Фестиваль британского кино «BRICK: 90-е»

Кино-Театр.РУ

Пресс-релизы

Фестиваль британского кино «BRICK: 90-е»

Кинотеатр «Пионер» представляет ежегодный фестиваль BRICK, посвященный британскому кино. В этом году он пройдет в четвертый раз и представит 90-e годы - десятилетие очередного протеста, уже совсем безоглядного, и свободы, уже совсем предельной. Энергия этой эпохи во многом определила начало нового века, с его еще не угасшей иронией, драйвом, крахом последних табу и обнажила кризис «постмодернистской чувствительности», зачастую скрывавшей бессилие, безысходность и растерянность перед реальностью.

Фестиваль британского кино «BRICK: 90-е»
На фестивале будут представлены ранние фильмы британских режиссеров, которые спустя годы станут звездами английского и мирового кино (Линн Рэмзи, Майкл Уинтерботтом) и звездами Голливуда (Дэнни Бойл, Пол У. С. Андерсон). Также в программе малоизвестная в России картина Кена Лоуча «Божья коровка, улети на небо», считающаяся одним из лучших фильмов британского классика, и один из главных фильмов Майка Ли «Обнаженные». Британское кино, а также британская музыка всегда славились своей традицией «бури и натиска» – о том, что происходит за их кулисами, рассказывает документальная лента Джулиена Темпла «Грязь и ярость» - главный фильм о Sex Pistols, в котором история группы показана изнутри.

Предстоящий BRICK будет последним в нашей серии о «британских десятилетиях». Впредь фестиваль будет программироваться по-другому. Но уже в этом году в качестве зачина на будущее мы покажем классический (и культовый) британский хоррор «Плетеный человек» (1973) Робина Харди – его режиссерскую версию, чья премьера состоялась недавно на фестивале в Локарно.
Погрузиться в атмосферу Британии гостям поможет самый яркий английский автомобильный бренд MINI, каждый год принимающий участие в фестивале. MINI всегда был прочно связан с британскими субкультурами, музыкой и искусством, которые лучше всего описывает девиз «NOT NORMAL». В этом году, неподалеку от входа в «Пионер» появятся необычные красные дорожки, а внутри кинотеатра – красная телефонная будка – почти такой же символ Британии, как английский бульдог, королева или пластинки Rolling Stones. Правда, внешний вид окажется обманчивым, ведь внутри – никакой не телефон, а настоящая фото-будка. Наконец, в дни проведения фестиваля MINI выпустит на дороги Москвы свой MINICAB, внутри которого полноценная рок-группа будет переигрывать английские хиты!

Фестиваль также поддержит его традиционный партнёр - магазин английской одежды UK Style.

Открытие фестиваля – 4 декабря
20:30 – сбор гостей
21:30 – показ фильма «Лондон меня убивает», режиссёр Ханиф Курейши

Все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами.

Программа фестиваля
4 декабря (среда)
21:30
Лондон меня убивает / London Kills Me (Ханиф Курейши, 1991)
В ролях: Джастин Чадвик, Стивен Макинтош, Эмер Маккорт, Рошан Сет, Фиона Шоу
107 минут, Digibeta
Двадцатилетний парень со звучным именем Клинт Иствуд хочет вырваться из мира уличных наркоманов западного Лондона. Его цель - устроиться официантом в приличный ресторан. Но стабильная жизнь требует и соответствующего внешнего вида. Клинту нужна прежде всего нормальная пара обуви вместо его нищенских, износившихся башмаков. «Не будет ботинок – не будет работы. Не будет работы – будешь опять на улице». Так пара обуви становится символом стремления Клинта начать все с нуля и порвать с прежней жизнью мелкого продавца гашиша.
«Лондон меня убивает» - это прекрасный портрет уличного Лондона начала 90-х с его богемными коммунами, блошиными рынками и кришнаитами по соседству. Что-то похожее на «Аптечного ковбоя» Гаса Ван Сента и «Джонни-замша» Тома Ди Чилло, только в чисто лондонских обстоятельствах. Одна из первых заметных киноролей Стивена Макинтоша (похожего здесь на Дэвида Боуи), который позднее прославится в фильме «Карты, деньги, два ствола».
Картина не имела ни коммерческого, ни фестивального успеха, что поставило крест на карьере начинающего режиссера Курейши, который до этого прославился как драматург, писатель и сценарист (в частности, он написал сценарий к «Моей прекрасной прачечной» Стивена Фрирса и получил за него номинацию на «Оскар»). Сегодня этот редкий фильм обязан увидеть каждый, кто хочет почувствовать настоящий бэкграунд английского кино 90-х. Факт есть факт: предшественником культового «На игле» Дэнни Бойла был именно «Лондон меня убивает».
5 декабря (четверг)
21:30
Поцелуй бабочки / Butterfly Kiss (Майкл Уинтерботтом, 1995)
В ролях: Аманда Пламмер, Кэти Джемисон, Саския Ривз, Дес Макалир
88 мин. Digibeta
Неуравновешенная Юнис путешествует по дорогам северной Англии в поисках некой Джудит. На бензоколонках и в придорожных магазинчиках она спрашивает незнакомых женщин, не зовут ли их этим именем. Получая в ответ «нет», Юнис убивает их, одну за другой. Пока не встречает невинную Мириам, которая становится ее спутницей в этом кровавом путешествии автостопом.
Второй и одновременно лучший фильм Майкла Уинтерботтома, самого плодовитого британского режиссера современности. В середине 90-х этот роуд-муви смотрелся как безумный и опасный сплав новомодных «Прирожденных убийц» с «Тельмой и Луизой». Маниакальная лесбийская лав-стори вперемешку с немотивированным насилием и черным английским юмором – эта убийственная смесь и сегодня способна изрядно удивить поклонников режиссера, снявшего впоследствии «Круглосуточных тусовщиков» и «9 песен». Участник главного конкурса Берлинского кинофестиваля. В картине звучит музыка The Cranberries, P.J. Harvey, New Order, Björk.
6 декабря (пятница)
21:30
Шоппинг / Shopping (Пол У. С. Андерсон, 1994)
В ролях: Джуд Лоу, Сэди Фрост, Джонатан Прайс, Шон Бин
105 мин. 35 мм
Билли и его девушка Джо – члены молодежной банды, которые угоняют дорогие автомобили, рассекают на них по улицам Лондона, а потом протаранивают ими витрины магазинов, которые тут же быстро грабят – не ради денег, а ради удовольствия и повышения адреналина в крови. Но в этой игре есть свои конкуренты, и Билли, только что выпущенному из тюрьмы, предстоит сразиться с другим гонщиком – Томми.
Лихая молодежная история о подпольном Лондоне и еще одном нонконформистском протесте против системы. Много гонок, драйва, электронной музыки (саундтрек среди прочего включает композиции Orbital и Senser) и цитат из культовой классики вроде «Бегущего по лезвию бритвы».

«Шоппинг» - дебют в кино тогда еще неизвестного Джуда Лоу и режиссера Пола У. С. Андерсона, который вскоре после окажется в Голливуде и прославится как создатель зомби-эпопеи «Обитель зла».
7 декабря (суббота)
19:30
Неглубокая могила / Shallow Grave (Дэнни Бойл, 1994)
В ролях: Юэн Макгрегор, Кэрри Фокс, Кристофер Экклестон, Кен Скотт
92 мин. DCP
Алекс, Дэвид и Джульетт – близкие друзья, которые делят просторную квартиру в Эдинбурге. Нуждаясь в еще одном сожителе, они дают объявление в газете, а потом устраивают потенциальным жильцам жесткий допрос, всячески провоцируя их и задавая неуместные вопросы. В итоге этот «кастинг» выдерживает только один – странный парень по имени Хьюго. Но, не прожив на новом месте и нескольких дней, он умирает в своей комнате от передозировки. Осматривая его имущество, Алекс случайно натыкается на чемодан, забитый деньгами. Друзья решают присвоить содержимое себе, но для этого нужно избавиться от трупа...

Концептуальный триллер, отменная черная комедия и одновременно параноидальная драма – дебют Дэнни Бойла, который вскоре снимет свой программный фильм «На игле» и станет главным в новом британском кино.

«Неглубокая могила» также представила новое поколение британских актеров, включая Юэна Макгрегора, многие из которых станут потом звездами.

8 декабря (воскресенье)
19:30
Крысолов / Ratcatcher (Линн Рэмзи, 1999)
В ролях: Томми Флэнаган, Мэнди Мэтьюз, Уильям Иди, Мишель Стюарт, Линн Рэмзи-мл.
94 минуты, 35 мм
70-е, пригород Глазго. История одной не самой счастливой семьи увидена глазами двенадцатилетнего мальчика Джеймса, а ее фоном служат улицы Глазго, превращенные из-за забастовки мусорщиков в сточную канаву.
Горы мусора во дворе и на улицах, зловонье, вши, тотальная антисанитария…

Неудивительно, что любимой игрой детской шпаны становится ловля крыс. Однажды, играя в нее, Джеймс оказывается виновником страшного происшествия.

Первый фильм Линн Рэмзи - один из самых ярких и самобытных дебютов не только британского, но и, пожалуй, всего европейского кино 90-х. Режиссер сохраняет сугубо реалистическое повествование, но придает ему вовсе не критическое, а именно поэтическое звучание. Одновременно «Крысолов» развивает классическую британскую тему, связанную с поиском внутренней свободы в семейном вакууме, которую впервые затронул Кен Лоуч в своей знаменитой драме «Птенец».

«Крысолов» заслуженно вошел в список 100 лучших британских фильмов по версии Британского института кинематографии, а Британская киноакадемия признала его лучшим дебютом года. Издание The Guardian включило картину в топ лучших британских фильмов последних 25 лет.
9 декабря (понедельник)
21:30
Зона военных действий / War Zone (Тим Рот, 1999)
В ролях: Рэй Уинстон, Тильда Суинтон, Лара Белмонт, Фредди Канлифф, Коллин Фаррелл

98 мин. 35 мм

Благополучная семья переезжает из Лондона в провинциальный Северный Девон. Вокруг нового дома только пустынные поля, морские обрывы и непрекращающийся дождь. Мать семейства только что родила третьего ребенка, отец занимается продажей антикварных вещей, старшая дочь Джесси, кажется, уже обжилась на новом месте, и только пятнадцатилетний Том все не находит себя места. Угрюмый подросток, выгнанный из нескольких школ, оказывается в полной изоляции и начинает подозревать отца и сестру в инцесте.

Экранизация одноименного романа Александра Стюарта. Провокационный режиссерский дебют выдающегося актера Тима Рота (на момент съемок ему было 37 лет), который с предельной тонкостью и двусмысленностью превращает эту тихую семейную историю в настоящую зону военных действий. Из всего актерского состава стоит отдельно выделить прекрасную Лару Белмонт в роли Джесси.
Лента имела большой успех на фестивалях и получила ряд престижных наград, среди которых - премия Европейской киноакадемии Тиму Роту в номинации «открытие года» и приз за лучший британский фильм на Эдинбургском фестивале. Картину также очень высоко оценил знаменитый критик Роджер Эберт. Одна из первых ролей совсем еще молодого Колина Фаррелла.
10 декабря (вторник)
21:30
Под кожей / Under the Skin (Карин Адлер, 1997)
В ролях: Саманта Мортон, Клэр Рашбрук, Рита Ташингем, Стюарт Таунсенд
82 мин 35 мм
Не в силах пережить смерть матери, скончавшейся от рака, Айрис (Саманта Мортон) пытается найти отдохновение в случайном сексе с незнакомцами, но делает это еще и для того, чтобы досадить своей сестре Роуз, которая всегда была «маминой дочкой» и пользовалась большей любовью в их семье. Пускаясь во все тяжкие, Айрис постепенно теряет себя и близких.
Радикальная «конвульсивная» драма о женской сексуальности, теле и сексе как орудии протеста, сестринских отношениях и фатальных семейных связях.
«Под кожей» считается одним из главных феминистских манифестов 90-х, но главное в этом фильме – актерский подвиг Саманты Мортон, играющей потерянную, отчаянную Айрис наотмашь, на последнем дыхании, на пределе актерских (и человеческих) возможностей. «Под кожей» – первый фильм Мортон, благодаря которому она вскоре станет одной из главных и самых сильных актрис нового британского кино.

11 декабря (среда)
21:30
Божья коровка, улети на небо /Ladybird (Кен Лоуч, 1994)
В ролях: Крисси Рок, Владимир Вега, Сэнди Лэвэлл, Рэй Уинстон
101 мин. 35 мм
Мэгги – многодетная мать, которую раз за разом бросали и избивали ее сожители. Теперь, вдобавок ко всем несчастьям, соцработники отнимают у Мэгги ее четырех детей. И даже находясь в очередном браке с парагвайским эмигрантом-экспатриантом Хорхе, она остается под надзором социальных служб, готовых забрать у нее пятого ребенка…

Эта социальная мелодрама основана на реальной истории и является одной из самых тяжелых картин классика Лоуча. Режиссер крайне левых убеждений, он всегда предстает непримиримым критиком репрессивной государственной системы, но в то же время и первым певцом человеческой стойкости. Поэтическое название фильма неслучайно: материнство предстает здесь как органичный символ жажды жизни и как прямой акт социальной борьбы за самые естественные права человека.

На Берлинском кинофестивале актриса Крисси Рок была удостоена «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, а Кен Лоуч - приза Экуменического жюри.

12 декабря (четверг)
21:30
Обнаженные / Naked (Майк Ли, 1993)
В ролях: Дэвид Тьюлис, Лесли Шарп, Кэтрин Картлидж, Грегг Краттуэлл
132 мин. 35 мм
В первой сцене фильма главный герой - алкоголик и бунтарь Джонни - насилует одну из своих подруг, после чего угоняет автомобиль и уматывает из ночного пролетарского Манчестера. Дальше нас ждет бесконечное шатание Джонни по лондонским трущобам и его глумление над коллективными ценностями консервативной родины, которое ведет героя к триумфальному саморазрушению.

«Обнаженные», бесспорно, главный фильм Майка Ли и, возможно, один из главных английских фильмов 90-х. Этот похмельный шедевр, отсылающий, конечно же, к «рассерженной волне» 60-х, является выдающимся образцом британского критического реализма и одновременно нонконформистского памфлета.

Джонни, сыгранный Дэвидом Тьюлисом, - пожалуй, самый вызывающий и неприятный антигерой во всем английском кино 90-х. Эдакий волк-одиночка и уличный философ-клошар, который в перерывах между ненасытным сексом, выпивкой и марихуаной цитирует Библию, Ницше, Нострадамуса, причем делает это с язвительной иронией и усмешкой юродивого. Как сказал Джим Джармуш: герой-мизантроп вызывает отвращение, но сам фильм – восхищение своим истинным нигилизмом, который порождает бунт в тебе самом. Призы за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале.
13 декабря (пятница)
21:30
Грязь и ярость / The Filth and the Fury (Джулиен Темпл, 2000)
108 мин. 35 мм

Главный документальный фильм о Sex Pistols, «Грязь и ярость» прослеживает историю группы с момента ее становления до момента ее распада – от их выступлений в пригородных лондонских пабах до последнего концерта в Сан-Франциско, который состоялся 14 января 1978 года. Картина состоит из раритетных архивных материалов, интервью с участниками группы, редких бесед с Сидом Вишесом и Нэнси Спанджен. Все вместе складывается в инсайдерский портрет панк-культуры, а также Лондона и Британии 70-х – политической и культурной «пороховой бочки», из которой возникли 90-е и даже сегодняшняя эпоха.

Классика «рокьюментари» от главного специалиста в этом жанре Джулиена Темпла.

«Грязь и ярость» - его второй фильм о Sex Pistols, ранее в 1980 году он снял их в полудокументальной ленте «Великое рок-н-ролльное надувательство».
14 декабря (суббота)
21:30
Плетёный человек / The Wicker Man (Робин Харди, 1973)
В ролях: Кристофер Ли, Эдвард Вудворд, Бритт Экланд, Ингрид Питт
100 мин. DCP
На небольшой остров Саммерайл, расположенный у берегов Шотландии, прибывает полицейский Нил Хови, чтобы расследовать исчезновение местной девочки-подростка. Практически сразу он сталкивается с враждебностью местных жителей. Кроме того, герой выясняет, что абсолютно все обитатели острова во главе со своим лидером, лордом Саммерайлом, практикуют ритуалы древнего кельтского язычества…
«Плетеный человек» считается классикой реалистического хоррора и едва ли не главным хоррором в истории британского кино. Лента отличается по-настоящему жуткой атмосферой, смешавшей древние и все еще действующие языческие обычаи с

современными реалиями, на первый взгляд лишенными мистицизма. Стивен Кинг включил «Плетеного человека» в список ста самых значительных фильмов, снятых с 1950 по 1980 год.
В главной роли - выдающийся британец Кристофер Ли, снявшийся в фильме бесплатно. В 2001 году лента была отреставрирована и выпущена в полной режиссерской версии, которую мы и представляем на фестивале.
14 декабря (суббота)
23:30
Пионерская ночь BRICK
15 декабря (воскресенье)
19:30
Специальный показ (повтор лучшего фильма фестиваля)


«Пионер»

Ссылки по теме

Обсуждение

анонс