Станислав Мареев: «На съемочной площадке всегда легко и беззаботно»

Кино-Театр.РУ

интервью

Станислав Мареев: «На съемочной площадке всегда легко и беззаботно»

– Станислав, первый вопрос будет о вашей первой режиссерской работе... Как случилось, что вам, дебютанту, доверили снимать ответственный проект «Русский спецназ»? Подобный дебют в кино можно расценивать не иначе, как огромную режиссерскую удачу...

«Русский спецназ» был славным проектом. В 2002 году, когда мы его делали, я работал начальником кинопроизводства в компании «Сварог» и как раз подыскивал режиссера на этот фильм. Мы с продюсером Николаем Сусловым только-только закончили проект «Спецназ», его хорошо принял зритель, а телеканал ОРТ (сейчас «Первый канал») все тянул с продолжением. Вместе с Николаем мы придумали сюжет, героев и антигероев нового фильма, и чтобы не делать клона «Спецназа», я предложил снять фильм-иронию, комедийный эдакий боевичок на модную тему. Придумал таких персонажей, как «черные следопыты», убедил Николая вставить их в канву фильма (обсуждение сценария происходило в гостинице «Рэдиссон» в Хельсинки). В какой-то момент Николай предложил мне самому возглавить этот проект в качестве режиссера-постановщика (благо я по образованию режиссер кино и видео). Я решил, что упускать такой шанс неразумно, и согласился. Хоть и с некоторой опаской –– боялся ответственности...

– До «Русского спецназа» вы имели отношение к кино?

– Да, я работал монтажером на сериале «Империя под ударом», на подсъемках экшн-сцен «Спецназа», был его арт-директором, а до сериальной продукции работал на студии «Леста», которую и поныне считаю одной из самых крутых студий России.

– Первый фильм и в главных ролях – звезды первой величины: Лифанов, Турчинский, Сухоруков, Нагиев, Баширов, Федорцов, Стругачев, Трахтенберг, Салтыкова... Как удалось собрать такой звездный актерский состав?

– С Игорем Лифановым и Володей Турчинским мы были хорошо знакомы. Стругачева обожал по театру. Федорцов сам пришел и попросился на роль. Баширова очень люблю еще с юношества. Нагиев просто замечательный человек и отличный актер, быстро согласился и всегда помогал на площадке. Виктор Сухоруков сказал, что любит дебютантов, за что ему честь и хвала. А Ирине Салтыковой позвонил я и предложил пострелять из крупнокалиберного пулемета в кадре. От неожиданности поступившего предложения она, видимо, и согласилась. Надо отдать ей должное, Ирина – суперский человек и всегда все старается делать максимально хорошо. Она в жизни реально трудяга и классный человек.

Что касается кастинга, я всегда стараюсь работать не только с хорошими актерами, но и со всей съемочной группой: с осветителями, художниками, операторами. Наверно поэтому на площадке всегда легко и беззаботно.

– Не кажется ли вам ляпом то, что герой Нагиева, эмиссар террористов, в первой части «Русского спецназа» носит прозвище Принц, а во второй – Омар?

– Если принца зовут Омар, что в этом необычного? (улыбается)

– А если серьезно?

– В первом фильме киношное имя Нагиева вообще никто не произносит, хотя в сценарии он был прописан Принцем. Когда начинали делать продолжение, об этом немного позабыли, и дали его герою новое имя – Омар, которое, на мой взгляд, прижилось идеально.

– Как в случае с [b]«Русским спецназом» удалось уладить с правительством Петербурга вопрос о съемках экшн-сцен в центре города?[/b]

– Это было непросто. Именно поэтому я пригласил на проведение съемок молодого, жаждущего реально крутых дел директора – Максима Бритвенкова (кстати, позднее он придумал и раскрутил популярный ныне сериал «Морские дьяволы», – прим. авт.). Думаю, что тогда только он смог бы сорганизовать «Русский спецназ».

– Почему прокатная версия фильма носит название «Русский спецназ», а телеверсия – [b]«Спецназ по-русски»?[/b]

– Вообще-то изначально фильм «Русский спецназ» должен был называться «Спецназ 13», но чтобы зритель не спутал его с сериалом «Спецназ», решили несколько видоизменить название. К слову сказать, «Русский спецназ» – не самое удачное название. В нем не было заложено ничего комедийного или гротескового, отсюда у зрителей был сбит настрой на фильм. Они ожидали увидеть серьезный патриотический боевик, а получили угарный беспредельный экшн в лучших американских традициях. Пытаясь хоть как-то изменить ситуацию с продолжением и в то же время далеко не отходить от первоисточника, поменяли название на «Спецназ по-русски», тоже, на мой взгляд, не очень удачное...

– Какова судьба кинокомпании «Сварог», на производственной базе которой вы сняли «Русский спецназ», и которая в начале 2000-х расценивалась как одна из самых перспективных в области производства фильмов жанра «экшн»?

– В 2004 году, сразу после съемок своего самого лучшего фильма «Золотая медуза», я покинул эту замечательную кинокомпанию, с тех пор она не сняла ни одного фильма. Было множество интересных задумок, в том числе «Спецназ по-русски 3», но их реализовать не удалось. К сожалению. Сейчас у них новый проект с американцами, хорошо бы у них все получилось...

– Уход из «Сварога» негативно отразился на вашей режиссерской карьере?

– Ничего негативного не случилось, но и приятного было мало: все-таки на «Свароге» я сделал три картины. Сейчас я меняю кинокомпании по две-три в год. Разные проекты – разные студии. «Сварог» мне не принадлежал. Была работа – работал там. Почти сразу после моего ухода из «Сварога» появилось предложение от компании «ДомФильм» – снять «Бандитский Петербург 7». Поразмыслив, я согласился...

– Почему на волне успеха седьмой части вы не сняли восьмую и так далее?

– Я получил новый проект – «Викинг» с Евгением Сидихиным в главной роли. А 8-й блок «Бандитского Петербурга» уже тогда снимал другой кинорежиссер – Сергей Винокуров.

– Историю «Викинга» вы сами придумали?

– Нет, сценарий я написал на основе романа Роберта Микиртумова «Испанец». Книга классная и здорово написана. Я потом долго просил автора, чтобы он написал продолжение, тем более, что была придумана новая интересная история с неожиданным развитием действий и концовкой.

– Не показалось ли вам, что Федорцов, у которого большинство ролей – комедийные, в образе коррумпированного прокурора из «Викинга» выглядит весьма карикатурно?

– Вовсе нет. Он абсолютно органичен в таких ролях, и лишь шлейф его старых комиксов вяло тянет зрителя в сторону от его новых персонажей. Поэтому и надо еще более сложных и драматичных ролей. От этого мы все только выиграем. Андрей очень талантливый человек. Он имеет сильный потенциал и глубину.

– Но все-таки комедийные роли удаются ему лучше... Тот же следопыт Федя из «Русского спецназа», который на пару со Стругачевым попадает во всевозможные ситуации и выбирается из них самым неожиданным образом. Кстати, в дальнейшем их звездный дуэт будете в своих фильмах использовать?

– На самом деле есть продолжение этих двух персонажей в сериале «Золотая медуза», где они отправляются в горы искать сокровища, в то время как рядом орудует картель наркоторговцев и их пути самым забавным образом пересекаются.

– А «Особенности национальной подледной ловли», где также засветился звездный дуэт, вы пытались максимально приблизить к стилю рогожкинских комедий на тему «охота-рыбалка-пьянка», или наоборот, максимально отдалиться от них?

– О Рогожкине я даже и не думал, о его картинах тем более, это уже рекламщики сделали из моего фильма «типа особенности», хотя я был категорически против. Рабочее название было «Отрыв по полной». Это скорее притча, чем комедийный фильм, комедия осталась в первом варианте сценария... Если бы вы читали первый вариант сценария, со смеху умерли бы! Но на его реализацию не хватило денег, и тогда я написал второй сценарий, уже попроще и не такой смешной. В итоге денег не хватило и на него, пришлось многое убрать, переделать. Короче, загубить. Фильмом «Отрыв по полной» я остался недоволен... Кстати, его ассоциируют с «национальными особенностями» Рогожкина потому, что снялось четверо общих актеров: Федорцов, Стругачев, Основина и Русскин.

– Проект, над которым сейчас работаете, это...

– Почти готова «Волчья стая» по Бушкову. К сожалению, этот проект ожидает та же участь, что и «Викинг»: у меня продюсерские договора по картинам, и это означает, что продюсер имеет право на свой вкус и цвет менять в фильме все, что посчитает нужным. Именно поэтому никто не видел режиссерскую версию «Викинга» (она у меня сохранилась, но возможность ее смотреть есть только у друзей и знакомых), а разница очень большая. «Викинг» был перемонтирован полностью, исчезли всякий смысл и логика, то же самое может произойти с проектом «Волчья стая»... Название уже поменяли на «К сведению состоятельных господ и дам». Монтаж стал ужасен, пропала лаконичность и стройность повествования. Может, конечно, я ошибаюсь, может, продюсеры сделали в тысячу раз лучше. Я не спорю, вот только режиссерскую версию «Волчьей стаи» будут видеть лишь мои друзья и близкие. Всем остальным придется довольствоваться урезанной и перемонтированной версией. Обидно, конечно, ведь я этот фильм считал своим самым сильным. Сейчас также идет цветокоррекция другого моего фильма – «Настоящая любовь».

– Коротко о ваших новых фильмах: кол-во серий, актерский состав, особенности...

- «Волчья стая» – 8-серийный боевик по мотивам одноименного романа Александра Бушкова, в ролях: Алексей Серебряков, Алексей Панин, Юрий Смирнов, Рубен Симонов, Александр Баширов, Андрей Зибров, Дарья Дроздовская, Сергей Русскин, Ольга Сидорова, Андрей Сиганов, Самвел Мужикян, Татьяна Федоровская, Алексей Огурцов, Александр Песков, Александр Пятков, Сергей Угрюмов, Мария Саффо и др.

«Настоящая любовь» – полнометражный фильм, мелодрама, в ролях: Игорь Лифанов, Анна Самохина, Владимир Турчинский, Ирина Основина, Анна Лутцева, опять же Татьяна Федоровская, Александр Баширов, Сергей Русскин и Юрий Смирнов...

Особенности? У обоих очень сильное музыкальное оформление...

Алексей Панин, за которым закрепилась слава дебошира, на съемочной площадке «Волчьей стаи» вел себя примерно или все же допускал капризы и скандалы?

– Алексей никогда ничего подобного себе не позволял. Мне кажется, многое, что о нем говорят, просто ересь и наговоры. Каждый яркий актер индивидуален и непрост, но если он заражен ролью и старается, то он старается и на площадке, и вне площадки. Так было у меня на картине.

– Какова судьба сериала «Военная разведка», режиссером которого вы были заявлены еще весной?

– Я не смог снять этот фильм из-за занятости на других проектах, хотя очень хотелось бы поработать с таким мастером, как Игорь Каленов (известный кинопродюсер, директор киностудии «Никола-фильм», – прим. авт.).

– А работу над «Литейным, 4» продолжать будете?

– Зовут все время. Но пока, опять же, занятость не позволяет.

– Задумки на будущее есть? Что будете снимать после выхода «Волчьей стаи» и «Настоящей любви»?

– Есть классный, сумасшедший проект. Проект-скандал, бомба. Если смогу найти деньги, то сделаю его. Бюджет у фильма чуть меньше шестисот тысяч! Сценарий оригинален и необычен. Бог даст – сделаю его в следующем году, не получится, буду снимать что-нибудь другое, по крайней мере, надеюсь, что смогу найти подходящее, хотя сейчас все может произойти – кризис в стране.

– Он как-нибудь отразился на производстве кино и сериалов?

– Отразился. Насколько сильно? Поживем – увидим...


Андрей Коноров
2009 год

фотографии

Обсуждение

анонс