Александр Макогон: Ненавижу повторяться

Кино-Театр.РУ

интервью

Александр Макогон: Ненавижу повторяться

Александр, весной состоялась премьера телевизионного фильма «Цыганки», где Вы сыграли главную мужскую роль. Это не первая Ваша совместная работа с Алексеем Пимановым. Чем эта роль для вас примечательна?

Действительно так. «Три дня в Одессе» был первый фильм, куда меня пригласил на главную роль Алексей Викторович. Затем «Александровский сад», «Охота на Берию». Еще небольшую роль – алкоголика Васи – сыграл в его односерийке «Мужчина в моей голове». Теперь вот «Цыганки»…

Какой из этих проектов стал для Вас самым интересным или самым сложным?

Я бы сказал, самым запоминающимся. Конечно, «Три дня в Одессе». Это был для меня первый опыт съемок в полнометражном фильме, в главной роли! Фильм шел в кинотеатрах! Все это было для меня в первый раз! И потом Алексей Викторович всегда так подробно готовится, мы все долго обсуждали роль, придумывали даже, чем занимается персонаж в свободное от работы время – в принципе то, что не входило в сценарий фильма. Мои партнеры – замечательные друзья, появившиеся в моей жизни, – это Дима Жулин и Ксюша Кузнецова, с которыми мы, практически, не выходили с площадки. Ощущения, сравнимые, наверное, с первым курсом института. Просто кинематографический запой, когда все горели, хотели что-то сделать. Вся группа. Очень теплое воспоминание. И потом, все это происходило в Одессе. В общем, было здорово. Побольше бы таких съемок.
И как Вам работалось с Алексеем Викторовичем – он же не профессиональный режиссер?

А для меня не это главное в работе с Алексеем, а главное, что он знает предмет, понимает, о чем говорит. Он способен так увлечь своей идеей, так погрузить тебя в обстоятельства и подробности сюжета!.. Сегодня, к сожалению, не всем «профессиональным» режиссерам это под силу! К тому же с ним всегда безумно интересно!

В фильме «Цыганки» Ваш герой по сюжету – боксер. Была ли специальная подготовка, Вас не мучили тренировками?

Меня пытались мучить специальными тренировками. Если я чего-то не умею, то скрывать этого не собираюсь. Я сразу сказал, что я – не боксер, да и фильм, считаю, в общем, не про это. Собственно не было такой задачи, делать из меня Рембо или Рокки. Хотя занятия все-таки были – ведь мы должны были соответствовать.
Я смотрел старые записи, старался изучить материал. Спорил с ребятами – постановщиками трюков, потому что, как мне казалось, они ставили современный бокс, а я видел, что это немного разные вещи – бокс 1947 года и современный. Другие скорости, даже другая стойка. Но еще раз говорю: я убежден, что фильм не об этом. Хотя это предлагаемые обстоятельства, очень важные и интересные.

Но насколько я знаю, лично Алексею Пиманову хотелось большего от меня как от боксера, а не только как от артиста…
А как Вы вообще готовитесь к роли?
Готовлюсь! И, как правило, очень тщательно! Конечно, не хочется просто плевать в вечность. Если есть такая возможность, если есть соответствующее отношение к процессу со стороны продюсеров, режиссера, творческой группы, и ты понимаешь, что люди сюда пришли не просто «деньжат срубить по-быстрому», то такая подготовка превращается в праздник!
На самом деле, это больной вопрос. Потому что чаще всего вся работа над ролью, и все то, что ты хотел воплотить в жизнь, чаще всего остается невостребованным. Иногда из-за отсутствия средств, необходимых для нормального творческого процесса, а иногда по причине отсутствия этого творческого процесса как такового…
«Цыганки» – это тот случай, где что-то удалось, что-то нет. Но даже при всех неурядицах, которые были на съемочной площадке, актерам давали возможность реализовать себя. Такое бывает не часто, к сожалению.
У Вас были разные роли – и исторические персонажи, и современные…

Да, мне на роли везет. Везет на разнообразие предложений! Были и маньяки, и негодяи…

Что-то я не помню вас в роли негодяя, мне казалось, вам только положительные роли и достаются. Вот «Цыганок» я посмотрела «от и до»…

Рад, что Вам понравилась наша работа!

Мне было интересно сниматься. Время – конец войны. Мой герой возвращается с фронта, дошел до Берлина, был ранен. Остался жив. Чемпион. Победитель. Весь мир перед ногами. Любовь. Затем слом, лагеря, запуганный, смирившийся с несправедливостью человек, человек который мог свернуть горы и вдруг в какой-то момент даже за жену не торопится заступиться, потому что считает – с этим разберется милиция. Можно ли сохранить себя несмотря ни на что? Это такое интересное время, такое интересное состояние. Такой простор для актерской игры!
При том, кошмар какой-то творился на площадке. Но оказалось, что все неурядицы пошли в плюс фильму. Не давали расслабляться, все всегда были в собранном состоянии.
Кино – это вообще магическая история. Может все получаться на площадке, и кажется, что все должно состояться, случиться. А потом смотришь и понимаешь, что не срослось. Вроде ты все сделал – а общей истории нет. Почему так – этого никто не знает. Бывает, все рассчитывается до миллиметра, все – это будет бомба!.. а вон нет. А бывает, что тихо собрались, что-то сняли – и фильм идет несколько недель при полных залах, народ скупает диски…
А какие свои работы Вы бы отметили как интересные, запоминающиеся?

Не знаю. Не могу что-то выделить. Мне все нравится, люблю сниматься я все роли свои люблю. Могу сказать, что не нравиться.
И какие из ваших фильмов вам не нравятся?

Нет, этого я не скажу, зачем же обижать людей. К счастью, некоторые из этих фильмов не вышли, и, надеюсь, уже не выйдут. Вот там что-то не случилось…

А не жаль потраченного времени?

Нет! Я актер и это моя работа. И потом, это всегда опыт. Даже когда ты сидишь без работы – это тоже опыт. Не менее ценный!

А бывает, что сидение без работы, плохо влияет на человека. Он расстраивается, перестает в себя верить, растрачивает себя не на то… Может, это не всегда благо?

Мне трудно судить. Безусловно, бывают и такие грустные истории. Но я достаточно цинично к этому отношусь. Мне кажется, что за такими историями есть некое лукавство. Ненавижу передачи, где идет актерское нытье на тему «Тем я замечательнее, чем труднее прожита жизнь». Меня просто выворачивает от этого. Этакая русская тоска: чем мне хуже, тем мне лучше. Не могу сказать, что у меня все всегда складывалось прекрасно, но я не хочу в свою жизнь пускать эту тоску: ах, я сижу без работы! Кроме актерского мастерства и актерской работы существует очень много интересных вещей. Если тебя волнует то, что ты сидишь без денег – иди, работай. Я не вижу ничего в этом зазорного и никогда от работы не откажусь, если перестану быть востребованным актером. Моя жизнь не прекратится. Почему я должен так серьезно к себе относиться. Да, сегодня у меня получилось быть актером и, возможно, я потратил на это лучшие годы своей жизни. 17 лет я в этой профессии. Ну не случилось, и что теперь? Иди вперед, продвигайся дальше. Будь интересным людям и тогда ты будешь востребованным. Если ты не интересен ни себе, не людям – что ты хочешь от других?

Почему ты думаешь, что люди при своих проблемах будут обращать внимание на твои? Почему я должен жалеть человека, который всем рассказывает, как ему плохо. Да мне не интересно. Расскажи о том, как ты хорошо живешь! Научи меня жить счастливо, вот что мне интересно.
На что обращаете внимание при выборе сценария?

Играл я это уже, или нет. Ненавижу повторяться. Но никуда не денешься: есть определенная фактура, есть определенный набор ролей. Очень любят предлагать подонков, я почти всегда соглашаюсь. Всегда можно придумать что-нибудь новенькое! Конечно, очень важно кто снимает, какие партнеры у меня будут, потому что от этого многое зависит. Кино – это работа командная. И очень важно, чтобы все, как говорится, срослось!
Люблю работать с друзьями, счастлив, когда удается еще раз встретиться с близкими по духу людьми! Мне кажется, что очень важны хорошие отношения на площадке, начиная от продюсера и заканчивая водителем. Или наоборот, начиная с водителя. Вся группа – это единый организм. Не всегда в результате долгой совместной работы может получиться шедевр. Но жизнь на площадке – важнее. Если там, в этой жизни, все хорошо, значит, будет и хороший результат. Поэтому очень важны личные взаимоотношения. И я ими очень дорожу.
А фильмы со своим участием смотрите?

Нет!!!
Почему?

Я не могу на это смотреть. Я самоед и параноик! Нет, ну конечно что-то я смотрю. Смотрю, но не аплодирую! Честно скажу, по мне, из всего того, что я сыграл на экране, есть минуты, которые я мог бы выделить и сказать, что что-то получилось. Значит, не зря меня Гончаров учил, не зря я место занимал в институте! Но это всего лишь минуты. Сказать, что у меня есть какие-то знаковые работы – я не могу. Я еще молодой артист, у меня все впереди! Я на это надеюсь!
А что было бы интересно сыграть?

Мой учитель, Андрей Александрович Гончаров на репетициях кричал: «Любой жанр, кроме скучного!». Хочется, чтобы у нас в кино был любой жанр, кроме скучного, чтобы производство фильмов перестало быть бездушной фабрикой и перешло в другое качество.

А найти для себя что-то интересное можно в любой роли!
А какое кино Вы смотрите сами?

Разное! Смотрю много и очень разное по жанру! Сейчас запал на американские сериалы (смеется). «Клан Сопрано», «Косяки», «Доктор Хаус» и т.д. Отличные сценарии. Смотрю, чтобы ощутить хорошую эстетику хорошего кино. Там все сбалансировано и есть главное, когда ты доверяешь героям и становишься единым целым с тем, что происходит на экране. Ну и что, что про американцев. Там живут обычные люди, их волнуют обычные проблемы.
Очень люблю все старые фильмы Михалкова. Почему-то многие стесняются сейчас говорить, что Михалков хороший режиссер. Я считаю, что он не просто один из лучших сегодня, а просто – лучший.
Люблю смотреть на работы своих друзей актеров. Я бы даже сказал, что люблю смотреть не фильмы, а на актеров. Хороших актеров могу смотреть в любом фильме, в любой роли. Когда за актером стоит личность, его человеческая глубина – тогда могу смотреть на него бесконечно.
А как Вы пришли в актерскую профессию?

Я вырос в шахтерском городе Донецк. Кстати, в свое время я пробовался в фильм «Свадьба» к Павлу Лунгину на роль, которую в итоге сыграл Марат Башаров. Как он был увлечен тем, что я из Донецка. Я ему столько шахтерских историй рассказал… Но сняли Марата. Сейчас мы, кстати, с ним будем вместе сниматься, и я ему расскажу, как он сломал мою актерскую жизнь (смеется).
Так вот, родился в Донецке и до 17 лет там прожил. Тогда это еще был Советский Союз. К 10-му классу я и мои педагоги пришли к выводу, что мне, к сожалению, прямая дорога «в артисты». Я спросил: «И куда мне?» Сказали, что в Москве есть ГИТИС, куда я поехал и… поступил.
Каким Вы были студентом?

До сих пор не понимаю, честно говоря, за что меня взяли.

Когда мы учились уже на четвертом курсе, Андрей Александрович набирал свой последний курс. И я помню, пошел в приемную комиссию… Повыпендриваться… Послушать студентов… Я оттуда вылетел красный, как рак. Мне было так стыдно! Я понял, что так никогда не смогу сыграть и в этом состоянии уже никогда не смогу быть. Когда глаза горят! Когда готов на все!
Не понимал, что со мной происходило во время учебы, и не понимаю, как так случилось, что получая удовольствие от своей профессии, я еще за это и деньги получаю!

Просто счастье какое-то!

За те 17 лет, что вы в профессии, разочарования от дела, которым занимаетесь, не было?

Конечно! 37 лет, кризис среднего возраста! Каждый вечер в подушку рыдаю, что ничего в жизни не сделал. Вот Моцарт, вот Наполеон! А я? (смеется)А с другой стороны, чего мучиться и жалиться? Получилось то, что получилось. Сын растет. Дерево, по-моему, посадил и не одно. Дом строить собираюсь… вот-вот!
Какие планы впереди?

Проекты есть, но пока о них говорить не хочется. В ближайшем будущем буду работать с одним из своих любимых режиссеров – Вадиком Шмелевым в продолжении фильма «Дикий» с Игорем Лифановым в главной роли. Фильм авантюрный, с юмором, как я люблю.
Не люблю, когда рыдают все 264 серии. Кому это надо? Но очень приветствую, когда в фильме есть юмор, ирония.
А самому не хотелось бы снять фильм?

…Здесь он загадочно улыбнулся, и на этом интервью закончилось?!. Ну конечно, кто не мечтает стать генералом? У любого нормального артиста в определенный момент возникает мысль, что он-то лучше, чем все режиссеры, и уж он-то знает, как надо снимать кино! Тут главное, чтобы она возникала ненадолго! Конечно, и я знаю, как надо снимать кино! (смеется) Но этого знания, к счастью, недостаточно! Мои коллеги знают, что я люблю приговаривать «Вот вырасту - стану режиссером!». Обычно это звучит как угроза! Возможно когда-нибудь, если так случиться и мне кто-то доверит такую работу, и если я к этому моменту буду готов… Но серьезно пока я это не рассматриваю. Разве что пойти в продюсеры?.. Надо подумать! (смеется)


Беседовала Екатерина Кузьмина
Июнь 2010 года

фотографии

Обсуждение

анонс