
Швейцер Михаил Абрамович
Моисей Швейцер
16.02.1920 - 02.06.2000
Фильмография: 32 работы в 22 проектах
16 февраля 1920, Пермь — 2 июня 2000, Москва.
Кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965).
Народный артист РСФСР (7 января 1977).
Народный артист СССР (3 мая 1990).
Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С.М. Эйзенштейна).
В 1941-1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм» (в 1951-1953 годах — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии). Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б.А. Бунеевым и А.М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А.Н. Рыбакову, с В.Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В.Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».
Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд» по В.П. Катаеву, совместно с С.А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Маккинли», по Л.М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.
В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л.Н. Толстого («Воскресение», 1960-1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А.П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н.В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты — до печальной, драматической, даже трагической.
В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.
Похоронен режиссёр на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.
1977 — Государственная премия СССР — за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975).
1989 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за фильм «Крейцерова соната» (1987).
1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Специальная премия за творчество).
1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Спец. приз жюри «За последовательное служение искусству и зрителю» в конкурсе «Кино для всех»).
1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Приз за творческий вклад в киноискусство в Большом конкурсе, фильм «Как живете, караси?»)
1995 — Премия «Золотой Овен».
1998 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (12 января 1999).
1999 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Орден Почёта (28 декабря 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000).
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.