Научно-популярные фильмы Семена Райбурта
Не физик, не химик, не астроном – режиссёр и сценарист, умевший сделать науку доступной и даже «чертовски» привлекательной.
В своих картинах Семён Райтбурт рассказывал об эффекте Кулешова, развитии рефлекторной деятельности в онтогенезе, теории относительности - так, что понятно становилось и без специального образования. Он применил игровые средства, мультипликацию в научно-популярном кино. Это было новаторское изобретение - своего рода преподавателями-посредниками были актёры.
«Пришёл первый вариант сценария, действие должно было происходить в купе поезда. Там едут люди, и от случайной обмолвки – что левое, что правое, заходит разговор о теории относительности, но я предложил, чтобы это были актёры, которые любят сниматься в роли физиков», - рассказывал Семен Райтбурт.
Картины Райтбурта показывали в кинотеатрах перед художественными фильмами, а также в специальных кинозалах для короткометражных лент. Кажется, Семён Липович посредством своего кино познавал всё, что окружает человека. Сам писал сценарии своих серьёзных картин.
«Научно-популярные режиссёры работали всегда с консультантами. То есть консультанты, понимая, что режиссёры мало что в технике и науке понимают, как раз на популярном уровне рассказывали суть – предмет будущего фильма. Это уже был уровень популяризации, - объясняет режиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств РФ Андрей Герасимов. - А режиссёр находил этому форму. У него, очевидно, так были организованы мозги, которые легко воспринимали теорию относительности, кибернетику».
Родился 3 февраля 1921 года в деревне Крамополь, Подольской губернии (ныне - Винницкой области Украины).
Ещё в юности Семёна покорило искусство кино. По его собственному признанию влияние на него оказало творчество Выдающихся кинорежиссёров Льва Владимировича Кулешова и Сергея Михайловича Эйзенштейна, а также фильм Братьев Васильевых "Чапаев", особенно эпизод психической атаки войск генерала Каппеля. Под влиянием этих Выдающихся мастеров юный Семён Райтбурт в течение почти трёх лет посещал кинокружок Одесского Дворца пионеров.
Именно Л.В. Кулешов и С.М. Эйзенштейн в декабре 1938 года начали набор на первый курс Всесоюзного Государственного института кинематографии, куда и поступил Семён Райтбург.
После начала Великой Отечественной войны С.Л. Райтбурт был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. В одном из боёв офицер-артиллерист Семён Райтбург был тяжело ранен.
После демобилизации в декабре 1944 года Семён Липович был сразу принят на третий курс Режиссёрского факультета Всесоюзного Государственного института кинематографии, который окончил в 1948 году.
По окончании ВГИКа он работал в Московской киностудии научно-популярных и учебных фильмов (в 1967-2003 годах - Киностудия "Центрнаучфильм", ныне - "Центр национального фильма").
Одновременно с киноработой преподавал режиссуру в родном институте.
«Семен Райтбурт создал свой собственный жанр в кино — научно-художественный: «Работа в таком кино — это беспрерывное нахождение на ничейной земле. Вы на границе и на ничейной земле. На границе между искусством и наукой. Вы чужой среди своих, и чужой среди чужих».
Режиссер нашел свой способ донести до зрителей самые сложные понятия — в кадре у Райтбурта появились актеры, ставшие посредниками между зрителями и учеными. «С Александром Кайдановским произошла для меня удивительная встреча на съемках картины „Математик и черт“, — вспоминает режиссер. — Кайдановский — актер умный, что не часто бывает». Аллу Демидову, студентку театрального вуза нашли для съемок в фильме «Что такое теория относительности», помог ее опыт учебы на экономическом факультете университета. Режиссер вспоминает, как после первого просмотра отснятой картины Алла подошла к нему и сказала: «Семен Липович, я вам признаюсь — я и сейчас ничего не поняла...». Но все это не остановило Райтбурта, и он продолжал снимать фильмы, от которых не только у простых смертных, но даже и у самих физиков «трещали лбы».
Однажды после выхода фильма о квантовой механике «Физика в половине десятого», Семену Липовичу позвонили из Союза кинематографистов и сообщили, что с ним хочет встретиться академик Будкер. «Я вот что хотел у вас спросить, — начал академик. — Вы знаете, если бы мне кто-нибудь сказал, что можно за двадцать минут так стройно и точно изложить основные принципы квантовой механики, я бы никогда этому не поверил. Я хотел у вас спросить: кто это делал? Физик какой- то?». Режиссер признался, что картину делал он сам, лишь согласовывая уже готовый материал с мнением ученых: «Я сделал эту картину по одной единственной книге Даниила Данина „Неизбежность странного мира“, которая произвела подлинную революцию. По существу, все мои фильмы дальнейшие по физике и математике — они все сделаны под влиянием этой книжки. Это не наука в форме искусства — это действительно есть синтез». Ведь именно к такому синтезу «языка логики» и «языка образов» и стремился Эйзенштейн в своей теории интеллектуального кино, которому «будет под силу вернуть науке ее чувственность, а интеллектуальному процессу его пламенность и страстность».«
20 февраля 2025
10 июля 2013
11 июня 2013