Американский режиссёр, сценарист и киноактёр.
Сын актёра Уолтера Хьюстона, отец актрисы Анжелики Хьюстон.
Родился 5 августа 1906 года в Неваде, штат Миссури, США.
Отец Джона оставил семью и посвятил себя театру. Позднее он помог сыну дебютировать на студиях Голливуда в качестве актера и сценариста.
Мать Хьюстона занималась журналистикой и увлекалась игрой на тотализаторе. Страсть к азартным играм у Хьюстонов была в крови. Дед Джона выиграл в покер дом в Техасе.
Прежде чем заняться кино, Хьюстон был профессональным боксером, служил в мексиканской кавалерии, занимался журналистикой. В девятнадцать лет он женился на школьной подруге Дороти Харви, а в двадцать лет бросил ее, пустившись в новые приключения.
Хьюстон написал первую пьесу "Фрэнки и Джонни" в 1928 году. С помощью отца ему удалось попасть на студию "Юниверсл". Он написал диалоги к двум фильмам с участием Уолтера.
25 сентября 1933 года Хьюстон, находясь за рулём своей машины, сбил женщину, которая скончалась от полученных травм. Босс студии Metro-Goldwyn-Mayer Луи Б. Майер заплатил взятку в размере около 400 000 долларов для того, чтобы замять уголовное дело и не допустить его огласки в печати. В результате Хьюстон вынужден был уехать в Европу, где зарабатывал уличным пением в Лондоне, ночуя в Гайд-Парке, позднее изучал живопись в Париже.
В 1937 году, женившись на Лесли Бдэк, Джон задумался о карьере в Голливуде. Написал сценарии к ряду классических картин, например, «Иезавиль» Уильяма Уайлера, трижды за два года выдвигался на премии «Оскар» как сценарист, в том числе за свой режиссерский дебют, «Мальтийский сокол».
После мелодрамы «В этом наша жизнь» он продолжил ту же тему блестящим триллером «Через Тихий океан» (1942).
Во время войны, как и многие другие режиссёры Голливуда, Хьюстон занимался документальным кино.
Хьюстон любил розыгрыши, мужские развлечения, дружеские компании и выпивку, наложив отпечаток своего характера на большинство своих фильмов. Когда был заключен мир, Джон женился на актрисе Эвелин Кэйс и вернулся к жанру "чёрного фильма". Во время съёмок картины "Сокровище Сьерра-Мадре" (1948) его решение отказаться от декораций привело в панику руководство "Уорнер бразерс". Фильм снимался в бедном, заброшенном мексиканском городке.
Хьюстон не остался в долгу перед отцом — за год до смерти Уолтер получил "Оскара" за роль второго плана в "Сокровище Сьерра-Мадре". Сам Джон в первый и последний раз был отмечен премиями за режиссуру и сценарий.
А потом режиссёр открыл миру Мэрилин Монро в фильме "Асфальтовые джунгли" (1950). Фильм стал этапным фильмом в обращении Голливуда к реальной жизни и реальным персонажам.
Антивоенный памфлет "Алый знак доблести" (1951) имел самую горестную судьбу в карьере режиссёра, вызвав недовольство продюсеров и цензурных органов. Картину подвергли неоправданным монтажным переделкам, причем оригинальной негативной копии не сохранилось. С того времени Хьюстон начал включать в контракты пункт о предоставлении копии первоначального режиссёрского монтажа.
После этого Хьюстон забрался в непроходимые джунгли Бенгальского Конго и две недели в совершенно нечеловеческих условиях снимал "Африканскую королеву" (1951). «Африканская королева» была нетрадиционным приключенческим фильмом. Пресса с восторгом отозвалась о картине, воздав должное авантюризму Хьюстона. Фильм остаётся классикой жанра.
В 1951 году из-за разногласий с продюсерами и опасаясь преследований о стороны комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Джон Хьюстон уехал из США и обосновался в Ирландии, приняв в 1964 году гражданство этой страны.
Фильм «Мулен руж» о жизни художника Тулуз-Лотрека был визуально основан на его рисунках и яркими красками воссоздал атмосферу Монмартра в конце 20 века.
Картина «Посрами дьявола» с блеском пародировала гангстерское кино, экранный образ Хамфри Богарта и ряд традиционных для Хьюстона тем.
«Моби Дик», ещё один классический приключенческий фильм, был визуально стилизован под старые морские гравюры. Финальный поединок с белым китом производил захватывающее впечатление и являлся технически виртуозным для того времени.
Среди его последующих картин выделяются драма «Неприкаянные», снятый по сценарию Артура Миллера, детектив «Список Эдриана Мессенджера», сюрреалистический вестерн «Жизнь и времена Роя Бина» и ещё один классический приключенческий фильм, «Человек, который хотел стать королем».
Из всех жанров ему не давался только музыкальный. Единственная проба сил на этом поприще — «Annie» — оказалась полным провалом.
Хьюстон снялся в эпизодах многих своих картин и появился как актёр ещё в двадцати одном фильме других режиссёров.
Хьюстон владел трёмя домами — в США (Сан-Фернандо Вэлли под Лос-Анджелесом), Ирландии (Сейнт-Клиранс) и Мексике (Лас Калетас). Он был пять раз женат, имел немало подруг, был подвержен многим страстям — пил, играл в карты, кутил, не пропускал скачки и бои быков, охотился, рыбачил, имел лицензию пилота, путешествовал, занимался коллекционированием. И по его собственному признанию, это подчас оказывалось интереснее чем кино.
У Хьюстона было четверо детей: Тони и Анжелика от четвёртой жены Рикки Сома, внебрачный Дэнни от Зои Саллис и Аллегра (дочь Рикки от другого мужчины, но после гибели жены в автокатастрофе Хьюстон признал её своей).
Джон Хьюстон при жизни стал своего рода "живой легендой Голливуда", некоронованным королём "чёрного фильма". Не случайно Роман Полански пригласил его сыграть в "Китайском квартале" (1974) роль главы преступного синдиката, олицетворяющего чудовищное зло и насилие.
В 1975 году компания "МГМ" погла на мировую и предложила Хьюстону восстановить авторский вариант "Алого знака доблести". А в 1977 году, к 200-летию США, именно ему поручили подготовить юбилейную документальную ленту "Независимость".
Хотя многие поздние ленты Хьюстона были неудачными, он достойно закончил свой творческий путь драмой «У подножия вулкана», пародийным гангстерским триллером «Честь семьи Прицци» и давно задуманной, поэтичной экранизацией рассказа Джеймса Джойса «Мёртвый».
На кинофестивале в Венеции в 1985 году Джон был удостоен специальной премии за творчество, а Анжелика получила премию "Оскар" за роль второго плана. Таким образом Хьюстоны стали первой голливудской династией, удостоенной «Оскаров» в трёх поколениях, причём и Уолтер Хьюстон, и Анжелика Хьюстон получили свои награды за роли, сыгранные в фильмах Джона Хьюстона.
Перед самой смертью участвовал, как сценарист и исполнительный продюсер, в работе над фильмом «Мистер Норт» по роману Торнтона Уайлдера Теофил Норт. Из-за смерти фильм был поставлен его младшим сыном Дэнни Хьюстоном.
Ушёл из жизни 28 августа 1987 года в Миддлтауне, Род-Айленд, США.
1953, Венецианский кинофестиваль — Серебряный лев («Мулен Руж»).
1985, Венецианский кинофестиваль — Золотой лев за вклад в мировой кинематограф.
Премия "Оскар" (1948):
Лучший режиссер ("Сокровища Сьерра Мадре")
Лучшая адаптация ("Сокровища Сьерра Мадре")
Номинация на "Оскар" (1985):
Лучший режиссер ("Честь семьи Прицци")
Премия "Золотой глобус":
1948 - Лучший режиссер ("Сокровища Сьерра Мадре")
1963 - Лучший актер второго плана ("Кардинал")
1985 - Лучший режиссёр ("Честь семьи Прицци")
Премия гильдии сценаристов Америки (1963):
За достижения в карьере
Номинация на премию гильдии режиссеров Америки:
1950/51 - Лучший режиссер ("Асфальтовые джунгли")
1956 - Лучший режиссер ("Моби Дик")
1957 - Лучший режиссер ("Бог знает, мистер Эллисон")
1961 - Лучший режиссер ("Неприкаянные")
1962 - Лучший режиссер ("Фрейд")
1964 - Лучший режиссер ("Ночь игуаны")
1985 - Лучший режиссер ("Честь семьи Прицци")
Премия "Давид ди Донателло" (1966):
Лучший иностранный режиссер ("Библия")
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.