Фонд кино - на «Кинотавре»

Открывший мероприятие исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков рассказал об изменениях, принятых на заседании Попечительского совета Фонда накануне вечером. По его итогам было решено увеличить число компаний-лидеров с прежних семи до десяти. Из старого списка выбыла компания «Профит» Игоря Толстунова, при этом в число мейджоров вошла «Реал Дакота» Рената Давлетьярова. Состав лидеров пополнился еще тремя новыми компаниями, которые имеют серьезную фестивальную репутацию – ТПО «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского.
В общей сложности в этом году лидеры получат 2,245 миллиарда рублей, которые будут распределяться среди них в зависимости от представленного в Фонд пакета проектов. При этом повышается возвратность средств до 25%, в случае если речь идет о коммерческих и анимационных проектах, а также о копродукциях. В случае поддержки фильмов в прокате возвратность может составить от 50 до 100%.
Говоря о ключевых задачах по дальнейшему развитию системы господдержки, глава Фонда подчеркнул необходимость выработать четкую методологию расходования государственных средств и сформировать независимую экспертизу по их распределению. По словам Сергея Толстикова, вопрос экспертизы встал особенно остро в этом году, когда на конкурс социально значимых фильмов было подано около 300 проектов, из которых будет поддержано 20-25.
«Нам стало очевидно, что нужно обеспечить более глубокий отбор проектов. Раньше он осуществлялся на уровне сценарной группы, после чего список попадал в Дирекцию Фонда кино и затем выносился на заседание Попечительского совета. Сейчас же возникла необходимость в создании принципиально другого экспертного совета, члены которого могли бы рассматривать заявки в разных ракурсах.
Мы разработали концепцию такого совета и критерии, которыми он будет руководствоваться при отборе, но остался не до конца решенным ключевой вопрос – как сформировать пул экспертов таким образом, чтобы они осуществляли не только компетентный, но и действительно независимый отбор». Глава Фонда кино призвал профессионалов киноиндустрии обозначить свои предложения по формированию подобного экспертного пула, которые обязательно будут учтены.
О создании при Фонде другого экспертного органа – рабочей группы по рассмотрению проектов копродукции – рассказала глава международного департамента Фонда Елена Романова, которая убеждена, что в этом вопросе требуется принципиально иная экспертиза, чем при отборе социально-значимых проектов. При этом Романова отметила, что в этом году Фонд существенно увеличит число поддерживаемых копродукций, которые смогут получать деньги на всех стадиях своего жизненного цикла – претендовать на гранты, регулярно учреждаемые Фондом в рамках Франко-российской киноакадемии и Германо-российского фонда поддержки проектов совместного производства, а также на поддержку в производстве и прокате.
По словам главы международного департамента, Фонд кино продолжит активное содействие продвижению отечественных и совместных фильмов за рубежом, делая ставку на поддержку их участия в крупнейших международных кинорынках.
«Мы очень довольны опытом работы объединенного стенда «Кино России» на Берлинском и Каннском кинорынках, с помощью которого нам удалось достичь синергетического эффекта: многократно повысить внимание к каждому представленному на нем дистрибутору и в целом сделать присутствие России более заметным. Многие компании-участники заключили важные международные сделки, а наиболее успешные проекты были проданы на несколько десятков территорий. Мы готовы наращивать подобное присутствие на ведущих мировых киноплощадках: объединенные стенды также будут функционировать в рамках Венецианского кинорынка, Nuova Light Market, на Телевизионном рынке MipCom в Каннах и на Американском кинорынке», – пояснила Елена Романова.
По ее словам, логичным дополнением к такому активному участию в кинорынках станет создание собственной международной площадки – Red Square Screenings, организуемой Фондом кино совместно с инициативной группой RAC (Russians Are Coming!). Ежегодный киносмотр, который впервые пройдет с 15 по 20 октября 2012 года в Кинозале ГУМ, позволит более обстоятельно познакомить с российскими фильмами около ста приглашенных на него иностранных дистрибуторов, sales-агентов, представителей международной прессы и фестивальных отборщиков и, как надеются организаторы, сформировать за рубежом привычку покупать российское кино.
«Мы придерживаемся системного подхода в представлении фильмов с российским участием за рубежом и, принимая, решения о создании той или иной инициативы находимся в постоянном диалоге с представителями киноиндустрии», – поясняет Романова. По словам главы международного департамента, Фонд готов оказывать многостороннюю поддержку российским продюсерам, нацеленным на международное продвижение: частично компенсировать их затраты по договору с иностранными дистрибуторами, реализующих отечественные проекты, оказывать юридическое содействие в заключении сделок и проводить для продюсеров обучающие мероприятия. Первым из них станет мастер-класс признанного эксперта в области международной дистрибуции – Кристы Сареди, который пройдет 25 июня в рамках Moscow Business Square, деловой площадки Московского Международного кинофестиваля, соорганизатором которой также выступает Фонд кино.