Натан Альтман

Кино-Театр.РУ

НАВИГАЦИЯ

Натан Альтман фотография

Альтман Натан Исаевич

22.12.1889 - 12.12.1970

Фильмография: 3 работы в 3 проектах

биография

10 (22) декабря 1889, Винница - 12 декабря 1970, Ленинград

Русский художник.
Учился в Одесском художественном училище (1903–1907) и в частных студиях Парижа (1910–1911). Жил и работал преимущественно в Петербурге-Ленинграде (1912–1921 и с 1936) и в Москве (1921–1928).

В молодые годы, став одним из основателей «Еврейского общества поощрения художеств», стремился применить принципы модерна к осмыслению древних символов и орнаментов еврейского религиозного искусства (графические циклы Картинки Натана Альтмана, 1914–1916, оформление альманахов Сборники Сафрут, 1917 и др.).

Со временем его искусство становится все более интернационально-авангардным, близким кубизму и футуризму. Изысканной кристалличностью форм выделяется его портрет Анны Ахматовой (1914, Русский музей, Петербург), который считается едва ли не лучшим портретом поэтессы. В те же годы выступает и как скульптор, и здесь обнаруживая свой нервно-экспрессивный, чуткий ко внутренней ритмике форм талант (Автопортрет, 1913, бронза, там же).

Искренне увлеченный революцией, в 1918 оформил массовый спектакль режиссера Н.Н.Евреинова, устроенный по поводу первой годовщины Октября. Работа явилась крупнейшим по масштабу авангардным хэппенингом той эпохи (когда центральные монументы Петрограда – типа Александровской колонны на Дворцовой площади – были преобразованы посредством временных декораций в футуристические композиции, знаменующие радикальное историческое обновление).

Впрочем, революционная патетика мастера постепенно обретала все более иронически-театральный характер (картина-эскиз Петрокоммуна, 1921, там же; и др.); к тому же он все активнее уходит и в сферу сценографии как таковой (оформление спектаклей театра «Габима», а также Государственного еврейского театра, ГОСЕТ, в Москве, 1920–1928).

В 1918–1920 — профессор Свободных художественных учебных мастерских (СВОМАС). Им сделано несколько графических и скульптурных портретов Ленина.
С 1921 — руководитель отдела изобразительного искусства при Народном комиссариате просвещения. В этот период главным в творчестве становится работа в театре.

В 1922 году выполнил художественное оформление спектакля по пьесе С. Анненского «Диббук» в театре «Хабима». Также оформил спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1921; «Доктор» по Шалом Алейхему, 1927; «Десятая заповедь» И. Добрушина по А. Гольдфадену, 1926, и другие.
В 1925 работает над эскизами декораций и костюмов к кинофильму «Еврейское счастье» (по Шалом Алейхему). В 1924–1928 — главный художник ГОСЕТа.

Уехав в Париж (в связи с гастролями ГОСЕТа), оставался там до 1936, однако значительного художественного успеха за границей не имел. Вернувшись в СССР, плодотворно работал как художник театра и книжный иллюстратор и на киностудии Ленфильм.

источники информации

фотографии

дополнительная информация

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Обсуждение