Надежда Надеждина

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Надежда Надеждина (Надежда Бруштейн) фотографии

Надеждина Надежда Сергеевна

Надежда Бруштейн

03.06.1908 - 11.10.1979

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

Артист фронтовой бригадыАртист фронтовой бригады

биография

3 июня 1908, Вильно — 11 октября 1979, Москва.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
Народная артистка РСФСР (9.05.1959).
Народная артистка СССР (1966).
Герой Социалистического Труда (1978).

Дочь писательницы Александры Яковлевны Бруштейн (1884—1968).
Отец — заслуженный деятель науки РСФСР (1927), профессор кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей Сергей Александрович Бруштейн (1873—1947), основатель и директор Государственного физиотерапевтического института в Ленинграде, один из основоположников советской физиотерапии и организаторов усовершенствования врачей.

Советский балетмейстер, создатель и художественный руководитель (1948-1979) государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка».

Получив начальное образование, Надежда с 1918 года по 1924 год обучалась в Петроградской второй Государственной балетной школе.
Успешно закончив обучение, была принята в труппу Большого театра, где проработала с 1925 года по 1934 год. В этот период юная артистка активно вникала в театральную жизнь, изучала работу коллектива и совершенствовала сценическое мастерство.
С эстрадой познакомилась в 1931 году, а с середины 1930-х годов начала ставить свои номера. В годы Великой Отечественной войны она — балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта — ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года балетмейстер, в 1946-1948 гг. художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945-1948) Русского народного хора Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России.
В 1948 году Надежда Надеждина организовала хореографический ансамбль «Берёзка», став его бессменным художественным руководителем и постановщиком на долгие годы.
C 2000 года ансамбль «Берёзка» носит имя своего создателя — Надежды Сергеевны Надеждиной.

Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9). На её могиле установлен памятник из гранита и мрамора (скульптор П. Шапиро, архитектор А. Гераскин).

Муж — советский живописец и график, народный художник РСФСР Владимир Васильевич Лебедев (1891—1967).

театральные работы

Исполняла сольные партии и танцы в балетах «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конёк-Горбунок» (славянский, украинский), «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» (панадерос).

призы и награды

Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Золотая медаль Мира имени Ф. Жолио-Кюри (1959, Всемирный совет мира).
Орден Ленина (1978).

театр

фотографии

публикации

  • Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю ее жизнь и принесшую ей большое счастье. Первые исполнительницы хоровода «Березка» — молодые колхозницы Калининской (ныне — Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах — все статные, величавые, с красивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения неслышно идут по сцене — ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут — «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены. В руках у них веточки молодой березки с чуть дрожащими ажурными листочками. «Во поле березонька стояла…» Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают ее волнующую поэзию. Поэзию Родины с ее безбрежными далями, березовыми рощами, с ее красотой. Невозможно передать словами все краски и оттенки, создающие необычность хоровода «Березка».

    Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии. Хореограф Надеждина умела глубоко проникнуть в образный строй народной фантазии, правдиво и ярко воссоздать его в своих произведениях «Тройка», «Карусель», «Прялица», «Узоры»,«Сибирская сюита» и множество других. Надеждина на редкость точно и глубоко отражала внутреннюю сущность народного бытия во всем его размахе и взлете. Она раскрывала богатства русской души, ее прекрасные грани и в каждом танце отражала новую, неповторимую, находя для ее воплощения самобытный пластический язык, лаконичную, логически законченную форму выражения.

    «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, — говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова. — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы».

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости