В «Доксреде» - фильм Илоны Циок

Кино-Театр.РУ

Пресс-релизы

В «Доксреде» - фильм Илоны Циок

В «Доксреде» - фильм Илоны Циок18 апреля

Специальный показ

Илона Циок (Ilona Ziok), Германия

Обвинитель Фриц Бауэр: смерть в рассрочку

Илона Циок представит свой фильм «Фриц Бауэр: смерть в рассрочку».

Участники показа и дискуссии:

Режиссер Илона Циок (Германия)

Специалисты Государственного Музея Кино
Специалисты Международного Мемориала

В «Доксреде» - фильм Илоны ЦиокФильм будет показан на немецком языке с русскими субтитрами при поддержке и содействии Немецкого Культурного центра им. Гете (Гете-Института) в Москве.

Спустя 60 с лишним лет после окончания Второй Мировой Войны Германия продолжает разбираться со своим нацистским прошлым, длившимся всего 12 лет, но оставившем тяжелейшее наследство. Выходят все новые и новые книги и документальные фильмы.
«Их можно пересчитать по пальцам – улицы и учреждения в Германии, носящие имя Фрица Бауэра (1903-1968). И вряд ли немцы сходу скажут, чем прославился этот человек. Между тем, заслуги его перед Германией неоценимы.
Фильм «Фриц Бауэр: смерть в рассрочку», снятый немецкой документалисткой Илоной Циок, начинается, как триллер. Генеральный прокурор федеральной земли Гессен скончался при невыясненных обстоятельствах в своей квартире. 1 июля 1968 года он был найден мертвым в ванне, наполненной водой. Официальная версия: самоубийство. Вскрытия не проводилось, хотя было известно, что прокурору угрожали, и он носил с собой служебный пистолет. Илона Циок не пытается ответить на вопрос, что это было: самоубийство, несчастный случай, убийство? Она рассказывает о его трагической судьбе.
«Есть черта, за которой человек не может позволить себе соучастие», - говорил Фриц Бауэр (Fritz Bauer), немецкий юрист из еврейской семьи. В 1930 году он стал самым юным судьей Веймарской республики. Бауэр состоял в Социал-В «Доксреде» - фильм Илоны Циокдемократической партии, за подготовку генеральной забастовки, которой предполагалось ответить на захват власти Гитлером, провел восемь месяцев в концлагере, был отстранен от государственной службы, эмигрировал в Данию, потом бежал от фашистов в Швецию. В 1949 году вера в юное поколение заставила его вернуться в Германию. Действие в фильме происходит в 50-е и 60-е годы, когда Фриц Бауэр был генеральным прокурором в Брауншвейге, а потом во Франкфурте-на-Майне. Из архивного материала и рассказов очевидцев - друзей, коллег, единомышленников - складывается картина непримиримой и ожесточенной борьбы, которую вел этот Давид с Голиафом в лице «вечно вчерашних» послевоенной Германии. Он был идеалистом, но не праздным мечтателем. Он твердо решил строить на руинах «третьего рейха» новое, справедливое и светлое будущее и не сдавался, несмотря на неготовность общества извлечь уроки из прошлого. Суровое не по годам лицо за внушительной оправой очков, - таким предстает Фриц Бауэр в телевизионном ток-шоу 1964 года. «Определенных успехов мы достигли при создании Федеративной Республики Германии, - говорит он. - В Основном законе закреплены ее демократические основы. У нас есть демократические органы власти... Но нужны еще люди, которые вдохнут жизнь в конституционные формулировки». Таких людей в послевоенной Германии было мало. Страна вступала в новый отрезок истории, стараясь не думать о евреях и газовых камерах. Время для коллективного покаяния еще не пришло. В 1962 году политик тогда еще регионального уровня Гельмут Коль, будущий канцлер, доказывал с авторитетом дипломированного историка Фрицу Бауэру, одну из критических брошюр которого министерство просвещения федеральной земли Рейнланд-Пфальц запретило распространять в школах и вузах, что рано еще заниматься коллективным переосмыслением прошлого. А между тем, после окончания Второй мировой войны минуло 17 лет. Надо говорить «нет». Он не считал Холокост осечкой истории, он обвинял не отдельных людей, а преступное по своей сути нацистское государство и миллионы его добровольных помощников. В первом его громком процессе в Брауншвейге в 1952 году он добился осуждения бывшего нациста Ремера, который возглавлял операцию по ликвидации заговора против Гитлера 20 июля 1944 года. Ремер отделался легким приговором. Но Бауэр не жаждал расправы. Он хотел добиться - и добился - реабилитации графа фон Штауфенберга и других заговорщиков и получил юридическое обоснование сопротивлению тоталитарной диктатуре. В начале шестидесятых годов Бауэр подготовил громкий процесс над карателями Освенцима. В связи с этим в Германии впервые началась широкая общественная дискуссия о коллективной вине и коллективной ответственности. Фриц Бауэр: «Когда нас заставляют сделать что-то бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство, мы должны, как этого требуют от нас испокон веков все религии и все этики, сказать «нет». На фасаде зданий судов в Брауншвейге и Франкфурте прокурор Бауэр распорядился выбить надпись: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти». Цитата из Основного закона ФРГ была бельмом на глазу его коллег, бывших нацистов, которые в органах юстиции послевоенной Германии снова заняли ключевые посты. В 1960 году Фриц Бауэр тайно передал израильским спецслужбам сведения о местонахождении Адольфа Эйхмана, которого агенты Моссада в итоге похитили из Аргентины и сдали в руки правосудия в Израиле. Бауэр знал, что добиваться экстрадиции по дипломатическим каналам бессмысленно. Недоверие прокурора к истеблишменту послевоенной Германии было безгранично и, увы, небезосновательно - это с потрясающей убедительностью доказывает фильм «Фриц Бауэр: смерть в рассрочку». Сегодня трудно себе даже представить, что правой рукой тогдашнего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, госсекретарем в его ведомстве, был Глобке, который при Гитлере комментировал расовые законы, то есть разъяснял нижестоящим инстанциям, как распознавать и метить евреев. Фриц Бауэр пытался добраться и до него, но тот был недосягаем и дослужил до пенсии. В 1968 году один из бывших нацистских судей, поднявшийся до должности руководителя отдела по уголовному праву в Министерстве юстиции ФРГ, провел через все политические инстанции, включая бундестаг и бундесрат, поправку к закону, которая окончательно защитила от кары правосудия многих нацистских чиновников. Фриц Бауэр проиграл. Но Германия все же усвоила его предостережение: «Ничто не принадлежит истории. Все в настоящем и может снова стать будущим»».

Радио «Немецкая волна»

Deutsche Welle

http://www.facebook.com/events/267928669965811/ rel=nofollow

http://www.facebook.com/events/103684749765676/ rel=nofollow

http://www.facebook.com/groups/45505797431/ rel=nofollow

http://vk.com/event37801251 rel=nofollow

http://vk.com/public37729407 rel=nofollow

http://vk.com/club7414008 rel=nofollow
«Документальная среда» с Музеем кино

концепция проекта

«Дорогие друзья и коллеги, мы рады сообщить вам о начале нового проекта и пригласить вас на его открытие. Музей кино открывает Клуб документального кино «Документальная среда». Дважды в месяц по средам будем рады представить вам не только документальные картины последнего десятилетия и не только российские. Это будет документальное кино разных стран, разных эпох, разных культур и школ, документальное кино в его истории и эволюции за последнее столетие, в его тематическом разнообразии и эстетической непредсказуемости», - такими словами Государственный федеральный центральный музей кино приветствовал первых зрителей клуба документального кино «Документальная среда».
Было это, конечно, в среду в начале 2011 года в зале Московского Дома журналистов, а в конце 2011 – на площадке Международного Мемориала, где Музей кино показывает документальное кино и по сей день. В названии проекта – не просто игра слов: имеется ввиду и день недели, когда Музей кино будет показывать свои документальные фильмы, и, что важнее, создание определенной среды, атмосферы, клуба, сообщества, где документальное кино, его история и современность, были бы интересны не только кинематографистам, но представителям самых разных профессий, и вообще – разным людям.
Программа «Документальная среда» была одним из наиболее удачных и посещаемых проектов Государственного Центрального Музея Кино с тех пор, как Музей был открыт в конце 1980-х гг. и находился в здании Киноцентра на Красной Пресне. Стержень программы – история и актуальное состояние национальных школ кинодокументалистики. Поэтому показ в рамках проекта может стать открытием нового имени, премьерой еще неизвестного молодого документального кино, а может представить зрителям классику этого жанра, возможно, даже частично забытую, но, несомненно, достойную того, чтобы ее помнили и видели.

Целью этих показов было с самого начала познакомить зрителя с историей и современностью документального кино России и других стран, с традициями национальных и региональных школ кинодокументалистики. «Документальная среда» стала важным образовательным просветительским проектом для кинемотографического студенчества, учащихся ВГИКа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, МГУ, РГГУ и других ВУЗов, где изучают историю культуры в целом и кинематографа в частности, а также вообще для мыслящей московской интеллигенции.

Теперь, когда волей известных обстоятельств, Музей кино, к сожалению, не располагает собственными кинозалами и вынужден пользоваться гостеприимством дружественных организаций, «Документальная среда» по-прежнему является одним из наших приоритетных проектов, цели и смысл проекта не изменились. Мы по-прежнему стараемся превратить каждый наш показ в маленькую, но значимую просветительскую встречу, поэтому показы сопровождаются небольшой вступительной лекцией и последующей дискуссией чаще всего с режиссером фильма или с одним из участников съемочной группы. Сейчас, когда современные информационные технологии и социальные сети дают возможность для индивидуального просмотра практически любого фильма, подобный лекционно-дискуссионный формат показа фильма с участием профессионалов в сфере документального кино особенно важен.
Знакомя зрителя с национальными и региональными школами кинодокументалистики, Музей кино старается, чтобы фильмы соответствовали высоким художественным стандартам и содержали те четыре смысла, которые по теории Данте отличают истинное произведение искусства от подделки: анагогический (возвышающий), этический или моральный, аллегорический (художественный) и буквальный, то есть документальный. Мы по-прежнему помним о нашем зрителе, о нашей целевой аудитории: мыслящей молодежи, студенчестве, профессионалах в сфере кино и телевидения, московской интеллигенции.
Мы снова открыли наш киноклуб циклом картин латышской школы документалистики из коллекции Посольства Латвийской республики в России и Рижского киноцентра. Выбор этот не случаен. В этом году мы можем отметить юбилей двух мэтров этой школы: 85-летие ныне здравствующего Герца Франка и 60-летие ныне, к сожалению, уже покойного Юриса Подниекса. Именно с них в Латвии в 50-х – 70-х гг ХХ века началось обновление нашего, тогда еще советского кино. Эти мастера не просто вернулись к традициям 1920-х годов, в частности, Дзиги Вертова, но и сделали ставку на новую визуальную стилистику и новую острую социальную проблематику. Эта школа, которую, вслед за Улдисом Браунсом, формировали Айварс Фрейманис, Герц Франк, Ансис Эпнерс, Иварс Селецкис, Юрис Подниекс и другие режиссеры, операторы, сценаристы, вошла в авангард кинодокументалистики не только СССР, но и Европы, да и всего мира. Их фильмы стали знаковыми для своего времени и пользовались у зрителей и кинокритики не меньшей популярностью, нежели тогдашние «хиты» художественного проката. Они затрагивали острые и актуальные социальные, политические и общечеловеческие темы и проблемы. Шедевр Улдиса Браунса «235 000 000» – двухчасовый фильм, снятый к 50-летию революции 1967, дал поразительную панораму страны, далекую от юбилейного официоза. Герц Франк в картине 1987 года «Высший суд» (о человеке, приговоренном к высшей мере наказания) ратовал за отмену смертной казни в СССР. Юрис Подниекс честно и откровенно показал проблемы молодежи в фильме «Легко ли быть молодым?» (1986), а в начале «перестройки» снимал поразительные по силе и достоверности документы о трагических событиях в Вильнюсе и Риге, в Тбилиси и Чернобыле, о путче в Москве и о распаде империи.
Один из вечеров был посвящен началу британской школы кинодокументалистики и ее основателю – режиссеру, оператору, сценаристу, продюсеру и актеру Джону Грирсону, и первому поколению британских документалистов – его учеников, единомышленников, соратников, последователей. Деятельность Грирсона и его группы в 1930-40-е гг. положила начало сразу нескольким отраслям аудиовизуального искусства и индустрии: кинодокументалистике, аудиовизуальной рекламе, телевизионной журналистике, репортажу и хронике.
Далее была представлена панорама польской школы. Зарождение школы документального кино в Польше происходило параллельно со становлением «польской киношколы», славу которой составили игровые картины Вайды, Мунка, Кавалеровича и других режиссеров. Настоящим событием в кино 1950-х стали фильмы «черной серии» – блестящие по форме и смелые по содержанию критические свидетельства противоречивых процессов, происходивших в Народной Польше. С начала 60-х, когда режиссеры игрового кино стали искать подходы к современной теме, но редко достигали в этом успеха, именно документалисты смогли рассказать о повседневной жизни обыкновенных поляков – настолько убедительно и в то же время просто, что эти короткие фильмы производят впечатление до сих пор. Документалистика следующего десятилетия (предшествовавшего декаде распада соцлагеря) продолжила эту тенденцию, углубив психологический аспект исследования и развивая формальные эксперименты. Все эти годы польская школа документального кино оставалась одной из сильнейших в мире.

За то недолгое время, что существует «Документальная среда» нам удалось создать ту атмосферу, собрать ту публику и тот клуб, к образованию которых мы стремились. Мы уже «приучили» публику к нашему репертуару, к нашей проблематике и к формату показа. Каждый показ предваряется знакомством либо с автором фильма, либо со специалистом, задача которого – рассказать зрителю о данной национальной киношколе. Поле показа, который длится в среднем от 1 часа до полутора, зрители всегда могут рассчитывать на дискуссию с гостем показа.

Всякий раз на показе присутствуют авторы фильма, продюсеры, эксперты по истории документальной киношколы данного региона, специалисты Международного Мемориала, историки, социологи, киноведы.

Премьерами-открытиями стали показы фильмов современных молодых кинорежиссеров. Так мы представили новый фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю», два короткометражных фильма Дмитрия Золотова «Фатум» о М.Врубеле и «О рыбаке и рыбке» о А.Чехове, блистательные картины Евгения Соломина «Каторга» и «Глубинка 3х4», фильмы Марины Разбежкиной и ее студентов, Алексея Вахрушева, Сергея Зайцева, Светланы Быченко, Олеси Буряченко, Лодзинской киношколы, Мартина Рышавы (Чехия), Анны Булгаковой и Дениса Федорина, Александра Кузнецова, Бориса Караджева и студентов его мастерской, работы польской, чешской, немецкой школы кинодокументалистики и многое другое.»


Обсуждение