15 августа 2005 года на московском телеканале ДТВ вышла первая серия документального цикла «Как уходили кумиры», которому суждено было стать рекордсменом российского ТВ – более 250 серий! Три сезона подряд этот сериал показывали на всю страну. «Идея телеверсии принадлежит известному самарскому тележурналисту Виталию Добрусину», – не раз отмечал автор книжного первоисточника и сценарист сериала Федор Раззаков. Среди «ушедших кумиров» почти 100 звезд большого экрана, остальные так или иначе связаны с ТВ. Уже одним этим самарский журналист внес немалый вклад в развитие не только областного ТВ, но и в историю отечественного кино. И это только один из проектов неистощимого генератора идей и новаций на ниве самарской культуры рубежа ХХ-XXI веков.
В четыре года он начал читать, а в восемь опубликовал свое стихотворение во всесоюзном журнале «Пионер». Учился на филфаке куйбышевского пединститута, служил в танковых войсках, а после армии, в 24 года, издал первую книгу – в Советском Союзе в таком возрасте издаться было непросто, но Добрусин это сделал.
Практически в это же время пришел на Куйбышевское телевидение, где поначалу он редактировал спортивный блок, а чуть позже участвовал в создании легендарных телепроектов: «Студия-1» на ГТРК (1988), «Вместо утреннего кофе» на телеканале СКАТ (1991). Добрусин стал популярным ведущим, но идей было так много, что приходилось, подыскивая себе замену в эфире, открывать все новые и новые передачи. В первой половине 1990-х Виталий Аркадьевич создает свою телекомпанию «РИО», программы которой на слуху и сегодня: «РИО-Маркет», «Студия ДВА», «Треугольник». Четкость гражданской позиции и принципиальность сделали ему имя на общественном поприще: депутат Куйбышевского (Самарского) горсовета народных депутатов, член Общественной палаты Самарской области и т.д.
Служение слову на стыке жанров и профессий оказалось на редкость плодотворным: Виталий Добрусин стал своим сразу в трех творческих союзах России – журналистов, писателей и кинематографистов (таких примеров в Самарской области больше нет). Наверное, поэтому почти в каждом его произведении присутствуют элементы всех трех.
Добрусин – журналист, автор сотен статей и очерков, телевизионных сюжетов и передач. Его читательская и зрительская аудитория за 35 лет работы в журналистике огромна – многие его работы публиковались на всю страну.
Добрусин – писатель, автор книг «Сожженные письма», «Украденные звезды», «Наш Эльдар Рязанов», «Самарские судьбы замечательных людей» и других. А пьеса «Настенька»(о драме актрисы Валентины Караваевой) стала лауреатом всероссийского фестиваля.
Добрусин – кинодраматург, автор почти 40 документальных фильмов. И многие – о Борисе Ельцине и Михаиле Горбачеве, Александре Солженицыне и Эльдаре Рязанове – причем, с личным участием всемирно известных героев, прославились на всю Россию. Ссылки на эти фильмы, цитаты из них присутствуют во многих федеральных изданиях и интернете. Среди героев его фильмов – Владимир Высоцкий, Василий Аксенов, Валентина Караваева, Юрий Визбор, Валентин Ежов, Аркадий Гайдар и другие замечательные кинодеятели с самарской судьбой. Медиа-проект «Самарские судьбы» (с 2006 и по настоящее время) стал самым значительным проектом Виталия Добрусина. Свыше 500 фильмов, около 150 номеров одноименного журнала, более двух тысяч опубликованных в нем биографических статей и очерков. А еще – несколько изданий «Биографической энциклопедии «Самарские судьбы»», масштабные интернет-проекты, среди которых выделяются «Путешествие в Куйбышев 1941 года» и «Литературные адреса Самары».
Сегодня «Самарские судьбы» переросли региональные рамки и стали культурно-историческим феноменом российского уровня с разветвленной корсетью по всей стране и за рубежом. Уже не первый год на базе медиа-портала «Самарские судьбы» проводятся международные творческие конкурсы, в которых участвуют многие известные русскоязычные писатели и поэты со всего мира, по их итогам издаются сборники лучших произведений.
Золотое перо России-2010, победитель Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ – регион», Добрусин обладает удивительным свойством доводить свои идеи (даже самые фантастические) до их реального воплощения. Например, с возрождением тимуровского движения. Ведь именно в Куйбышеве в 1940 году снимался легендарный фильм «Тимур и его команда», отсюда пошло триумфальное шествие тимуровского движения по стране.
Виталий Добрусин много сделал для того, чтобы увековечить память о первом художественном фильме, снятом в нашем городе. Работал в архивах, в Москве разыскал участников тех съемок, снял об этом кино. А в 2015 году при непосредственном участии Добрусина в Самаре появился музей, посвященный Аркадию Гайдару и тимуровцам. Виталию Аркадьевичу принадлежит идея открытия в городе музея Эльдара Рязанова. В сентябре 2016 года на доме, где родился и жил Рязанов, появилась мемориальная доска, а открытие музея запланировано к 90-летию режиссера (2017 год).
"Самарские тайны российского кино", Самара, "Самарские судьбы", 2016.
Владимир Плотников.