«Датский феномен»

Кино-Театр.РУ

Пресс-релизы

«Датский феномен»

Датский институт культуры в Санкт-Петербурге, Датский институт кино, Международное фестивальное агентство Tour de Film при поддержке кинотеатра «Аврора» представляют:

«Датский феномен»С 9 по 22 марта в кинотеатре «Аврора» в Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Немое кино + живая музыка: Датский феномен». Фестиваль приурочен к двум торжественным датам: 10-летию деятельности Датского института культуры в Санкт-Петербурге и 100-летию легендарного кинотеатра «Аврора».
В эти праздничные дни на сцене кинотеатра «Аврора», который в далеком 1913-м году назывался синематеатром «Пикадилли», мы соединим немое черно-белое кино и современную музыку. Фестиваль откроется 9 марта в 19-00 мелодрамой «К свету» режиссера Хольгера-Мадсена с великой киноактрисой Астой Нильсен в главной роли, озвучит картину известный петербургский пианист и композитор Александр Лыгун. 15 марта в 19-00 мы покажем вам комедийный детектив А. В. Сандберга «Тайна Хилл-Парка» в музыкальном оформлении виртуоза контрабаса, одного из лучших джазовых музыкантов России Владимира Волкова. На закрытии фестиваля, 22 марта в 19-00, зритель сможет насладиться фантастической картиной Хольгера-Мадсена «Путешествие на Марс». Показ будет сопровождаться музыкой скрипача группы «Аквариум» Андрея Суротдинова. В рамках off-программы фестиваля 2 марта, в 15-30 в кинотеатре «Аврора» состоится лекция известного киноведа и кинокритика Алексея Гусева «Феномен датского кино», посвященная истории датского немого кинематографа.

В начале 1910-х годов датский кинематограф, резко стартовав из полной безвестности и провинциальности, за считанные месяцы занял одну из лидирующих позиций в мире — и прочно удерживал её на протяжении целого десятилетия, став одним из самых ярких феноменов во всей истории мирового кино. Смелые технические эксперименты, переворот всех представлений о правилах существования актёра на киноэкране, тщательная разработка системы жанров и обогащение её жанрами новыми, дотоле невиданными, — всё это и многое другое обеспечило громкую славу датским кинематографистам в 1910-е годы. Именно датчанам, как никому другому, принадлежит честь создания авторского кино — повествования, в котором все элементы сюжета и киноязыка подчинены единой авторской мысли. Именно датчане, как никто другой, изменили устойчивое представление о том, что настоящая функция кино — документировать реальность, а игровые фильмы — ширпотреб и второй сорт; с помощью множества изобретательных и хитроумных режиссёрских средств они умудрились совместить вымышленный сюжет с подлинностью экранного мира, что явилось истинной революцией и определило, без преувеличения, всё последующее развитие киноискусства.

Для современных кинолюбителей «датское немое кино» — это в основном гениальное творчество Карла Теодора Дрейера. Но творчество это стало лишь высшим и, стоит заметить, последним проявлением, последним плодом той великой национальной киношколы, где на протяжении десятилетия трудились сотни профессионалов высочайшего класса, без которых Дрейер, с его одержимостью подлинностью и авторским строением фильма, просто не появился бы. Многие из датских фильмов той эпохи и поныне способны поразить даже самого искушённого зрителя. Три из них и будут показаны на фестивале «Немое кино + живая музыка: Датский феномен».

«Датский феномен»
Фестиваль откроется 9 марта в 19-00 фильмом Хольгера-Мадсена «К свету» (1919 г.) — трогательной и глубокой историей о духовном перерождении скучающей светской дамы в самоотверженную женщину, преданную идеалам добра и веры. Показ озвучит известный музыкант и композитор Александр Лыгун.
Исполнительницей главной роли в картине стала первая европейская актриса, имя которой было известно по всему миру — Аста Нильсен. Ее называли «северной Дузе» и «скандинавской Сарой Бернар». Нильсен стала подлинным реформатором понятия актерской игры в кино, заставив многих скептиков, относившихся к нему как к низкопробному развлечению, признать кинематограф высоким искусством. Умная и тонкая актриса, пришедшая в кино из театра, она первой поняла, что на экране скупой, но точный жест может выразить гораздо больше, чем преувеличенное и бурное «актерствование». Нильсен также стала создательницей первого классического типа экрана – типа «женщины-вамп», «роковой женщины». Ее игра, невероятно насыщенная и мощная, вкупе с незабываемой, почти демонической внешностью и особым эротизмом пластики обеспечили ей мировую славу и признание, длящиеся до сих пор. Известный историк кино Жорж Садуль поставил Асту Нильсен на первое место в своем списке лучших трагедийных актрис, когда-либо появлявшихся на экране.

После ошеломительного успеха первого фильма с участием Нильсен — «Бездны» режиссера Урбана Гада — Асте предложили контракт в Германии. За всю свою карьеру она снялась лишь в четырех датских постановках, одной из которых и стал фильм «К свету». В нем Нильсен предстает в характерной для себя роли противоречивой, опасной и чувственной женщины, чья красота может стать для мужчин как исцелением, так и гибелью. Сюжетом фильма становится трудный путь персонажа Асты Нильсен к искуплению и «к свету», начавшийся благодаря знакомству со священником Элиасом Ренато (Альф Блютехер).

«Датский феномен»
В роли тапера выступит Александр Лыгун — пианист, композитор, аранжировщик, звукорежиссер, саунд-дизайнер спектаклей Андрея Могучего. Александр Лыгун является постоянным участником проекта «Немое кино + живая музыка» — именно он озвучивал показ фильмов «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, «Генерал» Бастера Китона и «Малыш» Чарли Чаплина.

«Датский феномен»
15 марта в 19-00 фестиваль продолжится показом фильма «Тайна Хилл-Парка» («Расшатанные нервы») (1923 г.) в озвучании знаменитого джазового музыканта, мастера контрабаса, лидера группы «ВолковТрио» Владимира Волкова.
Автор картины — Андерс Вильгельм Сандберг, один из ведущих режиссеров крупнейшей датской киностудии Nordisk периода 1916-1926 годов. Сандбергу в своем фильме удается соединить напряженную детективную интригу с мелодраматической любовной линией, а также с тонким, игривым юмором. Фильм выдержан в духе французских и голливудских постановок тех лет и отличается в первую очередь своим ироническим тоном и особой легкостью, с которой режиссер разрабатывает не самые простые темы, такие как любовь, тщеславие, преступление. Любовный дуэт Горма Шмидта в роли инициативного журналиста, пытающегося раскрыть убийство, и потенциальной преступницы в исполнении обаятельной Ольги Беляевой выглядит одновременно комическим и трогательным. Прекрасно снятая, интригующая и остроумная «Тайна Хилл-Парка» предстает развлечением высшей пробы.

«Датский феномен»
Показ фильма будет сопровождаться музыкой Владимира Волкова — знаменитого контрабасиста, композитора, участника множества джазовых фестивалей по всему миру, основателя неоджазового коллектива «ВолковТрио». Любителям джаза хорошо знакомы его совместные работы с ведущими российскими и зарубежными музыкантами; среди тех, с кем сотрудничал Волков — Игорь Бутман, Вячеслав Гайворонский, Нед Роттенберг, Кристиан Шейнбер, Сергей Курехин, Андрей Кондаков, Леонид Федоров. Владимир Волков также не в первый раз принимает участие в проекте «Немое кино + живая музыка» — ранее он уже создавал уникальное музыкальное сопровождение для «Плоти и дьявола» с Гретой Гарбо, «Носферату» и «Восхода солнца» Фридриха Вильгельма Мурнау, «Усталой смерти» Фрица Ланга.
«Датский феномен»
На закрытии фестиваля, 22 марта в 19-00, будет показан фильм Хольгера-Мадсена «Путешествие на Марс» («Небесный корабль») (1918 г.) в музыкальном оформлении музыканта-мультиинструменталиста, скрипача группы «Аквариум» Андрея Суротдинова.
«Путешествие на Марс» стало одной из вершин фантастического жанра в мировом кино — так, как этот жанр понимали на рубеже XIXXX веков: как повод к изображению идеального, утопического общества, достичь которого человечеству суждено благодаря научно-техническому прогрессу. Снятый в начале двадцатого века, в период, когда даже самолеты представлялись необычным и опасным изобретением, а не повседневным удобством, фильм Хольгера-Мадсена выглядит воплощенной на экране мечтой человечества о покорении космоса. Впрочем, сами технические детали космического путешествия режиссёра занимают мало; в центре его внимания — не подробности антуража, не бенефис декораторов, но утверждаемые идеалы добра, любви и пацифизма. По сюжету фильма главный герой по имени Аванти Планетарос вместе с командой единомышленников отправляется на Марс, где обнаруживает цивилизацию куда более совершенную, чем земная. Марсиане в белых одеждах живут без насилия, убийств и распутства, употребляют в пищу только фрукты и относятся к смерти как к началу новой жизни, что резко контрастирует с земными нравами. Фильм был снят почти за год до окончания Первой мировой войны, и мечта о жизни без войн и крови, в абсолютном согласии, была на тот момент как никогда актуальной. Впрочем, такой возвышенный посыл не утрачивает своей важности и ценности с годами, и именно из-за него «Путешествие на Марс» будет интересно не только синефилам и любителям истории, но и простым зрителям.

«Датский феномен»
Музыкальное сопровождение фильму предоставит Андрей Суротдинов — скрипач рок-группы «Аквариум», музыкант-мультиинструменталист, владеющий скрипкой, альтом, клавесином и фортепиано, автор музыки к фильмам «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке» и «Бездна», а также к нескольким спектаклям главного режиссера театра «Особняк» Алексея Слюсарчука. В рамках проекта «Немое кино + живая музыка» Андрей Суротдинов уже озвучивал «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, комедии с Гарольдом Ллойдом и «Нетерпимость» Дэвида У. Гриффита.

В рамках off-программы фестиваля 2 марта в 15-30 в кинотеатре «Аврора» состоится лекция Алексея Гусева, посвященная истории немого датского кинематографа. Алексей Гусев — известный киновед, публицист, преподаватель, режиссер, член редколлегии издательства «Сеанс», лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2006).

Расписание фестиваля «Немое кино+Живая музыка: датский феномен»:

9.03.13, суббота, 19.00

К свету / Towards The Light

Хольгер-Мадсен / 1919 / 55’00’’

Мелодрама cо звездой немого кино Астой Нильсен в главной роли

В роли тапера / Musician

Александр Лыгун / Alexandr Lygun

пианист, композитор, звукорежиссер

15.03.13, пятница, 19.00

Тайна Хилл-парка / The Hill Park Mystery

А. В. Сандберг / 1923 / 75’00’’

Комический детектив

В роли тапера / Musician

Владимир Волков / Vladimir Volkov («VolkovTrio»)

виртуоз контрабаса, композитор, основатель неоджазового коллектива «ВолковТрио»

22.03.13, пятница, 19.00

Путешествие на Марс / A Trip To Mars

Хольгер-Мадсен / 1918 / 80’00’’

Научно-фантастическая утопия

В роли тапера / Musician

Андрей Суротдинов / Andrey Surotdinov («Aquarium»)

музыкант-мультиинструменталист, скрипач рок-группы «Аквариум»

Кинотеатр «Аврора»

Невский пр., 60

Официальный сайт фестиваля

Ссылки по теме:

Музей кино приглашает

«Киноавтопробег»


«Аврора»

Обсуждение