Семен Трескунов: «Нет ощущения, что центр вселенной — это я»

Кино-Театр.РУ

интервью

Семен Трескунов: «Нет ощущения, что центр вселенной — это я»

В Москве завершаются съемки фильма «Невский пятачок» - истории про Павла Прилучного, переместившегося в блокадный Ленинград и столкнувшегося там со своим прошлым лицом к лицу. На съемочной площадке мы встретили исполнителя одной из ключевых ролей, Семена Трескунова, — молодого, но уже довольно известного и востребованного актера, и попросили поделиться впечатлениями от работы на новом проекте, а также поговорили о его отношении к фантастике вообще.

Семен Трескунов: «Нет ощущения, что центр вселенной — это я»


Расскажи немного о своем персонаже. Главный герой «Невского пятачка» - человек из нашего времени, а тебе, как я понимаю, достался кто-то из прошлого.

Да, главную роль исполняет Паша Прилучный, а я играю… фигуру, как мне кажется, очень значимую для персонажа Паши. Про остальное мне сложно говорить, не имею представления, как подробнее рассказать о взаимоотношениях героев так, чтобы не раскрыть сюжет.

Это для тебя первый случай съемок в фильме, который позиционируется как фантастика. То есть был «Призрак», но это другое.

Конечно, «Призрак» - это комедия. Но опыт, полученный на этом фильме, мне немного помог при работе с хромакеем. Если бы я сразу попал в комнату, которая на 360 градусов обклеена хромакеем, я бы, наверно, очень сильно труханул. Очень сложно представить, как все это будет выглядеть на экране, да ведь? Но потом в зале вы увидите, что магия кино — наверное, самая сильная во всем мире.

По поводу «Невского пятачка» хотелось бы сказать, что это, пожалуй, самые сложные для меня съемки в физическом плане. То, что приходится делать здесь, я еще нигде и никогда не делал. Куча всяких атрибутов, которые должны быть всегда при мне: оружие, саперная лопатка, фляга... Шинель очень жаркая. Когда мы снимали на улице и было холодно, она, конечно, меня спасала, но в павильоне — это ад. Постоянно надо бегать, стрелять, постоянно от этого закладывает уши. Но это бесценный опыт. Первые дни я был вообще не подготовлен ко всему этому и в кадре... Не знаю даже, как правильно сказать, манерничал что ли. Когда грязь летит, пытался как-то закрыться, когда пороховые газы — откашливался, махал перед собой рукой. А с течением времени как будто сердце корочкой покрылось. Ожесточился, закалился. Реально почувствовал себя воякой. Это удивительное ощущение, когда ты прямо во время съемок замечаешь, что максимально отождествил себя с персонажем.

Кстати, про оружие: я полтора часа наблюдал за съемками одного дубля и заметил, что у тебя в руках автомат почему-то упрямо отказывается стрелять.

Да! Это одна из самых больших трудностей, с которыми я успел столкнуться. Оружие — это как отдельный артист, к нему тоже нужно относиться с любовью. Вот ты все играешь, а оружие – раз! — и отказалось стрелять. И никогда не догадаешься — почему, причины всегда разные. Ты же не можешь во время дубля, пока кричишь и стреляешь, все это контролировать. При этом я хочу сказать, что у нас очень хорошие пиротехники, всегда забирают у меня оружие, все проверяют, заново его заряжают и не теряют надежды, что в следующем-то дубле все получится.

Как ты вообще к фантастике относишься? Есть фавориты какие-то среди книг и фильмов?

Обожаю фантастику. В детстве очень любил Беляева, Гарри Гаррисона с его серией книг о Стальной Крысе. Вообще очень много читал фантастики. Фавориты среди фильмов - «Интерстеллар», поразил до глубины души. В этом году вышел, на мой взгляд, очень сильный, тонкий и правильный фильм «Прибытие». Мне понравилось, что в его основе лежит очень человеческая история.

Семен Трескунов: «Нет ощущения, что центр вселенной — это я»

Ты оба фильма назвал, в которых экшен, мягко говоря, не на первом месте. У Вильнева его и вообще нет.

Зато какой у него саспенс, почти хичкоковская атмосфера какая-то. А что касается экшена — не в нем, на мой взгляд, смысл фантастики. Это больше про непокоренные миры, далекие дали, светлые умы. Очарование истории не в экшене, а в самой истории. Кстати, Стругацких забыл упомянуть — у них есть прекрасная книга «Страна багровых туч», где советская экспедиция отправляется на Венеру. Там тоже нет никакого экшена, никаких злобных пришельцев — только мир самой планеты, флора, фауна. Сам-то я с детства знал, что Венера для жизни не пригодна.

Это касается и их же «Пикника на обочине». Как такового экшена там нет, никто ни от кого не убегает. Но сама Зона, артефакты, то, как они описаны — все это создает какой-то неповторимый антураж, в который с головой погружаешься.

Ты же сам, кажется, тоже писал какие-то тексты? Ну то есть на Proza.ru есть страница с подписанными твоим именем рассказами. Или это кто-то другой имя использует?

Нет, это действительно мое. Скажу, чтобы опередить насмешки, что я был чуть помладше, когда все это создавал. Я тогда хотел быть писателем.

Я сейчас не про насмешки, а про то, что рассказы там преимущественно мрачные. Убийства, насилие, и вообще все довольно кровожадно.

Вы что, их все прочитали? Да вы герой, можно я вам похлопаю? (Смеется.)

Я объясню, как так получилось. Я с детства был увлечен работами Тарантино и Гая Ричи. Но, как понял уже с возрастом, я допустил ошибку: в попытке уловить их стиль все воспринял слишком буквально. Я, конечно, отметил для себя, что насилие в их фильмах — необходимый художественный элемент, но совершенно забыл, что там помимо этого элемента есть еще какая-то история, а в ее основе — интересные персонажи. Есть какой-то нарратив. А я сделал упор на жестокость, в попытке подражать забыв про все остальное. Слава богу, я это понял.

Когда я это написал, мне было лет 12. До сих пор не знаю, как страницу удалить. Думаете, вы первый, кто про это спрашивает? Делал попытки открещиваться — нет, это не я! А потом решил: а почему бы и нет?

Семен Трескунов: «Нет ощущения, что центр вселенной — это я»

А чего стесняться-то, действительно? В 12 лет все что-нибудь эдакое сочиняют.

Ну, тогда-то мне эти тексты казались гениальными. Я был очень нескромным ребенком. (Смеется.) Мне казалось, что лучше ничего на свете нет, издательства будут друг другу грызть глотки, лишь бы заполучить мои рассказы.

Вопрос, связанный с нескромностью: в этом году «Хороший мальчик» с тобой в главной роли стал настоящим прорывом. Призы на фестивалях, очень позитивные отзывы... Ты после этого фильма почувствовал себя звездой?

Скажу честно: я снимаюсь с 11 лет, отдаю себе отчет, что люди стали меня чаще узнавать, но совершенно не понимаю, в какой момент это произошло. Как-то все это очень постепенно и аккуратно закрадывалось в мою жизнь, поэтому у меня было время на то, чтобы привыкнуть, адаптироваться и выработать в организме антитела. Плюс у меня очень хорошие родители, которые мне помогали. В общем, не появилось ощущения, что центр вселенной — это я.

А «Хороший мальчик» действительно стал стартом в том плане, что он собрал лучшую прессу и открыл мне дороги дальше. Я познакомился с кучей людей — режиссеров, актеров, сценаристов, операторов, с которыми я бы в дальнейшем с удовольствием поработал. Надеюсь, благодаря этому фильму в дальнейшем у меня все пойдет более по-взрослому.

При этом для меня это был редкий отечественный фильм, в котором в центре внимания не просто подростки, а подростки, похожие на живых всамделишных людей.

Потому что писали его очень живые люди, добавляя в сценарий что-то из своего детства. Это же не новая, в сущности, история, и избавиться от обвинений в том, что фильм — плагиат, что все это было уже сто раз, можно было единственным способом: сделать так, как чувствуешь. Оксана Карас так и поступила, перенесла в ленту многое из своего детства. А детство она провела в Казахстане, в школу ходила вдоль берега моря — отсюда и все эти водные пейзажи. В фильме, правда, водохранилище, но лейтмотив-то узнаваемый. А романтическая линия — влюбленность в учительницу английского — почти автобиографический момент одного из соавторов сценария, Романа Кантора. Там куча правды жизни, и это радует. Фильм этим меня сразу и обаял, как только я прочитал сценарий.

Семен Трескунов: «Нет ощущения, что центр вселенной — это я»


Сергей Оболонков

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс