Американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, специализирующийся в жанре фильмов ужасов.
Родился 25 января 1943 года в городе Остин, штат Техас. Прежде чем прийти в мир кино Хупер потрудился на ниве просвещения, работая преподавателем в колледже и оператором учебных фильмов.
Но с юных лет его влекла магия кино. Прихватив отцовскую 8-миллиметровую камеру с 9 лет юный Тоуб снимал все, что считал важным. Известна его первая звуковая работа под названием «Бездна» (Abyss), которую он создал в 16 лет.
Позже, в 1968 году, для некоммерческой сети PBS он снимает киносюжет о фолк-группе «Peter, Paul and Mary». Одна из ранних документальных работ Хупера, снятая им в духе современной трактовки американской «Одиссеи», даже попала на серьезный кинофестиваль в Атланте.
Но свою страсть к киносъёмкам решил реализовать на съемках малобюдждетного фильма о маньяках, собрав молодую команду из коллег и студентов. Так появился снятый за пару недель фильм «Техасская резня бензопилой».
31-летний Хупер снимал трэш-ужастик о семейке пользователей бензопилы, а получил шедевр, ставший пропуском ему и в Голливуд, и в ареопаг деятелей киноужаса. Помимо творческого удовлетворения (дебютант-постановщик получил престижный приз критики МКФ фантастического кино в Авориазе) картина стала удачей и в коммерческом плане.
Спустя три года, собрав часть прежней команды, Хупер снимает новый полный иронии жанровый фильм «Смертельная ловушка» - о маньяке, владельце придорожного мотеля, скармливающем постояльцев крокодилу. Здесь же впервые пересеклись киносудьбы Роберта Энглунда и Тоуба Хупера.
Если по первому фильму можно было судить о потенциале молодого кинематографиста, то второй фильм показал, что у Хупера есть свой неповторимый стиль, который не навязан ему извне, а он сам становится примером для подражания коллегам по цеху фильмов ужасов.
Далее Хупер пытается вторгнуться в жанр фантастического триллера, дав согласие на съемки «Тьмы». Но в режиссёрском кресле ему удалось на площадке просидеть три дня, он был заменен Джоном Кардосом.
В тот же год режиссер подписывает контракт с телекомпанией «CBS» на создание 4-часового телевизионного сериала по бестселлеру Стивена Кинга «Салемские вампиры». Сериал привлёк внимание зрителей и достаточно неплохо был встречен специалистами жанра horror, которые отмечали фильм Хупера в числе самых интересных произведений о вампирах, созданных за последние годы.
Теперь на Хупера обратили внимание и крупные кинокомпании, и для Universal он снимает очередное киноужасное творение «Аттракцион страха» (1982). Фильм славы не принес, но показал, что Хупер может работать не только в малобюджетном трэшевом стиле, но и для солидных студий.
Но самое яркое достижение творчества режиссёра в 80-х связано с сотрудничеством с продюсером Стивеном Спилбергом, с которым Хупер для компании MGM создает крепкий жанровый фильм ужасов «Полтергейст». А вот то что происходит в середине-конце 80-х годов в творчестве режиссёра — это почти неизбежные издержки бодрого старта новичка.
Хупер пытается самоповтором вернуться к прежним приемам («Техасская резня бензопилой-2»), или создать эротическую версию романа Колина Уилсона «Космические вампиры», превратившего литературную основу в маловразумительный фильм «Жизненная сила». Все эти попытки слабо поддержаны критикой и зрителями.
Не совсем удачны попытки Хупера войти в жанр научной фантастики — его фильм, ремейк популярной ленты 1953 года «Захватчики с Марса», творческим достижением в истории жанра и в кинобиографии Хупера не стал.
Новый этап связан с активной работой для маленького экрана, где его ирония и мастерство по созданию крепких жанровых фильмов, были превосходно реализованы. На 10 лет он с головой уходит в мир телесериалов.
Например, работа с сериалом «Байки из склепа» (фрагмент с участием Вупи Голдберг — «Смертельное ожидание»), или телеремейк о Фредди Крюгере «Кошмары Фредди».
Одна из характерных работ середины 1990-х годов — это фильм с участием Роберта Энглунда «Давилка» (1995). Режиссёр самиронизирует над своим первым фильмом о бензопиле, предлагая зрителям новый дивайс по уничтожению людей: пресс для отжима белья в прачечной. Маньяки механизируются, но остаются по-прежнему заложниками своих больных голов и душ.
В эти же годы выходят примечательные пилотные эпизоды Тоба Хупера к сериалам «Человек ниоткуда» с Брюсом Гринвудом, «Тёмные небеса», формат которых позволяет говорить о новом подходе к фантастическому восприятию обыденных вещей.
Проходным фильмом, снятым для видео, стало возвращение Хупера к теме о рептилии-людоеде — «Крокодил».
Лишь через девять лет после «Давилки» Хупер возвращается на съёмочную площадку полнометражного художественного игрового кино, став режиссёром доброкачественного слэшера о серийном убийце, использующего разные инструменты, включая молоток и циркулярную пилу «Кошмар дома на холме». Затем последовал довольно посредственный «Морг» о матери-одиночке, работающей в морге по соседству с кладбищем.
Очередная веха в его творчестве ознаменована участием в большом телевизионном проекте «Мастера ужасов», объединившем известных асов horror’a, которые представляют свои часовые эпизоды в жанре ужаса.
1976 - Кинофестиваль в Авориазе — приз критики за фильм «Техасская резня бензопилой»
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.