Борис Зон

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Борис Зон фотография

Зон Борис Вульфович

24.01.1898 - 10.06.1966

Фильмография: 1 работа в 1 проекте

биография

12 (24) января 1898, Сызрань, Самарской губернии — 10 июня 1966, Ленинград.

Актёр, режиссёр, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1934).

Учился на юридическом факультете Московского университета и в Студии при Московском театре В. Ф. Комиссаржевской (педагоги Ф. Ф. Комиссаржевский, В. Г. Сахновский, И. Н. Певцов), где в 1917 году начал сценическую деятельность.

Творческая жизнь тесно связана с театральным искусством Ленинграда и тюзовским движением, одним из основоположников которого он был.
В 1921-1935 годах — актёр, затем режиссёр ленинградского ТЮЗа.
В 1935-1945 годах — директор и художественный руководитель Ленинградского Нового ТЮЗа.
В 1947-1949 годах - главный режиссер Ленинградского Нового театра.

С 1923 года — на педагогической работе. Член ВКП(б) с 1944 г.
С 1940 года — профессор Ленинградского театрального института.
Воспитал таких учеников, как: Павел Кадочников, Зинаида Шарко, Эмма Попова, Алиса Фрейндлих, Ольга Антонова, Лев Додин, Елена Андерегг, Эммануил Виторган, Наталья Тенякова, Александр Прошкин.
Автор многих статей о театре.

театральные работы

Барон («На дне» М. Горького)
Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского)

Режиссёр
Ленинградский ТЮЗ
«Похождение Тома Сойера» по М. Твену (1924)
«Дон Кихот» по мотивам романа Сервантеса (1926, инсценировка Зона и А. Я. Бруштейн)
«Плоды просвещения» Л. Толстого (1928)
«Ундервуд» Е. Шварца, совместно с А. Брянцевым (1929)
«Так было» А. Бруштейн (1929)
«Винтовка 492116» А. Крона (1930)
«Путь один!» (Б. Зона и А. Бруштейн, 1932)
«Клад» Е. Шварца (1933)
«Диплом» (Б. Зона и А. Бруштейн, 1934)

Новый театр юного зрителя (1935 — 1945)
«Снегурочка» А. Островского (1935, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Музыкантская команда» Д. Дэля (1935, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Брат и сестра» Е. Шварца (1936, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Продолжение следует» А. Бруштейн (1936, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Сказки Пушкина» (1937, инсценировка Зона, совместно с В. П. Чеснаковым)
«Третья верста» Д. Дэля (1937, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Борис Годунов» А. Пушкина (1938, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Снежная королева» Е. Шварца (1939)
«Большевик» Д. Дэля (1940, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (1941, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Двадцать лет спустя» М. Светлова (1941, совместно с Т. Г. Сойниковой)
«Лермонтовский спектакль» ("Ашик-Кериб", 1941)
«День живых» А. Бруштейн (1941)
«Сами с усами» Д. Дэля (1942)
«Далёкий край» Е. Шварца (1943)
«Бессмертный» А. Арбузова (1943)

«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (1946, Ленинградский театр Комедии, художник Николай Акимов)
«Свадьба Фигаро» (Ленинградский Малый оперный театр, 1935; Большой театр, 1936)
«Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Малый оперный театр, 1939)
«Хождение по мукам» по А. Н. Толстому (Новый театр, 1947)
«Горе от ума» А. С. Грибоедова (Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, 1947)
«Королевская кровь» В. Лимановской и М. Мендельсона по роману С. Льюиса (1948, Новый театр)
«Александр Пушкин» Д. Дэля (Ленинградский драмтеатр, 1949)
«Если сердце молодо...» О. Б. Фельцмана (Ленинградский театр музкомедии, 1950)
«Всадник, скачущий впереди» Ю. Я. Принцева (1950)

театр

фотографии

публикации

  • «Борис Зон. Актёр, режиссёр, учитель»
  • Борис Вульфович Зон – первый постановщик Евгения Шварца. Первый педагог, принесший в ленинградскую театральную школу систему Станиславского. Зон вывел на сцену Николая Черкасова. Под руководством Зона начинали работу в театре актеры Павел Кадочников, Николай Трофимов, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, режиссеры Зиновий Корогодский и Лев Додин.

    Лев Лурье: В январе этого года исполняется 110 лет со дня рождения Бориса Вульфовича Зона. Эту фамилию знают сейчас немногие, но всем театральным людям она прекрасно известна. Зон – это человек, который создал ленинградскую театральную школу. Когда в 1936 году, здесь, на Кировском проспекте, архитектор Фомичев построил дом для деятелей искусств, одним из первых получил в нем квартиру именно Борис Вульфович. Тридцать лет он жил в этом доме, и все тридцать лет он был важнейшим человеком в театральной жизни нашего города. Вот об этом мы сегодня и будем рассказывать.

    В тридцатые годы Борис Вульфович Зон – один из самых успешных театральных режиссеров и педагогов Ленинграда. В неполные сорок лет он заслуженный артист республики, орденоносец, профессор Ленинградского театрального института. Кроме того, у Зона обширные связи в столице. Его двоюродный брат Генрих Ягода – главный чекист страны. Троюродный – прославленный соратник Ленина Яков Свердлов. Борис Вульфович открыл множество звезд, среди них Николай Черкасов и Борис Чирков – любимые артисты Сталина. Зон абсолютно лоялен к власти, но далек от политики. Его жизненное кредо – владеть ремеслом и служить театру. И до поры до времени кажется, что честное служение искусству принесет успех при любой власти.

    Леонид Мозговой, выпускник мастерской Б.В.Зона 1965 года: Он был живой человек, все отдавший театру. Вот у меня в дневнике написано: «БВ (так мы его называли) на занятиях сказал: “Ради театра стоит испортить себе жизнь”». Он сбоку приписывает: «Надеюсь, вы это понимаете?». Я в то время был влюблен в свою одноклассницу, свою будущую жену. Я подумал, что ни за что не смог бы разорвать наши отношения. Пишу: «Ну, может быть, не стоит окончательно портить себе жизнь?». Он мне пишет: «Милый, Вы ничего не поняли!».

    В театр Бориса Зона привело исключительно его природное упрямство, а не семейные традиции или связи. Он родился 24 января 1898 года в городе Сызрани, в семье интеллигентной, но далекой от искусства. Борис Зон с детства грезит театром, но родители не разделяют увлечения сына. Они надеются дать ему более серьезное ремесло. Зона отправляют учиться в Москву, где он поступает в Коммерческий институт, а затем на юридический факультет Московского университета. Но уже через год, наряду с учебой в университете, Зон тайком от родителей начинает посещать занятия известной театральной студии Федора Федоровича Комиссаржевского.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: Был такой очень крупный режиссер и теоретик, брат Веры Федоровны Комиссаржевской. Его школа достаточно мало нами изучена, но, видимо, это было очень жесткое, во многом формализованное и рационалистское обучение.

    В 1918 году, не окончив ни Университета, ни студии, Борис Зон уезжает из Москвы. В постреволюционной России возникает множество молодых театральных коллективов – ярких, новаторских, свободных от классических форм. Зон колесит по стране с передвижными труппами. Пробует себя, экспериментирует. В 1920 году с одним из таких театров он приезжает в Петроград. Здесь происходит встреча, навсегда изменившая его жизнь. Борис Зон знакомиться с Александром Брянцевым, основателем первого в стране театра для детей.

    Лев Лурье: В 1922 году здесь, в бывшем здании Тенишевского училища, открывается новый неслыханный театр – Театр юного зрителя. Театров для детей не было в Европе. Они не существовали и в дореволюционной России. В этом самом ТЮЗе, впервые, в роли царского спальника в пьесе «Конек-Горбунок» по Ершову, выходит на сцену Зон. Он же преподает детям театральное мастерство и ставит с детьми, с детской студией, спектакль «Том Сойер». Вот эта театрально-педагогическая деятельность и становится главной в творчестве Бориса Вульфовича Зона.

    В двадцатые и тридцатые годы искусство для детей гораздо меньше подвержено цензуре. Поэтому оно интереснее и талантливее того, что делается для взрослых. В Ленинграде работает знаменитая детская редакция Лениздата во главе с Самуилом Маршаком и самый сильный детский театр страны – брянцевский ТЮЗ. На спектакли для юных зрителей с удовольствием ходят не только дети, но и взрослые. В 1924 году Борис Зон ставит здесь свой первый спектакль, а вскоре становится ведущим режиссером ТЮЗа.

    Лев Лурье: Зон находил молодых и неизвестных и делал из них знаменитостей. Вот так он обнаружил Николая Черкасова и Бориса Чиркова в одной из ленинградских театральных студий и поставил для них спектакль «Дон Кихот». Чирков – Санчо Панса, а Черкасов – рыцарь печального образа. Через несколько лет Черкасов и Чирков – это звезды советского театра и кино. Евгений Шварц – никому не известный молодой драматург - ставит свою первую пьесу «Ундервуд» именно у Зона. Был страшный скандал, пьесу сняли за идеологические ошибки, но с тех пор Шварц входит в театральную жизнь города.

    В конце двадцатых годов на волне антисказочной политики устанавливаются жесткие репертуарные нормы для детских театров: ставить не более одной классической пьесы в сезон, сказки на сцене исключить. Первую советскую сказку «Ундервуд», поставленную Борисом Зоном по пьесе Евгения Шварца, запрещают. Зон не бунтует, он приспосабливается. Ставит несколько агиток о роли пионерии в успехах пятилетки и коллективизации деревни. Под этим прикрытием Зон протаскивает на сцену пьесы «Клад» Евгения Шварца и «Зеленая птичка» Карла Гоцци. В эти же годы случайно в его руки попадает стенограмма последних занятий Станиславского в одной из московских студий.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: Он был так потрясен открытиями Станиславского, что поехал встречаться с ним в Москву. В то время Станиславский вел отшельнический образ жизни.

    Константин Сергеевич Станиславский проявил к молодому режиссеру снисхождение и даже, в виде исключения, разрешил присутствовать на занятиях своей студии.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: Будучи одним из самых знаменитых режиссеров Советского Союза, Зон каждую неделю садился на поезд «Красная стрела» и ехал в Москву, чтобы присутствовать на занятиях студии Станиславского. Так было четыре года до смерти Константина Сергеевича.

    Тем временем в ленинградском ТЮЗе назревает крупный скандал. Вокруг Бориса Зона, ведущего режиссера, группируются все сильнейшие актеры и драматурги театра. Те, кто не попадает в когорту избранных, образуют противоположный лагерь. В результате в 1934 году ТЮЗ раскалывается надвое. Зон создает театр, который называется Новый ТЮЗ. К нему уходят наиболее талантливые представители старого ТЮЗа и лучшие выпускники его студенческого курса. Среди них будущие звезды театра и кино Павел Кадочников и Борис Блинов.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: Это был настолько яркий выпуск, что он стал основой труппы для популярнейшего театра страны. Сегодня ни один театр не может сравниться по популярности с Новым ТЮЗом тех времен. В шестидесятые годы так же известен был «Современник», впоследствии – «Таганка».

    Новый ТЮЗ быстро становится самым модным в Ленинграде театром. Борис Зон обласкан и критиками, и властями. Он удостоен ордена «Трудового Красного знамени». Зон пишет статьи, в которых славит сталинскую Конституцию 1936 года, поддерживает закрытие театра Мейерхольда. Казалось, чистки тридцатых годов обойдут Зона стороной. Но в 1937 году арестовывают его двоюродного брата, могущественного Генриха Ягоду, затем родного брата – известного ленинградского адвоката Александра Масин-Зона.

    Помогать семье врага народа – занятие крайне опасное. И Борис Вульфович никогда не упоминает о судьбе репрессированных родственников. Даже в кругу близких учеников он неизменно демонстрирует преданность власти и лично товарищу Сталину.

    Александр Белинский, выпускник мастерской Б.В.Зона 1950 года: Он действительно верил в Сталина. На выпускном вечере, когда мы сидели и пили водку, он вдруг громко сказал: «Вы поняли, что такое Сталин?».

    В 1941 году Зон выпускает свой третий студенческий курс. Его ученики должны пополнить блистательную труппу Нового ТЮЗа. Но в июне 1941 года начинается война, и театр эвакуируется в Новосибирск. Многие артисты уходят на фронт или покидают ТЮЗ ради более хлебного кинематографа. Театр рушится на глазах, но Борис Зон полон планов и надежд. Он возродит ТЮЗ, как только вернется из эвакуации. Но в Ленинграде Зона ждет новый удар: его театр решено закрыть.

    Александр Белинский, выпускник мастерской Б.В.Зона 1950 года: Это случилось в 1945 году. Я был на закрытии. Играли «Тартюфа», вдруг я увидел плачущего Зона, я проводил его домой.

    Зон очень тяжело переживает закрытие своего театра. Работа с другими коллективами не складывается и, начиная с 1945 года, Борис Вульфович полностью посвящает себя ремеслу, которое более всего ему удается, -- театральной педагогике.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: Его педагогический метод был удивителен. С одной стороны, была требовательность, с другой – индивидуальный подход к каждому ученику.

    Зинаида Шарко, выпускница мастерской Б.В.Зона 1951 года: Он воспринимал нас как собственных детей. Кроме нас у него ничего не было. Если сейчас педагоги обычно «урывают» времечко для студентов, то Борису Вульфовичу не надо было «урывать»: он только нами и занимался.

    Алиса Фрейндлих, выпускница мастерской Б.В.Зона 1957 года: Это так важно, когда мастер держит учеников под своим крылом. Он интересовался нами: тем, что мы читаем, о чем говорим.

    Профессор Зон – признанный мастер набора. Его выпуски самые результативные в институте. Многие ученики Зона становятся звездами театра и кино: Павел Кадочников, Николай Трофимов, Эммануил Виторган, Леонид Мозговой, Зиновий Корогодский, Александр Белинский, Лев Додин.

    Алла Прохорова, выпускница мастерской Б.В.Зона 1957 года: Я была высокая и худая, стеснялась этого, кукожилась как-то. Борис Вольфович как-то подозвал меня после занятий и сказал: «Носи каблуки!». Я стала носить каблуки, появилась совершенно другая осанка, новое самочувствие!

    Леонид Мозговой, выпускник мастерской Б.В.Зона 1965 года: Хотели отчислить Наташу Тенякову: у нее якобы было плохо с голосом. Зон, увидев в ней талант, отстоял ее. Он защитил и Алису Фрейндлих, которую тоже хотели выгнать из-за плохой дикции и неподходящей внешности. Он сказал: «Если ее отчислят, я уйду из института!». Представляете, какое отношение!

    Зинаида Шарко, выпускница мастерской Б.В.Зона 1951 года: Он всегда за нас болел. Зон мог пойти к какому-то преподавателю и сказать: «Неужели вы поставите четверку такому талантливому человеку! Ваш предмет вспомогательный, для него главное – актерское мастерство. Не портите человеку диплом! Надо пятерку ставить». Ставили пятерку.

    Лев Лурье: Борис Зон был человек очень осторожный. Жил он в страшное время. Брата расстреляли, родственники его были враги народа. Зон в политику не лез и избегал всяких разговоров на темы, которые могли показаться хоть как-нибудь опасными. Но политика, так или иначе, коснулась и его. В 1949 году начинаются гонения на так называемых, космополитов, то есть, собственно, на евреев. Через два года его, успешнейшего педагога театрального института, выгоняют с работы. Один из его студентов, Рубен Агамерзян, будущий театральный режиссер, пишет в стенгазете института заметку о том, что театр наконец избавился от таких гадких космополитов, как Зон. Зон остается без работы. Год он перебивается в этом театре – театре имени В. Ф. Комиссаржевской, а в 1953 году его выгнали и из этого театра и объявили, что никакой работы в Ленинграде и в Москве у него не будет.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: Он перенес очень тяжелые, голодные годы. У него не было ни работы, ни особых сбережений.

    Александр Белинский, выпускник мастерской Б.В.Зона 1950 года: Его поддерживал и спасал Николай Константинович Черкасов. Он не давал ему остаться на улице. Но в те годы даже его авторитета было мало. Зону также помогали его ученики Борис Петрович Чирков, Клавдия Васильевна Пугачева.

    В феврале 1953 года Зону ясно дают понять: самое большее, на что он может рассчитывать, – это маленький театр на периферии. Однако через месяц умирает Сталин. О борьбе с космополитами забывают. Уже в апреле 1953 года Николай Черкасов и Леонид Макарьев добиваются восстановления Бориса Зона в должности профессора театрального института. Зон не собирается сводить счеты с клеветниками и обидчиками. Он снова занят только студентами, и снова ему нет равных в мастерстве открывать и воспитывать таланты.

    Алиса Фрейндлих, выпускница мастерской Б.В.Зона 1957 года: Талант Зона-педагога был известен всем. Поэтому, когда мы заканчивали институт, нас уже звали во многие театры сразу. За зоновскими учениками охотились главные режиссеры.

    Зинаида Шарко, выпускница мастерской Б.В.Зона 1951 года: Потом он нами гордился! Он все наши спектакли смотрел. Я помню, он пришел на «Три сестры». Когда я вышла, Зон сказал мне: «Да, «Три сестры», а две-то - мои!».

    В шестидесятые годы Борис Зон – признанный мэтр театральной педагогики, заведующий кафедрой актерского мастерства. Годы советской власти отложили отпечаток на его биографии, но они не смогли изменить ни образа жизни, ни привычек профессора.

    Лев Лурье: Почти тридцать лет прожил Борис Вульфович Зон со своей женой Ниной Александровной Старк, представительницей древнего дворянского рода, в трехкомнатной квартире на Кировском проспекте. Квартира была заполнена антикварной мебелью, которую Зон собирал. В одной комнате только мебель эпохи Павла I, в другой – обстановка времени Александра I, а в третьей – Николая I. Обед, завтрак, ужин искуснейшим образом сервировались, в его доме не было ни пылинки. Он был модник и франт. Ему шили костюмы лучшие портные Ленинграда. Это была буржуазная жизнь в социалистическом Ленинграде.

    Алла Прохорова, выпускница мастерской Б.В.Зона 1957 года: Его элегантные костюмы серого цвета всегда на нем сидели идеально. А бабочка была его фирменным знаком.

    Александр Белинский, выпускник мастерской Б.В.Зона 1950 года: Зон обожал обувь. У него дома была целая выставка сапог. Конечно, он был настоящий барин. Он никогда не пил, не был охотником вкусно поесть. Но обожал женщин!

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: На любую он приходил одетым парадно и празднично. Казалось, что он всегда был в приподнятом расположении духа. Эту подтянутость обеспечивало его отношение к искусству, которое было для Зона не просто профессией, а образом жизни.

    Только один раз в жизни Борис Зон позволил себе прийти на занятия небритым и в помятом костюме. 30 мая 1963 года после продолжительной тяжелой болезни умерла его жена Нина Александровна Старк.

    Ариадна Кузнецова, выпускница мастерской Б.В.Зона 1957 года: После кончины Бориса Вульфовича мне посчастливилось прочесть его дневники. Каждая запись начиналась у него со странных ремарок: «день без тебя – второй», «день без тебя – пятнадцатый», «день без тебя – шестьдесят четвертый». Сначала я не могла понять, что это означает. Оказалось, речь шла о его покойной жене Нине Александровне.

    Летом 1965 года Борис Зон выпускает последний в своей жизни актерский курс. Следующий набранный им курс закончит институт под руководством другого мастера. Но свой дипломный спектакль студенты посвятят Борису Зону. Они сыграют «Орфея» Теннеси Уильямса, в память о великом педагоге, хотя сам Зон мечтал о другом посвящении.

    Лев Лурье: Зон придумал такой педагогический прием: у него курс учился все время на одной и той же пьесе, для того чтобы поставить потом дипломный спектакль. И вот в 1965 году он начинает работать над «Тристаном и Изольдой». Этот средневековый роман превратила в пьесу Александра Бруштейн. Зон давно мечтал это поставить. Студенты занимались «Тристаном и Изольдой». И вдруг Зон узнает, что без его согласия этот спектакль начал ставить другой педагог на другом курсе. Он был необычайно огорчен. В июне 1966 года на фоне этих огорчений с ним случился удар, и его не стало.

    В архиве петербургского телевидения хранится уникальная пленка. Это киноверсия дипломного спектакля последнего актерского курса Бориса Зона. Единственная дошедшая до нас работа великого мастера и его учеников.

    Лев Додин, выпускник мастерской Б.В.Зона 1966 года: На похоронах было очень много людей. Я один из немногих выпускников нашего курса знаю, где он похоронен. Я бываю у него почти каждый год. Это мой духовный отец. Если мне что-то удалось, то это благодаря ему во многом.

    Лев Лурье: Это лестница театрального института, которая всегда будет помнить Зона, своего лучшего, наверное, преподавателя актерского и режиссерского мастерства. Настоящего мастера. Человека того поколения, которое сформировалось до революции, а работать должно было уже при коммунистическом режиме. Несмотря на все неприятности, сложности, стараясь не влезать в интриги и в политику, эти люди честно несли просвещение, несли мастерство, связывали дореволюционное с революционным. Традиции ленинградской театральной школы в значительной степени заложены именно Зоном.

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение

новости