мастеров юный Семён Райтбурт в течение почти трёх лет посещал кинокружок Одесского Дворца пионеров.

    Именно Л.В. Кулешов и С.М. Эйзенштейн в декабре 1938 года начали набор на первый курс Всесоюзного Государственного института кинематографии, куда и поступил Семён Райтбург.

    После начала Великой Отечественной войны С.Л. Райтбурт был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. В одном из боёв офицер-артиллерист Семён Райтбург был тяжело ранен.

    После демобилизации в декабре 1944 года Семён Липович был сразу принят на третий курс Режиссёрского факультета Всесоюзного Государственного института кинематографии, который окончил в 1948 году.

    По окончании ВГИКа он работал в Московской киностудии научно-популярных и учебных фильмов (в 1967-2003 годах - Киностудия "Центрнаучфильм", ныне - "Центр национального фильма").

    Одновременно с киноработой преподавал режиссуру в родном институте.

    «Семен Райтбурт создал свой собственный жанр в кино — научно-художественный: «Работа в таком кино — это беспрерывное нахождение на ничейной земле. Вы на границе и на ничейной земле. На границе между искусством и наукой. Вы чужой среди своих, и чужой среди чужих».

    Режиссер нашел свой способ донести до зрителей самые сложные понятия — в кадре у Райтбурта появились актеры, ставшие посредниками между зрителями и учеными. «С Александром Кайдановским произошла для меня удивительная встреча на съемках картины „Математик и черт“, — вспоминает режиссер. — Кайдановский — актер умный, что не часто бывает». Аллу Демидову, студентку театрального вуза нашли для съемок в фильме «Что такое теория относительности», помог ее опыт учебы на экономическом факультете университета. Режиссер вспоминает, как после первого просмотра отснятой картины Алла подошла к нему и сказала: «Семен Липович, я вам признаюсь — я и сейчас ничего не поняла...». Но все это не остановило Райтбурта, и он продолжал снимать фильмы, от которых не только у простых смертных, но даже и у самих физиков «трещали лбы».

    Однажды после выхода фильма о квантовой механике «Физика в половине десятого», Семену Липовичу позвонили из Союза кинематографистов и сообщили, что с ним хочет встретиться академик Будкер. «Я вот что хотел у вас спросить, — начал академик. — Вы знаете, если бы мне кто-нибудь сказал, что можно за двадцать минут так стройно и точно изложить основные принципы квантовой механики, я бы никогда этому не поверил. Я хотел у вас спросить: кто это делал? Физик какой- то?». Режиссер признался, что картину делал он сам, лишь согласовывая уже готовый материал с мнением ученых: «Я сделал эту картину по одной единственной книге Даниила Данина „Неизбежность странного мира“, которая произвела подлинную революцию. По существу, все мои фильмы дальнейшие по физике и математике — они все сделаны под влиянием этой книжки. Это не наука в форме искусства — это действительно есть синтез». Ведь именно к такому синтезу «языка логики» и «языка образов» и стремился Эйзенштейн в своей теории интеллектуального кино, которому «будет под силу вернуть науке ее чувственность, а интеллектуальному процессу его пламенность и страстность».«

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости