
Шифрин Ниссон Абрамович
28.06.1892 - 03.04.1961
Фильмография: 3 работы в 3 проектах
16 (28) июня 1892, Киев - 3 апреля 1961, Москва
Театральный художник.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Народный художник РСФСР (21.02.1958).
Родился в семье небогатого коммерсанта; получил традиционное еврейское образование, затем был отдан на обучение в гимназию, по окончании которой, в 1911 году, подчинившись воле родителей, поступил в Киевский коммерческий институт. Одновременно, следуя собственному призванию, в 1912—1915 годах учился в школе рисования и живописи А. А. Мурашко.
В 1916 году окончил институт, но коммерсантом так и не стал: в 1918—1919 годах учился в студии Александры Экстер — одного из лидеров русского художественного авангарда; в 1920—1921 годах — в Украинской академии художеств в Киеве.
Преподавал во ВХУТЕИНе (1929—1930), Полиграфическом институте (1931—1932), ГИТИСе имени А. В. Луначарского (1934—1936) — в Москве.
В 1924–1927 гг. заведовал графическим отделом Центроиздата. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х сотрудничал с ГИЗ, издательством «Молодая гвардия». Оформил книги: «Чирики-пузырики» (1927, 1929; вместе с другими художниками), «Октябрятская» (1930, 1931) Н. Венгрова; «Кем быть?» В. В. Маяковского (1929), «Роальд Амудсен» Н. И. Дементьева (1931), «Звери в пещере» М. А. Гершензона (1931) и другие. Во второй половине 1930-х выполнил диораму Кабардино-Балкарии для ВСХВ (вместе с М. Г. Генке-Шифриной).
В 1925 г. вступил в ОСТ (Общество станковистов), членами которого стали и некоторые художники-евреи, входившие до этого в Художественную секцию Култур-лиге, — А. Тышлер, И. Рабичев, Д. Штеренберг (председатель Общества) и А. Лабас (1900–1983). Общество просуществовало до 1932 г., когда оно, как и все другие художественные группы и объединения СССР, было распущено после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Главный художник ЦАТСА (1935—1961). На протяжении 1930-1940 годов не прерывалось также его сотрудничество с еврейскими театрами. Член ВКП(б) с 1942 года.
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Выезжал в командировки на Западный фронт в Смоленскую область (1942), Сталинград (1943).
Участник многих зарубежных выставок: XIV Международной выставки искусств в Венеции (1924), Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925), Международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге и Нюрнберге (1927), Международной выставки «Современное книжное искусство» в Кёльне (1928), немецких художников в Берлине (1928), Международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), Всемирной выставки «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939), Всемирной выставки в Бельгии (1958); советского искусства по США (1929, передвижная), в Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Кенигсберге (1932), Мадриде и Марселе (1933), Лондоне (1934), Англии (1936, передвижная).
Провел персональные выставки в Москве (1953, 1962).
Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Жена — художница Маргарита Генриховна Генке /1889–1954/, из шведской дворянской семьи, приняла иудаизм.
Сталинская премия первой степени (1949) — за оформление спектакля «Московский характер» А. В. Софронова.
Сталинская премия второй степени (1951) — за оформление спектакля «Флаг адмирала» А. П. Штейна.
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по
этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в
гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.