Художник кино — специальность особенная. Его работа должна как бы раствориться в киноповествовании. Если мы верим экрану, не видим «белых швов», то, можно сказать, что работа художника-постановщика удалась. Ведь именно он первым «видит» кинокартину. С ним непременно советуются и режиссер, и оператор.
Художником кино, профессионалом высочайшего класса был заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Иванович Истратов (1928-2007). На его творческом счету более 30-ти художественных фильмов. Сейчас, когда Свердловская киностудия отмечает свое 70-летие, мы не можем не вспомнить о том, что ему бы в эти дни исполнилось 85 лет.
Студия и Юрий Истратов связаны между собой крепчайшими узами. Юрий пришел сюда в 1954 году после окончания художественного факультета ВГИК.
И остался верен родной киностудии на всю жизнь. Здесь прошли его «труды и дни».
В таланте мастера можно убедиться сразу, взглянув на эскизы к фильму «Угрюм-река». Страстная черно-белая графика передает бурный, взрывной накал человеческих чувств в этой картине. Насыщенный, «многоликий» колорит определяет сложную психологическую вязь отношений персонажей в «Приваловских миллионах». А как тщательно готовился Юрий Иванович к съемкам фильмов военной тематики «Игра без правил» и «Сильные духом».
Сохранилось несколько альбомов с собранными им фотографиями подлинных немецких интерьеров. И Таллин успешно «исполнил роль» поверженного Берлина в фильме «Игра без правил». Скрупулезно, до мельчайших деталей «гримировал» Юрий Иванович Львов 60-х годов под времена гитлеровской оккупации в фильме «Сильные духом».
Юрий Иванович был требователен, не терпел разгильдяйства и неряшливости. Если было нужно, сам брался за молоток или метлу, приводя в порядок съемочную площадку. Сохранился фотоснимок, где он с метлой на съемочной площадке «Приваловских миллионов».
Художник-постановщик – это и своеобразный «инженер-строитель». Он не только разрабатывает эскизы, но воплощает их в декорации. И здесь Юрий Иванович был первоклассным мастером. Впервые я увидел Истратова на премьере художественного фильма «Пора таежного подснежника» (режиссер Ярополк Лапшин). Весна 1959 года. Свердловский кинотеатр «Салют» заполнен до отказа. Картина
тогда получила несколько премий на Всесоюзном кинофестивале в Минске. В том числе и за работу художника-постановщика Ю. Истратова. Я запомнил его тогда молодым, элегантным, увлеченным. Собственно говоря, этот образ сохранился и позже, когда мы ближе познакомились в процессе работы на студии. Истратов работал не только для кино. Очень точно сказал о нем близкий друг и коллега заслуженный художник России Виталий Волович: «Его дарование перерастает поставленную задачу, возвышая эскиз до степени самостоятельного художественного произведения. В этих эскизах, а также в пейзажах и натюрмортах раскрывается его талант колориста и пленительная свобода его живописного темперамента».
А сколько настойчивости, воли, изобретательности вложил Юрий Иванович в создание музея нашей киностудии, который открылся 26 августа 1994 года! Как свидетель, могу определенно сказать: музей появился только благодаря энергии Юрия Ивановича. У него, честного и порядочного человека, никогда не было двойных стандартов. Он был искренним в жизни и в искусстве. У него была светлая душа. Душа — это отзвуки, отклики, реагирование на все происходящее...
Константин Сергеевич Станиславский говорил еще короче: талант — это душа.