Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

Кино-Театр.РУ

интервью

Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

После появления Михаила Зотова на экране (телесериалы «Карпов» и «Пятницкий») на долю актера Степана Рожнова выпали не только популярность и уважение, но и негодование некоторых зрителей. За что? Абсурдно, но получается, за то, что актер очень уж убедителен в роли «злодея» Зотова. Что сам Степан думает о своем персонаже, об актерской профессии, о жизни? Об этом наша беседа.

Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

Вы родились в семье потомственных врачей... В детстве хотели пойти по стопам родителей?

Мой прадед по отцовской линии - Степан Ильич, кстати, Карпов (смеется) был доктором, прабабушка – фармацевтом, отец стал врачом и назвал меня в честь деда-медика. И не удивительно, что в детстве на вопрос, кем я хочу стать, я заученно отвечал: «Врачом, милиционером, пожарным».
Что же заставило свернуть на другую, творческую дорогу?

Мама водила меня в разные кружки, но надолго я нигде не задерживался. Кстати, может быть, в чем-то благодаря занятиям в этих кружках, я многое умею делать. Когда-то пробовал изготавливать ювелирные украшения, шил сумочки, кошелечки, могу сам сделать ремонт... Однажды мама отвела меня в кружок моделирования. Но на одном из первых занятий я пробежался с машинкой по рядам (радиоуправляемых устройств тогда не было, и машина была у меня на проводке). После чего педагог сказал, чтобы я больше не приходил. Лет с семи я начал заниматься в театральной студии при Доме Пионеров. Мы ставили спектакли и даже ездили на фестивали. Мне нравилось быть с друзьями, притворяться, дурачиться. Позже учился в школе при Щепкинском училище. Но и туда притянула не столько любовь к профессии, сколько сама атмосфера. Когда впервые пришел, то почувствовал некий «свободный дух»: ребята в косухах, слушавшие «Сектор Газа», рядом - магазин, где продавали роковую атрибутику, что я очень любил... После школы я закончил ГИТИС...

Как вы попали в проекты «Карпов» и «Пятницкий»?

К тому времени я уволился из своего театра («Школа современной пьесы» - Н.А.) и искал, чем занять себя. Решив было вообще покончить с профессией, от нескольких предложений прийти на кинопробы отказался. Но вот предложили сняться в маленьком эпизоде в «Глухаре» («Снова Новый!»), и я согласился – в тот момент очень нужны были деньги. А примерно через год после этого меня пригласили на роль Михаила Зотова. Я прочитал сценарий и подумал: это путаница, недоразумение. Ведь Зотов крушил все и мучил всех вокруг, и я не представлял, как смогу влезть в «его шкуру». Я видел на его месте другого человека, в чем-то такого, как Карпов. Мне объяснили, что никто ничего не перепутал. Оказывается, главный сценарист Илья Куликов сразу сказал: «Зотова играть должен Рожнов». И все же я долго сомневался, надо ли это делать. Режиссер Иван Щеголев провел пробы. Меня утвердили. То, что Зотов стал таким, каким его увидел зритель, не только плод моей работы, но и результат труда режиссера и художников...

Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

Кто придумал прическу для Зотова?

Художник по гриму Ирина Егорова.
В жизни вы выглядите совсем другим, вас часто узнают?

Нет, хотя я езжу в общественном транспорте. И хорошо, что не узнают – иначе я себя неловко чувствую.
Я знаю, что близкие переживали из-за того, что после выхода фильма вас воспринимают как Михаила Зотова, а не как Степана Рожнова. Вот фразы с кинофорума: «Как актёр он чересчур убедителен, играет так, что страшно становится, веришь, что он так же жесток, как и его герой». А кто-то даже угрожал «расплатой», если будете впредь играть «плохишей». Не было мысли отказаться от дальнейших съемок?

Нет. Актерская работа – это профессия. Кто и что со стороны говорит о моем герое и моей игре, меня не касается, я живу и занимаюсь своим делом. А отождествлять персонаж с актером, кино с реальностью – неправильно, а порой даже опасно. Известно, что вдова Петра Исаева, прототипа Петьки из «Чапаева», покончила с собой потому, что ее муж в фильме был показан как ухажер Анки, что реальности не соответствовало совершенно.

Как вы для себя оправдывали своего персонажа, чтобы сыграть его живо, не схематично?

Я много думал, от чего все-таки он стал таким. И понял: он не способен жалеть и любить, от того, что его этому не научили. Корни этой проблемы в детстве. Человек проецирует себя в мир, и если он никого не любит, то и себя не любит.

В одной из последних серий «Пятницкого-3», на мой взгляд, есть ключевые для понимания характера Зотова сцены. Там показано, что отец был агрессивен с мальчиком и не только избивал его, но еще и учил раненых не оставлять в живых...

Кстати, как мне потом сказала одна из сценаристок, за основу этих эпизодов взяли мое видение ситуации, о котором я говорил, о том, что мальчик рос недолюбленным, а потому и стал жестоким, не способным любить и сочувствовать.

Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

Как технически снимались сцены допросов, в которых Зотов так правдоподобно бьет задержанных?

Вообще постановка драк - это целая школа. Удары идут «на перекрытие», их, по сути, нет, но при этом со стороны они кажутся реальными. Сначала приходит постановщик трюков (у нас это был Дмитрий Николаевич Тарасенко), который все, шаг за шагом, объясняет и показывает. Это похоже на замедленный балет. (Улыбается) Показывает, какой удар куда должен уйти, чтобы не покалечить друг друга, а мы все это учим, учим... Потом приходит режиссер, говорит, что все не так, что это полная фигня, и все приходится переделывать. В итоге все складывается, как надо... Сериалы - это вообще коллективный труд.

Как вы считаете, для Михаила Зотова есть что-то святое в жизни?
Я для себя стараюсь это понять и привнести в его облик, хочу вытянуть Зотова из ряда «сказочных злодеев». Ведь одноцветный образ неинтересен. Наверное, в новом сценарии что-то такое будет. Думаю, в Зотове есть «нечто», что дремлет и пока не проявилось.

Да ведь уже были намеки на это «нечто»: пусть по-своему, но он все же любил Леру?

Страх смерти и одиночества для всех людей фундаментальные по природе. Зотов – не исключение. С одиночеством он подсознательно пытается справиться, общаясь с женщинами. Но отношения с Лерой стали развиваться не по привычному для Зотова «сюжету». А ее смерть заставила его почувствовать, если не любовь, то боль утраты, - всё же человеческое чувство. Это меняет его поведение, и в стремлении отомстить объединяет с Карповым. Постепенно Зотов начинает видеть в нем единственного близкого человека, а в заключительных сериях - и того, кто «прикроет ему спину».

Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

С Владиславом Котлярским вы играли и в «Следственном комитете», и в «Карпове», и в «Пятницком». Вы общаетесь в жизни?

Да, у нас уважительные, добрые отношения, хотя взгляды на жизнь в чем-то расходятся. В декабре мы даже случайно встретились на отдыхе в Таиланде. Потом Владислав пригласил меня в кругосветку – с друзьями, на яхте. Я с ними ненадолго ушел... Он звал еще и на Эльбрус, но я не смог, по времени...

Вы получили шрам на съемках «Карпова», как это случилось?
Да, шрам у левого глаза. Просто стекло в двери подъезда было не каленым, а обычным, и когда во время погони я дверью хлопнул, стекло рассыпалось...

Где сейчас снимаетесь?
Вот только начались съемки «Карпова-3». Завтра у меня первый съемочный день.

Знаю, в перерывах между съемками вы занимаетесь музыкой, и у вас есть своя группа «Гой парад».

Это даже не группа, а проект. Мне всегда нравилось что-то делать, сочинять, играть, вот я и организовал... Сейчас мы в составе «Г.П.» (Степан Рожнов – гитара, вокал, Андрей Лаврентьев – бас-гитара) записываем альбом в городе Владимир на студии Анатолия Андрианова. «Осторожно, осьминог», так будет называться наш музыкальный фотопроект. Это совместная работа с фотохудожником Алисой Тим.

Чем еще занимаете свободное время?

Бытовыми мелочами. Веду обычный образ жизни.

Здоровый?

Стараюсь, и иногда удается. На сноуборде катаюсь, в хоккейчик играю, а утром – зарядка, йога. Иногда, правда, ленюсь. Ну, и питание, конечно, важно. Я, например, только растительную пищу ем.

Степан Рожнов: «Опасно путать кино с реальностью»

В жизни вы уверенный в себе человек?

С возрастом становлюсь увереннее. Хотя все относительно: в профессии всегда сомневаюсь, смогу - не смогу. Сначала долго обдумываю, но если решил, то своего добьюсь.
У вас есть настольная книга?

Книга, к которой я часто обращаюсь в мыслях - «Сидхартха» Германа Гессе. На данный момент она самая значимая для меня.

Девиз, который помогает выжить, не впадать в депрессию...

«Здесь и сейчас».
Роль, которую хотите сыграть…

Нет конкретной роли, играть хочется значимые, важные роли в фильмах. Я отношусь к профессии, как к делу, которое могу делать в этом мире, и стараюсь работать добросовестно. Может быть, я не типичный актер: не часто хожу в театры, не читаю пьес, и у меня нет любимого героя.


Нонна Алиева

Ссылки по теме

фотографии

Обсуждение

анонс